Слайд 1Сергей Михайлович
Эйзенштейн
Слайд 2Сергей Михайлович Эйзенштейн - режиссер, сценарист, теоретик киноискусства. Сергей Эйзенштейн
родился 22 января (по старому стилю - 10 января) 1898
в зажиточной семье инженера, главного архитектора Риги. Его отец - Михаил Осипович - еврей, мать - Юлия Ивановна, урожденная Конецкая, - из семьи архангельских купцов
Слайд 4Это Сергей Эйзенштейн во время съемок фильма "Старое и новое".
Слайд 5Сергей Эйзенштейн(1898-1948) успел снять всего 7 картин
Слайд 6Киноработы Сергея Эйзенштейна: "Стачка" (1924; х/ф; в Париже фильм получил
серебряную медаль), "Броненосец "Потемкин" (1925; х/ф; Американской киноакадемией признан лучшим
фильмом 1926 года; в 1926 - "Супер гран-при" - высшая награда Парижской выставки искусств; в 1958 экспертным международным жюри была включена в десятку лучших картин мира всех времен и народов), "Октябрь" ("Десять дней, которые потрясли мир"; 1927; х/ф; из отснятых 49 тысяч метров пленки было отобрано 2 тысячи), "Старое и новое" ("Генеральная линия"; 1929; х/ф), "Землетрясение в Оахаке" (1931; документальный фильм о Мексике), "Да здравствует Мексика!" (1931; х/ф; окончательно смонтирован в 1979 Григорием Александровым; в 1979 - почетный Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве; на фестивале Госфильмофонда "Белые столбы-1998" был показан альтернативный вариант фильма, смонтированного питерским режиссером и киноведом Олегом Коваловым из 75 тысяч метров кинопленки, отснятой Сергеем Эйзенштейном - "Мексиканская фантазия" - 10 часов показа), "Бежин луг" (1935-1937; х/ф; в момент съемок фильм был подвергнут резкой критике и снят с производства; восстановлен в 1971 по срезкам кадров Юткевичем и Клеманом), "Александр Невский" (1938; х/ф; 1941 - Государственная (Сталинская) премия СССР; в конце 1939, когда в Москву приехал министр иностранных дел фашистской Германии И. Риббентроп, фильм был снят с экранов), "Иван Грозный" (1944; х/ф, первая часть трилогии "Иван Грозный"; 26 января 1946 года удостоена Сталинской премии первой степени), "Боярский заговор" (1945, на экраны вышла в 1958; х/ф, вторая часть трилогии "Иван Грозный")
Слайд 7Сергей получил солидное и разностороннее домашнее образование, знал английский, немецкий
и французский языки, был хорошо знаком с русской и мировой
литературой, занимался фотографией, ставил любительские спектакли, увлекался рисованием. Отец хотел, чтобы сын продолжил его доходное и респектабельное дело. В 1915 окончил Рижское реальное училище, потом учился в Петроградском институте гражданских инженеров. Весной 1917 Сергей Эйзенштейн был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск, а после ее расформирования, 18 марта 1918, вступил в ряды Красной Армии. В сентябре выехал с эшелоном на северо-восточный фронт. Эйзенштейн "прошел путь от телефониста до техника и поммладпрораба", был сапером, техником-строителем, одновременно участвовал в самодеятельности как художник, актер и режиссер.
Слайд 8В начале 1920-х два года был слушателем и режиссером-стажером Государственных
высших режиссерских мастерских под руководством Мейерхольда. Свой первый спектакль в
театре Эйзенштейн поставил по пьесе А.Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты", оставив от нее, по словам критиков, "одни обломки", сохранив лишь фамилии действующих лиц, несколько реплик и отдельные сюжетные ходы. С 1923 руководил театральными мастерскими Пролеткульта, где преподавал самые различные дисциплины от эстетики до акробатики.
Слайд 9В 1924 Сергей Эйзенштейн перешел работать в кино. В 1925,
совместно со своими учениками Григорием Александровым, Максимом Штраухом, Иваном Пырьевым,
выпустил первый фильм "Стачка". В том же году, за рекордно короткие сроки (съемки и монтаж заняли три месяца) был выпущен фильм "Броненосец "Потемкин". "Официальный просмотр состоялся в Большом театре в конце декабря 1925. Когда просмотр подходил к концу, Эйзенштейн вспомнил, что последний кусок не приклеен, только приложен и так и пошел в коробку. Чем больше гремел зал, тем больше волновался Эйзенштейн: вот сейчас будет обрыв, застучат люди ногами, сломается накал участия в картине. Но обрыва не произошло: несклеенный кусок прошел как склеенный. Случилось как будто чудо: то ли Сергей Михайлович неверно вспомнил, то ли разогрелась пленка, и прикипел кусочек ленты к другому куску. Все кончилось бурными овациями.
Слайд 10"Иван Грозный" (1944; х/ф, первая часть трилогии "Иван Грозный"; 26
января 1946 года удостоена Сталинской премии первой степени),
Слайд 13Броненосец "Потемкин" (1925; х/ф; Американской киноакадемией признан лучшим фильмом 1926
года; в 1926 - "Супер гран-при" - высшая награда Парижской
выставки искусств; в 1958 экспертным международным жюри была включена в десятку лучших картин мира всех времен и народов),
Слайд 15«Алекса́ндр Не́вский» — советский исторический фильм о древнерусском князе, одержавшем
победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере
5 апреля 1242 года. Относится к плеяде классических советских исторических фильмов 30-х годов и считается одной из лучших работ Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев.
Слайд 16Николай Черкасов в фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский"
Слайд 17Александр Невский 2 (1938) . На западные рубежи Руси наступают
войска Тевтонского Ордена. Они захватывают Псков, мучают и убивают местных
жителей. Рыцари заранее делят ещё не завоеванные русские земли, присваивая себе титулы князей и надеясь на поддержку Папы Римского. Новгородский люд на вече решает собирать дружину и звать на командование ей опытного полководца князя Александра, прозванного Невским. Двое богатырей — Гаврила Алексич и Васька Буслаев (реальные личности) — сватаются к одной девице, и она решает, что выберет того, кто лучше покажет себя в битве. Войска сходятся к берегам замёрзшего Чудского озера. Перед боем один дружинник рассказывает князю басню о лисице, застрявшей в развилке дерева, куда её заманил заяц. Александр поступает похожим образом: строит свои войска клещами, в то время как «кабан» тевтонцев наступает прямо по центру. Русичи окружают врага, зажимают в «тиски» и разбивают его. Бросившиеся в бегство немцы тонут, проламывая тяжелыми доспехами лёд. Предводители агрессоров попадают в плен
Слайд 20Историко-революционный фильм, снят к 10-летию Октябрьской революции. События 1917 года,
итогом которых стал залп крейсера "Аврора" и штурм Зимнего дворца,
были восстановлены с максимальной точностью.
Эйзенштейн — Октябрь (1927)