Слайд 1Внешняя политика СССР в 1945―1953 гг.
Подготовила Бокарева Ольга, ио-119
Слайд 2Создание Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений
После окончания Второй мировой войны была
создана принципиально новая система международных отношений, получившая название Ялтинско-Потсдамской системы.
По мнению ряда авторов (А. Богатуров, В. Аверков, Н. Быстрова), эта система обладала целым рядом особенностей, которые не были присущи довоенной Версальско-Вашингтонской системе, рухнувшей с началом новой мировой войны.
1) система не имела прочной договорно-правовой базы; многие лежавшие в ее основе договоренности носили либо устный, не закрепленный в официальных документах характер, либо были закреплены в чисто декларативной форме. Это обстоятельство ставило сохранение новой системы международных отношений в прямую зависимость от способности ведущих мировых держав обеспечить фактическое исполнение этих договоренностей не правовыми, а сугубо политическими методами и средствами экономического и военно-политического давления.
2) Эта система была биполярной, поскольку после окончания войны возник резкий отрыв СССР и США от всех остальных держав по совокупности своих военно-силовых, политических и экономических возможностей и потенциалу культурно-идеологического влияния. Если для многополярной структуры международных отношений была типична примерная сопоставимость всех совокупных потенциалов нескольких главных субъектов международных отношений, то после Второй мировой войны сопоставимыми можно было считать лишь потенциалы СССР и США.
Слайд 33) Новый послевоенный порядок был конфронтационным. Теоретически биполярная структура могла
быть кооперационной, то есть основанной на сотрудничестве двух сверхдержав. Но
фактически с середины 1940-х гг. международные отношения приобрели характер острого конфликтного взаимодействия, насквозь пронизанного подготовкой ведущих мировых держав ― СССР и США к отражению гипотетического нападения противника и обеспечению своей выживаемости в ожидаемом ядерном конфликте, что не могло не породить невиданной по своим масштабам гонки вооружений.
4) Послевоенная биполярность приобрела форму политико-идеологического противостояния между буржуазным лагерем во главе с США и социалистическим лагерем, руководимым СССР. Хотя в основе международных противоречий чаще всего лежали чисто геополитические устремления двух этих держав, внешне советско-американское соперничество выглядело именно как противостояние принципиально разных классовых идеалов и моральных ценностей. Эта острая идеологическая полемика привносила в международные отношения дополнительную непримиримость и вела к взаимной демонизации образа врага.
Слайд 45) Новый мировой порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое,
внося дополнительную остроту и конфликтность в мировые процессы, одновременно способствовало
появлению механизма предупреждения мировой ядерной войны — так называемой модели «конфронтационной стабильности», основные параметры которой начали создаваться в начале 1960-х гг. после знаменитого Карибского кризиса.
6) Новая система отличалась высокой степенью управляемости международных процессов, поскольку биполярный порядок строился на согласовании мнений и интересов всего двух великих держав, что, безусловно, упрощало все международные переговоры. При этом США и СССР действовали не только в качестве отдельных государств, но и в роли групповых лидеров — НАТО и Варшавского договора.
Благодаря взаимному идеологическому отчуждению конкуренция между двумя сильнейшими державами мира носила характер нарочитой враждебности. Уже в апреле 1947 г. в американском политическом лексиконе с подачи американского банкира, биржевого спекулянта и политика Бернарда Баруха появилось выражение «холодная война», ставшее затем чрезвычайно популярным благодаря статьям американского публициста Уолтера Липпмана.
Обычно термин «холодная война» употребляется в двух значениях. В широком смысле как синоним понятия «конфронтация» и применяется для характеристики всего периода международных отношений с момента окончания Второй мировой войны и до распада СССР. В узком и более точном смысле это понятие подразумевает частный вид конфронтации в виде противостояния на грани настоящей, «горячей войны». Такая конфронтация была характерна для международных отношений в период с Первого Берлинского кризиса (1948) до Карибского кризиса (1962).
