Разделы презентаций


Внутренняя политика Александра II. Великие реформы 1860-х годов История России

Содержание

19.2.1861Отмена крепостного права в России18551856185718581859186018611862186318641865186618671868186918701871187218731874187518761877187818791880188118541864 Судебная реформа1.1.1864Земская реформа1870Реформа городского самоуправления18.2.1855Смерть Николая I. Начало правления Александра II. 1.3.1881Убийство Александра II. Начало правления Александра III.1874 Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности1869Первые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Внутренняя политика Александра II. Великие реформы 1860-х годов
История России XIX

века

Внутренняя политика Александра II. Великие реформы 1860-х годовИстория России XIX века

Слайд 219.2.1861
Отмена крепостного права в России
1855
1856
1857
1858
1859
1860
1861
1862
1863
1864
1865
1866
1867
1868
1869
1870
1871
1872
1873
1874
1875
1876
1877
1878
1879
1880
1881
1854
1864 Судебная реформа
1.1.1864
Земская реформа
1870
Реформа городского самоуправления
18.2.1855
Смерть

Николая I. Начало правления Александра II.
1.3.1881
Убийство Александра II. Начало правления

Александра III.

1874 Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности

1869
Первые женские высшие курсы

1865
Цензурная реформа

1863
Отмена телесных наказаний

1864
Положение о народных училищах. Устав гимназий и прогимназий.

1872
Положение о городских училищах

1864-1872 Образовательная реформа

1863
Реформа военного образования.
Кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии

1861
Назначение Дмитрия Милютина военным министром. Сокращение срока службы с 25 до 16 лет

1861-1874 Военная реформа

1867
Новый военно-судебный устав
на общих принципах судебной реформы

1857 Начало ликвидации военных поселений (до 1866)

«Оттепель»

1856 Амнистия декабристам и петрашевцам

1860 Учреждение Государственного банка

1855-1861 Разработка крестьянкой реформы

Внутренняя политика Александра II

12.2.-6.8.1880 Верховная распорядительная комиссия
(Лорис-Меликов)

1880-1881 «Диктатура сердца» (МВД Михаил Лорис-Меликов)

1881 Представление проекта Конституции Лориса-Меликова

1872 Спуск на воду первого броненосца («Петр великий»)

Перевооружение армии

19.2.1861Отмена крепостного права в России18551856185718581859186018611862186318641865186618671868186918701871187218731874187518761877187818791880188118541864  Судебная реформа1.1.1864Земская реформа1870Реформа городского самоуправления18.2.1855Смерть Николая I. Начало правления Александра II.

Слайд 3Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве

компенсации за утрату власти над крестьянами. Но после отмены крепостного

права вся власть в уезде не могла принадлежать одному сословию.

Дореформенный русский суд, сословный, зависевший от администрации и негласный, после отмены крепостного права стал окончательно непригоден.

Рекрутская система не только не обеспечивала российскую армию подготовленными резервами, но и была возможна лишь в условиях крепостного права: свободного человека невозможно было на долгие годы вырвать из семьи и отправить в казарму.

Реформа системы просвещения была необходима, так как Россия далеко отставала от Европы по уровню грамотности населения. Смягчения цензуры требовало общественное мнение.

Причины реформ 60–70-х гг. XIX в.

После отмены крепостного права помещики утратили административную и судебную власть над крестьянами. Государство не могло осуществлять все местное управление руками чиновников: для этого не хватало ни кадров, ни финансовых средств.

Дворянство требовало повысить его роль в местном управлении в качестве компенсации за утрату власти над крестьянами. Но

Слайд 4В 1859-1864 гг. велась разработка земской реформы. Наибольшую роль в

ней сыграли Петр Валуев и Николай Милютин.
1 января 1864

года было издано Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Земская реформа 1864 года

Николай Милютин
(1818-1872)

Петр Валуев (1815-1890) Министр внутренних дел в 1861-1868 гг.

В 1859-1864 гг. велась разработка земской реформы. Наибольшую роль в ней сыграли Петр Валуев и Николай Милютин.

Слайд 51 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской куриям избирался от

каждых 3 тысяч крестьянских наделов.

По городской курии – от владельцев

имущества, равного по стоимости тому же количеству земли.

