Слайд 2Содержание
Определение понятия «внимание»
Свойства внимания
Виды внимания
Расстройства внимания
Развитие внимания у детей
Формирование внимания
у детей
Слайд 3Определение внимания
Внимание- это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие
для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее
повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Слайд 4Внимание- характеристика любого психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем,
принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления,
когда мы решаем какую-либо задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.
Слайд 5Свойства внимания
сосредоточенность
устойчивость
переключение
Распределение внимания
объем
рассеянность
Слайд 6сосредоточенность
Сосредоточенность- это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности
при отвлечении от всего остального. Она обычно связана с глубоким,
действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту.
Слайд 7Степень или сила сосредоточенности
Слайд 8устойчивость
Это свойство характеризует длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь
деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться
непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе:» Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».
Слайд 9Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и
дело ослабляется или отвлекается в сторону.
Устойчивость внимания у разных
людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и у того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Слайд 10объём
Объем- это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем
внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до
6 объектов, у школьников(в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов.
Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом
Слайд 11Для определения объема внимания пользуются прибором, который называется тахистокоп (от
греч. слов «тахистос»- быстрейший и «скопео»- смотрю).
Этот прибор дает возможность
показать человеку несколько объектов- букв, геометрических фигур, знаков- на 0,1с. Сколько объектов запомнил человек- таков его объем внимания
Слайд 12Распределение внимания
Это свойство характеризует умение выполнять две или более различные
деятельности, удерживая на них своё внимание.
Может ли внимание распределяться одновременно
между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент.
Умение распределять у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.
Слайд 13Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из
них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама
собой, а человек лишь время от времени контролировал регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.
Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела, но способствовать развитию этого умения необходимо.
Слайд 14переключение
Переключение- это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета
или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с
одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
Слайд 15Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и
от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая
нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Если отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.
Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
Слайд 16Внимание и рассеянность
Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность
часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: »Рассеянный
с улицы Бассейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».
Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом.
Слайд 17Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на
чем не может сосредоточится долгое время, его внимание непрерывно перетаскивает
с одного на другое.
Но рассеянность может иметь и другую причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать другого, поэтому и рассеян. Например, многие ученые совершенно не обращают внимание на бытовые проблемы, на окружающие их предметы. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей.
Слайд 19Виды внимания
ПРОИЗВОЛЬНОЕ
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
Слайд 20ПРОИЗВОЬНОЕ
Произвольное(преднамеренное) внимание, когда человек ставит себе определенную цель и прилагает
усилия, старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть
определенные намерения и он прилагает усилия (сам, по своей воле) это намерение осуществить. Сознательная цель, намерение всегда выражаются в словах. Способность произвольно направлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, так как без этого невозможно осуществить длительную и планомерную трудовую деятельность.
Слайд 21НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ
Непроизвольное внимание не зависит ни от нашего желания, ни от
нашей воли или намерений. Оно происходит, возникает как бы само
по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Объекты и предметы, привлекающие к себе это внимание:
Яркие световые явления (молния, красочная реклама и т.д.)
Неожиданные вкусовые ощущения(горечь, кислота, незнакомый вкус)
Что-то новое (новая вещь подруги и т.д.)
Предметы и явления, вызывающие у человека эмоциональное удивление, восхищение, восторг, при этом многие стороны действительности как бы выпадают из поля его внимания.
Слайд 22Расстройства внимания
РАССЕЯНОСТЬ
СУЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ
Слайд 23рассеянность
Под рассеянностью нередко понимают результат углубления в работу, в связи
с чем человек не замечает окружающего, не слышит, например, обращенные
к нему вопросы. Этот вид рассеянности иногда называют мнимой рассеянностью. Совсем другой вид рассеянности представляют собой те случаи, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит о одного объекта к другого, ни на чем не задерживаясь. Бороться с ней надо путём длительного воспитания всей личности ребенка, в особенности его волевых качеств.