Слайд 5Создание мировых экономических и политических институтов
Послевоенный миропорядок, созданный в ходе
трех знаменитых встреч лидеров «Большой тройки» в Тегеране, Ялте и
Потсдаме, по замыслам американского руководства должен быть дополнен ключевыми инструментами экономической стабилизации всей международной системы. Поэтому с подачи президента Ф.Д. Рузвельта еще в июле 1944 г., то есть в разгар боевых действий на фронтах войны, в живописном местечке Бреттон-Вудс штата Нью-Хэмпшир была достигнута принципиальная договоренность о создании ряда новых мировых финансовых и экономических структур, в частности, Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
В военно-политической сфере ведущим мировым державам удалось добиться гораздо большего взаимопонимания. В апреле 1945 г. после очень трудных и длительных переговоров главы советской делегации наркома иностранных дел СССР В.М. Молотова с главой американской делегации сенатором А.Х. Ванденбергом была завершена работа над проектом окончательной редакции Устава ООН, который был подписан на конференции в Сан-Франциско в конце июня 1945 г.
Слайд 6Иранский кризис 1945—1946 гг.
Согласно решениям Потсдамской конференции, по завершении войны
СССР, США и Великобритания должны были вывести войска из Ирана,
куда они были введены в 1942 г. для того, чтобы эта страна не переориентировалась на Германию.
Советский Союз дату вывода войск назвать отказался. В Иране тогда росло брожение этнических меньшинств – азербайджанцев и курдов. 18 ноября 1945 г. в Иранском Азербайджане началось восстание, организованное Народной партией .Тегеранское правительство направило войска на подавление мятежа, но были остановлены советскими силами. В марте 1946 г. иранские власти обратились с жалобой на это в Совбез ООН. СССР использовал пребывание своих войск на иранской территории еще и как средство давления на Тегеран с целью добиться от него нефтяных концессий на севере страны.
Теперь, когда британские войска оттуда ушли, а советские – остались, британские политики чувствовали себя обманутыми. 5 марта 1946 г., бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая в Вестминстерском колледже в городе Фултоне (штат Миссури, США), произнес речь против СССР. Он обвинил Москву в создании «железного занавеса», разделяющего мир на две части, и выступил с призывом укреплять «англо-саксонское партнерство» США и Британии для противодействия коммунистической угрозе. Речь слушал в зале президент США Г. Трумэн, который не поддержал прямо мысли Черчилля, но и не выразил несогласия с ними. «Фултонская речь» была воспринята как манифест «холодной войны».
14 марта 1946 Сталин в интервью заявил, что Фултонская речь означает призыв к войне. Началась эскалация противостояния СССР и Запада.
Иранский кризис был разрешен к апрелю 1946 г К 9 мая 1946 советские войска были выведены из Ирана, а в июне восстание в Иранском Азербайджане было подавлено.
Слайд 7Греческий кризис 1945—1949 гг.
Еще в апреле 1941 г., после
вступления германских войск на территорию Греции, здесь началось мощное партизанское
движение, в котором важную роль играли коммунисты, создавшие Народно-освободительную армию Греции (ЭЛАС). К началу 1945 г. войска этой армии, освободив от германских войск значительную часть территории страны, неожиданно столкнулись с вооруженными силами королевского правительства короля Георга II, которых активно поддержали западные союзники. Советский Союз, имея серьезное влияние на греческих коммунистов, мог в принципе оказать им существенную помощь через Народно-Освободительную армию Югославии (НОАЮ) маршала И.Б. Тито, однако И.В. Сталин, не желая обострять отношения с Великобританией, дал понять лидеру греческих коммунистов Й. Сиантосу, что надо уступить союзникам. Поэтому в феврале 1945 г. между руководством левых партий и главой королевского правительства генералом Н. Пластирасом было подписано Варкизское соглашение о перемирии сторон.