1 голос помещика = 200 голосам крестьян. Неравное избирательное право было введено, чтобы образованное меньшинство не «потонуло» бы в неграмотной темной крестьянской массе.

Земская реформа

Избиратели землевладельческой курии.

Избирательный ценз: 200–800 десятин

Избиратели городской курии.

Избирательный ценз: недвижимость стоимостью 3000 рублей или оборот на ту же сумму.

Крестьянский сельский сход

Крестьянский волостной сход

Избиратели крестьянской курии

Председатель – предводитель дворянства

Председатель – предводитель дворянства

Губернское земское собрание (распорядительный орган)

Уездное земское собрание (распорядительный орган)

ЗЕМСКАЯ УПРАВА (исполнительный орган)

ЗЕМСКАЯ УПРАВА (исполнительный орган)

Земское самоуправление (1864-1917)

1 гласный (депутат) по землевладельческой и крестьянской куриям избирался от каждых 3 тысяч крестьянских наделов.По городской курии

Слайд 6В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах)

совместно работали представители всех сословий.

Но ведущую роль все же играли

дворяне, смотревшие на «мужичьих» гласных сверху вниз.

А крестьяне зачастую относились к участию в работе земства как к повинности и избирали в гласные недоимщиков.

Земская реформа 1864 года

Заседание уездной земской управы.
Гравюра 2-й половины XIX в.

В земстве, в том числе в его постоянных органах (управах) совместно работали представители всех сословий.Но ведущую роль

Слайд 7Земские собрания собирались 1 раз в год: уездные – на

10 дней, губернские – на 20 дней.

Среди губернских гласных доля

крестьян была заметно ниже, чем среди уездных.

Крестьяне были не готовы заниматься далекими от их повседневных нужд губернскими делами. Да и добираться в губернский город было далеко и дорого.

Земская реформа 1864 года

Заседание Сарапульского земского собрания. 1907 г.

Земские собрания собирались 1 раз в год: уездные – на 10 дней, губернские – на 20 дней.Среди

Слайд 8Земская реформа 1864 года
Земства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог,

борьбой с пожарами, агрономической помощью крестьянам, созданием продовольственных запасов на

случай неурожая, содержанием школ и больниц. Для этого собирались земские налоги.

Вмешиваться в политические дела земствам запрещалось.

Земства были органами общественного самоуправления, а не государственной власти, но в ряде случаев губернаторы утверждали решения земских органов.

Заседание земства. Гравюра 1865 г.

Земская реформа 1864 годаЗемства занимались исключительно хозяйственными вопросами: устройством дорог, борьбой с пожарами, агрономической помощью крестьянам, созданием

Слайд 9Принципы, легшие в основу земской реформы
1864 года:
Выборность.
Всесословность.

Финансово-хозяйственная самостоятельность.
Отделение самоуправления от администрации.
Ограничение полномочий местными хозяйственными

вопросами.

Земская реформа 1864 года

Земство обедает. Художник Григорий Мясоедов. 1872 г. Холст, масло. 74 х 125. Государственная Третьяковская галерея.

Принципы, легшие в основу земской реформы 1864 года: Выборность. Всесословность. Финансово-хозяйственная самостоятельность. Отделение самоуправления от администрации. Ограничение

Слайд 10Благодаря земским врачам сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь.

Земский

врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом, акушером.

Иногда операции приходилось делать

в крестьянской избе.

Либерально настроенные дворяне видели в земстве путь политического переустройства «снизу», мечтая об «увенчании здания земства» созданием всероссийского земского собрания.

Среди земских гласных было немного либералов, но это были самые влиятельные земцы, нередко – богатые помещики, материально независимые, с университетским образованием. С городской интеллигенцией их связывала интеллигенция сельская – земские служащие.

Земская реформа 1864 года

Иван Петрункевич (1843–1828)
видный земский деятель

Бездорожье в Тверской губернии. Земский врач. Художник Иван Творожников.

Благодаря земским врачам  сельские жители впервые получили квалифицированную медицинскую помощь.Земский врач был универсалом: терапевтом, хирургом, стоматологом,

Слайд 11Важным направлением деятельности земств стало изучение крестьянского быта. Земские статистики

составили демографические, медицинские, поземельные, хозяйственные и другие переписи.