Слайд 24Сужение сознания
Его уменьшенную сферу действия нередко связывают слабую распределяемость
внимания. Такого рода патологические явления наблюдаются при некоторых органических заболеваниях
мозга. Больной находится только в сфере наиболее близких ему впечатлений и воспоминаний, динамика и поле его внимания ограничивается только объектами, имеющими ситуативную значимость. При других заболеваниях наблюдается легкая отвлекаемость внимания, его чрезмерная подвижность, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому. При некоторых психических заболеваниях наблюдается инертность, малая подвижность внимания или патологическая фиксация.
Слайд 25Развитие внимания у детей
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано.
В первые месяцы для ребенка характерно только непроизвольное внимание. При
этом сначала ребенок реагирует на внешние раздражители лишь при резкой их смене: при переходе от сумрака к яркому свету, при смене температуры, при внезапных громких звуках и т.д. Начиная с третьего и пятого месяца объектами внимания становятся определенные предметы. Ребенок всё больше заинтересовывается их внешней стороной.
Слайд 26Он может подолгу рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в
рот. Его интересует всё блестящее, яркое, новое.
Зачатки произвольного внимания обычно
возникают к концу первого или в начале второго года жизни. Произвольное внимание развивается на основе непроизвольного. Возникает это внимание, как уже указывалось, в процессе общения со взрослыми, под их влиянием и формируется в процессе воспитания. Таким образом , эти два вида внимания выступают и в качестве различных уровней его развития.
Слайд 27Игра для младшего школьника- это…
В играх ребенок сталкивается с необходимостью
координировать свои движения сообразно с задачами, направлять свои действия в
соответствии с определенными правилами, подчиняться требованиям группы. Игра вырабатывает способность намеренно сосредоточивать свое внимание на определённых предметах.
Слайд 28Труд для ребенка- это…
Значительное влияние на произвольное внимание оказывает включение
ребенка-дошкольника в посильную трудовую деятельность. Однако в дошкольном возрасте основное
значение имеет непроизвольное внимание. Если непроизвольное внимание ребенка может быть устойчивым и интенсивным, то произвольное внимание в этом возрасте очень неустойчиво, не может долго сохраняться на одном объекте, не может быть достаточно углублённым, оно легко отвлекается. Внимание дошкольника тесно связано с его эмоциями.
Слайд 29Формирование внимания
Высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка
предъявляет учебная деятельность. Являясь одним из основных условий успешности учебного
процесса, внимание в нем и формируется.
Большую роль в привлечении и поддержании внимания учащихся на уроках, а тем самым и в воспитании их внимательности как свойства личности имеет правильная организация учебного процесса. Живое , яркое, эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем интересного, доступного материала, особенно в младших классах,- важная форма управления непроизвольным вниманием, условие внимательности школьников на уроке.
Слайд 30Недостаточная умственная активность учащихся
Постоянная мыслительная деятельность, поддерживаемая в младших классах
и у подростков многообразными практическими действиями, имеет большое значение для
организации внимания. Однообразная, продолжительная, нетворческая работа ослабляет концентрацию внимания. Поэтому необходимо, особенно в младших классах, применять разнообразные виды и формы работы. При этом следует учитывать, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность по сравнению со зрительным.
Слайд 31Определенное значение имеет поддержание оптимального темпа урока. Темп проведения урока
зависит от содержания материала, трудности или легкости его усвоения, возраста
учащихся. Четкая организация начала урока, подготовленность класса и учащихся к уроку, в частности организация их рабочих мест, также способствуют установлению внимания.
Слайд 32Проверь себя
Что такое внимание?
В чем заключаются сущность свойств внимания?
Чем отличается
произвольное внимание от непроизвольного? Приведите примеры.
Какие виды расстройств ты знаешь?
Расскажите по подробнее о каждом из них?
Что ты знаешь о развитии внимания у детей?
Как и для чего воздействуют на детей игры и трудовая деятельность?