Летом 1946 г. в стране началась ожесточенная гражданская война, которая продолжалась вплоть до 1949 г. В столицах западных держав всю ответственность за разжигание этой войны, естественно, возложили на Москву, однако это совершенно противоречило реальному положению вещей, поскольку главными спонсорами греческих коммунистов выступали лидеры Албании и Югославии Э. Ходжа и И.Б. Тито. И.В. Сталин, напротив, не желая создавать еще один очаг напряженности в отношениях с вчерашними союзниками и не имея лишних ресурсов и средств, уклонился от поддержки греческих коммунистов.
Слайд 8 Турецкий кризис 1945―1947 гг.
В марте 1945 г., за
шесть месяцев до окончания срока действия советско-турецкого договора «О дружбе
и границах», правительство СССР уведомило главу турецкого правительства генерала И. Инёню о своем намерении не пролонгировать этот договор. Затем на Потсдамской конференции советская делегация пыталась добиться пересмотра режима черноморских проливов, установленных по итогам работы Лозаннской конференции в июле 1923 г., но не получила поддержки со стороны своих союзников по антигитлеровской коалиции. Тогда Москва попыталась договориться по этому вопросу с самой Анкарой, и в августе 1947 г. направила ноту турецкому правительству с предложением начать переговоры об изменении режима судоходства в черноморских проливах и разрешить СССР создать в зоне проливов советскую военную базу. Содержание этой ноты немедленно было доложено госсекретарю США Дж. Бирнсу, который крайне болезненно воспринял эту информацию и инициировал обсуждение вопроса об ответных мерах союзных держав в случае советской агрессии против Турции. В Москве, уловив общий накал антисоветских настроений, дали задний ход и свели возможное обострение кризиса на нет.
Слайд 9«План Маршалла» и его международно-политическое значение (1947)
К концу 1946 г.
администрация США все больше стала склоняться к мысли, что экономическое
восстановление Европы и укрепление своих позиций в этом регионе куда важнее взаимопонимания с СССР по германскому вопросу. Поэтому в январе 1947 г. на пост государственного секретаря США был назначен генерал армии Дж. Маршалл, активный сторонник наступательной политики в германском вопросе.
Весной 1947 г. французское и итальянское правительства обратились к администрации США с просьбой о крупных поставках зерна в связи с острым дефицитом аграрной продукции в своих странах. В Вашингтоне эту просьбу расценили как подходящий момент для оглашения своих условий помощи европейским странам. Главными из этих требований стали отказ от проведения просоветского внешнеполитического курса и изгнание всех коммунистов из состава национальных правительств европейских стран. В Западной Европе американский призыв был быстро принят во внимание, и уже в мае 1947 г. французский и итальянский премьер-министры Поль Рамадье и Альчидо Гаспери провели реорганизацию своих правительств и удалили из их состава всех коммунистов.
В июне 1947 г. Дж. Маршалл выступил в Гарвардском университете и заявил, что администрация Г. Трумэна готова профинансировать программу экономического восстановления Европы, если она будет представлена самими европейцами. И уже спустя несколько дней министры иностранных дел Великобритании и Франции Э. Бевин и Ж. Бидо занялись срочным составлением соответствующего проекта.
Слайд 10Теоретически «план Маршалла», главными разработчиками которого были сам госсекретарь Дж.
Маршалл, его заместитель Д. Ачесон и глава Совета по международным
отношениям Д.Ф. Даллес, был рассчитан не только на страны Западной Европы, к участию в этом проекте пригласили и все восточноевропейские державы, и даже СССР. Этот план был абсолютно неприемлем для СССР, поскольку его главная идея состояла отнюдь не в восстановлении, а в полной реорганизации европейского экономического пространства. Фактически речь шла о создании регионального механизма экономического регулирования новых «полуколоний» США на Европейском континенте. Естественно, советское политическое руководство никак не могло принять подобный план, поскольку он встраивал бы СССР в мировую экономическую систему, полностью подконтрольную США, ограничивал его суверенитет и «уводил» бы от него всех его союзников в Восточной Европе.
Администрация Г. Трумэна запросила у Конгресса США на реализацию «плана Маршалла» 29 млрд долл., однако реально в Европу поступило около 17 млрд долл., причем, в основном в Великобританию, Францию, Италию и Западную Германию.