Земская статистика, превосходившая

государственную, позволила понять реальные нужды крестьянства, а впоследствии стала ценнейшим историческим источником.

Земская реформа 1864 года

Из журнала Ковровского земского уездного собрания за 1892 год

Важным направлением деятельности земств стало изучение крестьянского быта. Земские статистики составили демографические, медицинские, поземельные, хозяйственные и другие

Слайд 12Особую роль среди земских служащих играли учителя.

Земский учитель не только

обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую был и единственным

грамотным человеком в деревне.

Благодаря этому учитель становился для крестьян носителем знания и новых идей.

Именно среди земских учителей было особенно много либерально и демократически настроенных людей.

Земская реформа 1864 года

Приезд учительницы в деревню.
Художник Алексей Степанов.

Особую роль среди земских служащих играли учителя.Земский учитель не только обучал детей арифметике и грамоте, но зачастую

Слайд 13В 1865–1880 гг. в России было 12 тысяч сельских земских

школ, а в 1913 г. – 28 тысяч.

Земские учителя обучили

грамоте свыше 2 млн. крестьянских детей, в т.ч. девочек.

Правда, начальное обучение так и не стало обязательным.

Программы обучения вырабатывало Министерство просвещения.

Земская реформа 1864 года

Занятие в земской школе Пензенской губернии. 1890-е гг.

В 1865–1880 гг. в России было 12 тысяч сельских земских школ, а в 1913 г. – 28

Слайд 14Рязанская область, село Константиново.
Велосипеды у крыльца начальной земской школы.

Рязанская область, село Константиново. Велосипеды у крыльца начальной земской школы.

Слайд 15Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского.

Художник Николай

Богданов-Бельский

1895 г.

Холст, масло. 107,4 × 79 см. Государственная Третьяковская галерея,

Москва
Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. Художник Николай Богданов-Бельский1895 г.Холст, масло. 107,4 × 79 см.

Слайд 16Городская реформа 1870 года
Городская реформа начала готовиться в 1862 году,

но из-за покушения на Александра II ее осуществление задержалось.

Городовое положение

было принято в 1870 году. Высшим органом городского самоуправления оставалась Городская дума. Выборы проводились по трем куриям.

Курии формировались на основе имущественного ценза. Составлялся список избирателей по убыванию размера платимых ими городских налогов.

Каждая курия платила 1/3 налогов. Первая курия была самой богатой и малочисленной, третья – самой бедной и многочисленной.

Городская дума
(распорядительный орган)

Городской голова

Городская дума
(исполнительный орган)

избирает

Избиратели
1-й курии

Избиратели
2-й курии

Избиратели
3-й курии

Городское самоуправление
(1870-1917)

Городская реформа 1870 годаГородская реформа начала готовиться в 1862 году, но из-за покушения на Александра II ее

Слайд 17Подобно земствам, городские думы и управы ведали исключительно местным благоустройством:

мощением и освещением улиц, содержанием больниц, богаделен, сиротских домов и

городских училищ, попечением о торговле и промышленности, устройством водоснабжения и городского транспорта.

Главой городского самоуправления являлся выборный городской голова.

В крупных городах городским головой выбирали обычно дворянина или богатого гильдейского купца.

Городская реформа 1870 года

Самарский городской голова Петр Алабин

Московская городская дума. XIX век.

Московская городская дума. XIX век.

Подобно земствам, городские думы и управы ведали исключительно местным благоустройством: мощением и освещением улиц, содержанием больниц, богаделен,

Слайд 18Самой последовательной среди всех реформ 1860–1870-х гг. стала судебная.

В 1857

году Дмитрий Блудов подал царю записку с предложением отделить суд

от административной власти, ликвидировать сословные суды и ввести суд присяжных.

Судебные уставы были подготовлены в течение 1857–1862 гг. группой юристов под руководством Сергея Зарудного. Окончательно судебные уставы были приняты в ноябре 1864 г. К 1870 г. они действовали в 23 губерниях, к 1896 г. – в 44 губерниях.