Значительная часть самих этих средств проходила в форме товарных поставок американской промышленной продукции на основе американских же займов и субсидий, выданных правительствам этих европейских держав. Таким образом, по сути вся американская «помощь» на практике была обычным инструментом неоколониализма и средством привязки западноевропейских государств к американской экономике и важным инструментом влияния на политическую ситуацию ведущих стран Западной Европы.
Слайд 11Германский вопрос в 1946―1947 гг.
После завершения войны вся территория Германии
была поделена на четыре оккупационных зоны — советскую, американскую, английскую
и французскую. У вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции существовали совершенно различные планы относительно будущей судьбы этого государства. Парижский кабинет занимал наиболее радикальную позицию в этом вопросе. В частности, на первых двух сессиях СМИД в Лондоне (сентябрь―октябрь 1945 г.) и в Париже (апрель ― июнь 1946 г.) французская делегация во главе с министром иностранных дел Ж. Бидо добивалась расчленения Германии за счет отделения от нее Рейнской области, Рура и Саара. Эти предложения французской стороны были отклонены руководителями дипломатических ведомств союзных держав Э. Бевином и Дж. Бирнсом, которые считали, что ресурсы Рура и Рейнской зоны должны стать основой экономического восстановления всей Западной Европы, а не только Франции.
В декабре 1946 г. руководители США и Великобритания приняли решение объединить свои оккупационные секторы в единую зону — «Бизонию», мотивируя свое решение необходимостью проведения согласованной экономической политики для двух оккупационных зон. На третьей сессии СМИД в Нью-Йорке (декабрь 1946 г.) были окончательно согласованы тексты всех мирных соглашений с Италией, Финляндией, Венгрией, Румынией и Болгарией, которые были подписаны в Париже в феврале 1947 г.
Германский вопрос по-прежнему оставался источником напряженности в отношениях между ведущими мировыми державами. Поэтому все попытки его урегулировать на четвертой и пятой сессиях СМИД, состоявшихся в Москве (март — апрель 1947 г.) и Лондоне (ноябрь ― декабрь 1947 г.), привели к переговорному тупику.
Слайд 12Советско-югославский конфликт (1948―1949)
Поводом к ухудшению взаимоотношений послужили начатые И. Броз
Тито в 1947 без согласования с сов. руководством переговоры с
Болгарией о скором создании федерации балканских государств, форсированное сближение Югославии с Албанией и Грецией. В сент. 1947 в записке Отдела внешней политики ЦК ВКП(б) сообщалось о стремлении отд. руководящих деятелей Коммунистич. партии Югославии поставить её в положение своеобразной «руководящей» партии на Балканах, отмечалось «недоброжелательное отношение» руководства КПЮ к Сов. Союзу. В письмах, направленных И. В. Сталиным и мин. ин. дел СССР В. М. Молотовым руководству КПЮ,югосл. компартия безосновательно обвинялась в оппортунизме, в отходе от марксизма-ленинизма, а ФНРЮ – в отходе от социалистич. лагеря .В письме Сталину от 13.4.1948 Тито предлагал обсудить возникающие проблемы, однако сов. руководители не отказались от дальнейшего обострения конфликта.
Ещё 13.2.1948 В. М. Молотов сообщил зам. пред. СМ ФНРЮ Э. Карделю, что сов. правительство не может удовлетворить просьбу Югославии о займе в размере 60 млн. долл. В марте Мин-во внешней торговли СССР известило югосл. сторону, что Сов. Союз не может заключить с Югославией торговое соглашение «на этот год», а СМ СССР – что отложен вопрос о поддержке её воен. пром-сти. В ответ на усложнение порядка предоставления сов. стороне служебных данных об экономике Югославии СМ СССР 18.3.1948 издал распоряжение об отзыве из Югославии сов. специалистов, 20 марта – всех воен. советников и инструкторов. В июле того же года югосл. правительство призвало своих граждан возвратиться на родину.