Сергей Зарудный
(1821-1887)

Дмитрий Блудов
(1785-1864)

Судебная реформа 1864 года

Самой последовательной среди всех реформ 1860–1870-х гг. стала судебная.В 1857 году Дмитрий Блудов подал царю записку с

Слайд 19Бессословность судопроизводства обеспечивалась тем, что все российские подданные, независимо от

сословной принадлежности, подлежали суду по одним и тем же законам

и судились в одних и тех же судах.

Исключение составляли крестьянские волостные суды, а также особые суды для военных и духовенства.

Основные принципы судебной реформы:
Бессословность судопроизводства.
Независимость судов.
Участие представителей общества в судопроизводстве.
Состязательность судопроизводства и право на защиту.
Гласность судопроизводства.

В зале городского суда

Судебная реформа 1864 года

Бессословность судопроизводства обеспечивалась тем, что все российские подданные, независимо от сословной принадлежности, подлежали суду по одним и

Слайд 20Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.)

разбирал мировой суд.

Мировой судья решал дела единолично, мог приговаривать

к штрафу (до 300 руб.), аресту на срок до 3-х месяцев или тюремному заключению на срок до 1 года.

Судебные пошлины в мировом суде не взимались. Такой суд был прост, скор и дешев.

Мировой судья. Современный рисунок.

Сенат

Министр юстиции

Обер-прокуроры кассационных департаментов Сената

Прокурор судебной палаты

Судебная палата

Уездный съезд мировых судей

Мировой суд

Окружной суд

Окружной прокурор

Структура судебных органов после реформы 1864 года

Судебная реформа 1864 года

Мелкие правонарушения и гражданские тяжбы (сумма иска до 500 руб.) разбирал мировой суд. Мировой судья решал дела

Слайд 21Мирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц

старше 25 лет, с образованием не ниже среднего, и судейским

опытом от трех лет.

Мировой судья должен был владеть недвижимостью на 15 тысяч рублей.

Утверждал мировых судей Сенат.

Обжаловать решения мирового судьи можно было на уездном съезде мировых судей.

Уездный съезд мировых судей Челябинского уезда

Судебная реформа 1864 года

Мирового судью избирали земства или городские думы из числа лиц старше 25 лет, с образованием не ниже

Слайд 22Судейские нагрудные знаки, введенные по реформе 1864 г.
Независимость суда:

Судьи не

были подчинены губернской администрации, а подчинялись лишь вышестоящим судебным инстанциям.

Судьи

получали высокое жалование.

Судьи были несменяемы: отстранить их можно было только в судебном порядке в случае совершения преступления или должностного проступка.

Судебная реформа 1864 года

Судейские нагрудные знаки, введенные по реформе 1864 г.Независимость суда:Судьи не были подчинены губернской администрации, а подчинялись лишь

Слайд 23В число заседателей входили также крестьяне: сельские старосты и волостные

старшины.
Присяжными не могли быть лица, работавшие по найму, и учителя

народных школ.

Суд присяжных:
В процессе участвовали 12 непрофессиональных судей – присяжных заседателей.
Присяжные заседатели выносили вердикт: «виновен»; «виновен, но заслуживает снисхождения»; «невиновен».
Исходя из вердикта, судья выносил приговор.
Присяжные заседатели избирались губернскими земскими собраниями и городскими думами на основе имущественного ценза, без учета сословной принадлежности.

Судебная реформа 1864 года

Суд присяжных при Александре II.
Современный рисунок.

Присяжные заседатели.
Рисунок начала XX в.

В число заседателей входили также крестьяне: сельские старосты и волостные старшины.Присяжными не могли быть лица, работавшие по

Слайд 24Состязательность суда:
В уголовном процессе обвинение поддерживал прокурор, а защиту обвиняемого

осуществлял адвокат (присяжный поверенный). В гражданском процессе интересы каждой из

сторон мог представлять адвокат.
В суде присяжных, где вердикт зависел не от профессиональных юристов, роль адвоката была огромной.
Крупнейшие русские адвокаты: Константин Арсеньев, Анатолий Кони, Федор Плевако, Владимир Спасович.

Судебная реформа 1864 года

Федор Плевако
(1842–1908) Адвокат. Выступает в суде.

Состязательность суда

Адвокат

Прокурор

Судья-председатель

Обвинение

Защита

Присяжные судьи (12)

Состязательность суда:В уголовном процессе обвинение поддерживал прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат (присяжный поверенный). В гражданском процессе

Слайд 25Адвокат Владимир Спасович:
«Мы до известной степени рыцари слова живого, свободного,

более свободного ныне, чем в печати, которого не угомонят самые

рьяные свирепые председатели, потому что пока председатель обдумает вас остановить, слово уже ускакало за три версты и его не вернуть».

Гласность:
В судебные заседания стала допускаться публика.
Судебные отчеты публиковались в прессе.
В газетах появились специальные судебные репортеры.

Судебная реформа 1864 года

Владимир Спасович
(1829-1906)

Портрет юриста и историка польской литературы Владимира Даниловича Спасовича.
Художник Илья Репин.

Адвокат Владимир Спасович:«Мы до известной степени рыцари слова живого, свободного, более свободного ныне, чем в печати, которого

Слайд 26Если судебная реформа стала самой последовательной, то цензурная – самой

нерешительной и ограниченной.
Цензурная реформа 1865 года
В апреле 1865 г.

изданы «Временные правила о печати», в соответствии с которыми отменялась предварительная цензура для книг объемом более 10 печатных листов.

От предварительной цензуры были освобождены только книги большого объема. Такие книги не были предназначены для простонародья.

Предварительную цензуру заменила «карательная»: если изданная книга оказывалась с точки зрения власти «предосудительной», ее могли запретить, изъять из продажи и уничтожить тираж.

Статья до и после просмотра цензором.
Карикатура.

Если судебная реформа стала самой последовательной, то цензурная – самой нерешительной и ограниченной. Цензурная реформа 1865 годаВ

Слайд 27Начальник Главного управления по делам печати сенатор Николай Абаза:
«Система всякого

рода административных взысканий представляется и печати, и публике произволом более

тяжелым, чем предварительная цензура».
Александр II:
«Я все-таки желаю, чтобы цензура сохранилась и не разделяю мнение тех, которые хотят ее уничтожить. Лучше предупреждать пожар, чем потом гасить его».

После введения более либеральной «карательной» цензуре издание, получившее три предупреждения за «неблагонамеренные» публикации, подлежало закрытию.
Существовали и другие меры административного воздействия на печать: штрафы, временная приостановка издания, запрет розничной продажи. В провинции от предварительной цензуры были освобождены только правительственные, а также университетские и научные издания.
В провинции от предварительной цензуры были освобождены только правительственные, а также университетские и научные издания.

Количество разрешенных периодических изданий:

Цензурная реформа 1865 года

Николай Абаза
(1837-1901)

Начальник Главного управления по делам печати сенатор Николай Абаза:«Система всякого рода административных взысканий представляется и печати, и

Слайд 28Государство согласилось на отказ от монополии в сфере начального образования

из-за стремления привлечь общество к сотрудничеству с властью и из-за

нехватки финансовых средств.

Школьная реформа была призвана повысить уровень образования в целом, создать различные типы учебных заведений, соответствующих потребностям государства и отдельных слоев населения. Начальные школы предназначались для крестьян и городских низов, а городские училища, созданные для «разгрузки» гимназий, – в основном для мещан.

Школьная реформа

14.6.1864
Положение о народных училищах

Народные училища разрешено создавать общественным организациям и частным лицам

Начальные школы (срок обучения 1-3 года)

Государственные

Земские

Приходские

31.5.1872
Положение о городских училищах

Городские училища
(1-4-классные, срок обучения 6 лет)

Государство согласилось на отказ от монополии в сфере начального образования из-за стремления привлечь общество к сотрудничеству с

Слайд 29Программа городских училищ включала также историю, церковнославянский язык, географию, геометрию,

физику и естествознание, пение, рисование и гимнастику.

Окончившие 4-летний курс

в городском училище (10–13 лет) могли поступать в первый класс гимназий.

Начальное образование было платным, оно так и не стало обязательным и всеобщим.

Школьная реформа

Контроль за начальной школой осуществляли училищные советы, куда входили земские деятели и чиновники. Возглавлял училищный совет местный архиерей.