в июне 1948 на совещании Информбюро коммунистич. и рабочих политика КПЮ была квалифицирована как антисоветская, антимарксистская и единодушно осуждена (представители КПЮ отказались приехать в связи с предвзятостью позиции участников). На совещании Информбюро в нояб. 1949 югосл. коммунистов обвинили в том, что они якобы ставили задачу осуществить в странах нар. демократии контрреволюц. перевороты, оторвать их от Сов. Союза. В ответ в ходе идеологич. кампании, развернувшейся в Югославии, отстаивалось право ФНРЮ на самостоят. путь социалистич. строительства, на равноправное сотрудничество со всеми странами, звучали призывы к сплочению народа вокруг партии.
Слайд 13Берлинский кризис
Серьезное обострение отношений между СССР и странами Запада произошло
в 1948 г. из-за германской проблемы. После срыва переговоров о
выплате германских репараций и объединения американской, английской и французской оккупационных зон в Тризонию западными странами был взят курс на включение Западной Германии в план Маршалла. Планы строительства сильного западногерманского государства натолкнулись на вопрос о Берлине. Западные секторы города являлись изолированным анклавом внутри советской оккупационной зоны. СССР в свою очередь стремился вытеснить западные державы из Берлина. Весной 1948 г. глава советской военной администрации в Германии маршал В. Д. Соколовский ограничил связь, транспортное сообщение и торговлю между восточной и западными зонами. Летом Западный Берлин оказался в блокаде, которая, по словам Соколовского, должна была продолжаться до момента отказа западных стран от создания западногерманского правительства.
Для деблокады Западного Берлина по распоряжению президента США Г. Трумэна был организован "воздушный мост". Американские самолеты доставляли в Западный Берлин необходимые населению товары. Кроме того, США перебросили в Англию 60 тяжелых бомбардировщиков, способных нести атомное оружие, и привели в боевую готовность стратегическую авиацию. "Холодная война" в любой момент могла перерасти в Третью мировую войну.
СССР стремился избежать дальнейшего обострения берлинского кризиса. В мае 1949 г. блокада Берлина была отменена. В сентябре 1949 г. в состав провозглашенной Федеративной Республики Германии вошли западные оккупационные зоны. На территории советской оккупации в октябре того же года была образована Германская Демократическая Республика. Так, Германия на 40 лет оказалась расколота на два государства.
Под влиянием берлинского кризиса западные страны образовали 4 апреля 1949 г. военно-политический блок Североатлантический альянс (НАТО). В его состав первоначально вошли США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Официальной целью НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства — члена НАТО или защиту от неё.
Слайд 14Корейская война 1950–1953 гг.
После освобождения от японской оккупации Корея оказалась
разделённой на Северную (КНДР с просоветским режимом Ким Ир Сена)
и Южную (с проамериканским правительством). В 1950 г. Северная Корея с целью объединения страны под эгидой коммунистов начала наступление на юг. ООН осудила эту агрессию и санкционировала применение против КНДР международных вооружённых сил (в основном войска США). На помощь Северной Корее пришли 4 млн. китайских военных. СССР официально участия в войне не принимал, но активно помогал вооружением и боеприпасами, в Корее сражались советские лётчики и военные советники. В 1953 г. было заключено перемирие. Корея осталась разделённой по 38-й параллели на два государства – КНДР и Республику Корею. Корейская война стала самым кровавым локальным конфликтом периода «холодной войны»: погибло около 9 млн. корейцев, свыше 1 млн. китайцев, свыше 50 тыс. американцев, 315 советских военных специалистов.
Слайд 15В 1949г. был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) – экономическая
организация стран социализма. Его члены – СССР, Албания (до 1961
г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, позднее – ГДР. СССР оказывал странам СЭВ материальную поддержку. За 1945–1952 гг. было предоставлено льготных кредитов на 15 млрд. рублей, или 3 млрд. долларов. В ответ Сталин требовал от стран социалистического лагеря послушания и проведения преобразований по советской модели. Отклонение от неё воспринималось враждебно. В Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии и Чехословакии были проведены экономические реформы и репрессии неугодных политиков.