Программы начальных школ всех типов разрабатывало Министерство просвещения. В сельских начальных школах обучали чтению, письму, счету и Закону Божьему.

Приходская школа в Пишпеке (ныне Бишкек, столица Киргизии)

Программа городских училищ включала также историю, церковнославянский язык, географию, геометрию, физику и естествознание, пение, рисование и гимнастику.

Слайд 30Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные

гимназии.
Школьная реформа
В 1872 г. срок обучения в классических гимназиях был

увеличен до 8 лет (7-й класс стал двухгодичным), а с 1875 г. они официально стали 8-классными.

Реальные гимназии сохранили 7-летний срок обучения и в 1872 г. были преобразованы в реальные училища.

Если выпускники классических гимназий поступали в университеты без экзаменов, то реалистам приходилось сдавать экзамены по древним языкам. Без экзаменов они поступали лишь в технические ВУЗы.

Подобные ограничения для выпускников реальных училищ были вызваны тем, что
в классических гимназиях чаще учились дети дворян, в реальных – дети купцов и разночинцев.

19.11.1964
Устав гимназий и прогимназий

Прогимназия
Срок обучения 4 года.

Готовили к поступлению в гимназию. Располагались в уездных городах

Классическая гимназия
Срок обучения 7 лет

Реальная гимназия
Срок обучения 7 лет

В программе классических гимназий преобладали древние и иностранные языки, древняя история, античная литература

В программе реальных гимназий преобладали математика, физика и другие технические предметы

Для детей дворян и купечества были предназначены классические и реальные гимназии.Школьная реформаВ 1872 г. срок обучения в

Слайд 31Годовая плата за обучение в государственных (казённых) гимназиях и училищах

была от 40 до 100 рублей, а зарплата умелого рабочего

составляла 18—20 рублей в месяц.

В частных школах плата за обучение была в полтора-два раза больше.

Процент выходцев из семей потомственных и личных дворян и чиновников по отношению к общему числу учащихся.

Школьная реформа

Годовая плата за обучение в государственных (казённых) гимназиях и училищах была от 40 до 100 рублей, а

Слайд 32Университетская реформа стала первой после отмены крепостного права, что было

вызвано студенческими волнениями.

Новый университетский устав взамен николаевского устава 1835 года

был принят 18 июня 1863 года. Инициатором нового устава стал министр просвещения Александр Головнин.

Университеты получили автономию. Создавались советы университетов и факультетов, которые избирали ректора и деканов, присуждали ученые звания, распределяли средства по кафедрам и факультетам.

Университеты имели собственную цензуру, получали иностранную литературу без таможенного досмотра.

В университетах действовали собственные суд и охрана, полиция не имела доступа на территорию университетов (статус экстерриториториальности).

Головнин предлагал создать студенческие организации и привлечь их к участию в университетском самоуправлении, но Государственный совет отклонил это предложение.

Университетская реформа

Александр Головнин (1821-1886)
министр просвещения в 1861–1866 гг.

Университетская реформа стала первой после отмены крепостного права, что было вызвано студенческими волнениями.Новый университетский устав взамен николаевского

Слайд 33На курсах Герье был только словесно-исторический факультет.

На бестужевских курсах

– математическое и словесно-историческое отделения.

На математическом учились 2/3 слушательниц.
В

1860–1870-х гг. в России появилось женское высшее образование.
В университеты женщин не брали, но в 1869 г. были открыты первые Высшие женские курсы.

Наибольшую известность приобрели курсы, открытые Владимиром Герье в Москве (1872 г.) и Константином Бестужевым-Рюминым в Петербурге (1878 г.)

Женское образование

Курсистка.
Художник Николай Ярошенко.
1880 г.

На курсах Герье был только словесно-исторический факультет. На бестужевских курсах – математическое и словесно-историческое отделения. На математическом

Слайд 34Этими идеями руководствовался министр народного просвещения Дмитрий Толстой, сумевший убедить

в их правильности Александра II.

Подготовленный под руководством министра проект

гимназического устава встретил неоднозначное отношение в высшей бюрократии.

Государственный совет 29 голосами против 19 отклонил его, однако император 30 июля 1871 г. утвердил мнение меньшинства.

В 1871 году под влиянием идей публициста Михаила Каткова был принят новый устав гимназий и прогимназий. Катков полагал, что предыдущий устав 1864 года приводит к распространению среди молодежи революционного нигилизма. В частности, критиковалось усиленное изучение естественных наук (как ведущее к материализму), а также истории и русской словесности (как ведущее к поверхностным суждениям).

По мнению Каткова, гимназистов необходимо учить не самостоятельному образу мыслей, а дисциплинирующим ум точным и определенным знаниям и умению их применять. Таким требованиям отвечало изучение древних языков и математики.

Устав гимназий и прогимназий 1871 г.

Дневник гимназиста конца XIX века

Этими идеями руководствовался министр народного просвещения Дмитрий Толстой, сумевший убедить в их правильности Александра II. Подготовленный под

Слайд 35Новый устав признавал гимназическим только классическое образование. Реальные гимназии были

преобразованы в реальные училища с сокращенным (6-летним) курсом.

Значительно увеличивалось

преподавание древних языков и математики. Курс гимназии был увеличен до 8 лет (не считая приготовительного класса).

Преподавателям предписывалось сочетать учебную работу с воспитательной. Вводился институт классных наставников.
Устав 1871 г. формально действовал до 1918 г. Однако преподавание древних языков в большом объеме вызывало значительное недовольство и со временем сокращалось.

Устав гимназий и прогимназий 1871 г.

Новый устав признавал гимназическим только классическое образование. Реальные гимназии были преобразованы в реальные училища с сокращенным (6-летним)

Слайд 36II. Учебная часть
§ 12. Учебный курс гимназии составляют следующие

предметы: 1) закон божий; 2) русский язык с церковно-славянским и

словесность; 3) краткие основания логики; 4) и 5) латинский и греческий языки; 6) математика; 7) и 8) математическая география и физика, с кратким естествоведением; 9) история; 10) география; 11) и 12) немецкий и французский языки; 13) чистописание.
Примечание 1. Преподавание греческого языка вводится в гимназиях и прогимназиях по мере приготовления и приискания способных к тому учителей. Со введением преподавания греческого языка обязательным становится изучение только одного из новых языков: французского или немецкого.
Примечание 2. К числу учебных предметов для желающих относятся черчение и рисование, причем желающие обучаться этим предметам вносят особую умеренную плату, которая за недостаточных, но особенно способных учеников производится учителю из специальных сумм гимназии или прогимназии. Гимнастика и пение преподаются всем воспитанникам бесплатно; для пансионеров занятия гимнастикой обязательны. По желанию родителей и за особую плату в гимназии и прогимназии воспитанники могут обучаться также музыке и танцеванию.

1871 Новый устав гимназий и прогимназий

Дмитрий Толстой (1823-1889)
Обер-прокурор Синода 1865-1880 Министр народного просвещения 1866-1880 Министр внутренних дел 1882-1889

II. Учебная часть § 12. Учебный курс гимназии составляют следующие предметы: 1) закон божий; 2) русский язык

Слайд 371871 Новый устав гимназий и прогимназий
Дмитрий Толстой (1823-1889)
Обер-прокурор Синода 1865-1880 Министр

народного просвещения 1866-1880 Министр внутренних дел 1882-1889
III. Учащиеся
§ 23. В гимназии

и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.
§ 24. К прошению о поступлении в гимназию и прогимназию, подаваемому в гимназию — на имя директора, а в прогимназию — на имя инспектора, прилагаются свидетельства о возрасте и о звании. Медицинское свидетельство поступающих в том, что они не имеют телесных недостатков или болезней, препятствующих вступлению в общественное заведение, делается врачами гимназии и прогимназии.
§ 25. В приготовительный класс гимназии и прогимназии принимаются дети не моложе 8 и не старее 10 лет, знающие первоначальные молитвы и умеющие читать и писать по-русски и считать до 1000, а также производить сложение и вычитание над этими числами.
§ 26. Для поступления в I класс гимназии и прогимназии требуется: а) знание главнейших утренних и вечерних молитв и важнейших событий священной истории Ветхого и Нового завета; б) умение бегло и со смыслом читать по-русски напечатанное гражданским шрифтом и пересказывать, по предложенным вопросам, легкие прочитанные рассказы, а также писать по-русски под диктовку, без искажения слов, крупным и средним шрифтами, и читать по-церковнославянски, и в) знание первых четырех арифметических действий над целыми отвлеченными числами. При сем наблюдается, чтобы в I класс поступали дети не моложе 10 лет. В следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания и возраст.
1871 Новый устав гимназий и прогимназийДмитрий Толстой (1823-1889)Обер-прокурор Синода 1865-1880 Министр народного просвещения 1866-1880 Министр внутренних дел

Слайд 38Проступки ученика гимназии и взыскания, записанные в кондуитный журнал

Проступки ученика гимназии и взыскания, записанные в кондуитный журнал

Слайд 39Записка от родителей, подтверждающая, что их дочь не была на

занятиях по уважительной причине

Записка от родителей, подтверждающая, что их дочь не была на занятиях по уважительной причине

Слайд 401870
1871
1872
1873
1874
1875
1876
1860
1861
1862
1863
1864
1867
1865
1866
1867
1868
1869
1855
1856
1857
1858
1859
1857
Упразднение «военных поселений»
1861
Сокращение срока военной службы с 25 до 16

лет
1863
Реформа военного образования.
Кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии.
1867
Новый военно-судебный устав

(на общих принципах судебной реформы)

1863
Отмена телесных наказаний в армии

1861
Назначение Дмитрия Милютина военным министром

Военная реформа Александра II

1.1.1874 Введение всеобщей воинской повинности

1862-1867
Формирование военных округов

1872 Спуск на воду первого броненосца («Петр великий»)

187018711872187318741875187618601861186218631864186718651866186718681869185518561857185818591857Упразднение «военных поселений»1861Сокращение срока военной службы с 25 до 16 лет1863Реформа военного образования.Кадетские корпуса преобразованы в военные

Слайд 41Поражение в Крымской войне продемонстрировало необходимость военной реформы.
Черноморский флот

в Феодосийской бухте, перед началом Крымской войны.
Художник Иван Айвазовский
Причины

военной реформы
Поражение в Крымской войне продемонстрировало необходимость военной реформы. Черноморский флот в Феодосийской бухте, перед началом Крымской войны.

Слайд 42Смотр Черноморского флота в 1849 году. Художник Иван Айвазовский

Смотр Черноморского флота в 1849 году. Художник Иван Айвазовский

Слайд 43В 1860-е – 1870-е годы происходило перевооружение армии и флота.



Военно-морской флот стал полностью пароходным. В 1872-м году был спущен

на воду первый броненосец «Петр Великий»

Перевооружение армии и флота

Броненосец «Петр Великий»

В 1860-е – 1870-е годы происходило перевооружение армии и флота. Военно-морской флот стал полностью пароходным. В 1872-м

Слайд 45В 1860-е годы армия была вооружена нарезными винтовками нового образца.
Перевооружение

армии и флота
6-линейная винтовка. 1856 г.
Винтовка Бердана № 2. 1870

г.

63,5-мм пушка Барановского в музее Артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге

В 1860-е годы армия была вооружена нарезными винтовками нового образца.Перевооружение армии и флота6-линейная винтовка. 1856 г.Винтовка Бердана

Слайд 46Первым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных

поселений.

В 1861 г. по инициативе нового военного министра Дмитрия

Милютина срок службы был сокращен с 25 лет до 16 лет.

В 1863 г. в армии были отменены телесные наказания.

Военная реформа

План центра городка военных поселений на Волхове (село Пристань).
Чертил архитекторский помощник Крылов, 1820 г.

Военные поселения в селе Спасская Полисть (Новгородская область). Современный вид.

Дмитрий Милютин (1816–1912)
военный министр в 1861–1881 гг.

Первым шагом военной реформы стала отмена в 1855 г. военных поселений. В 1861 г. по инициативе нового

Слайд 47В 1863 г. в армии (также, как и для гражданского

населения) были отменены телесные наказания.

В 1867 г. был введен новый

военно-судебный устав, основанный на общих принципах судебной реформы (гласность, состязательность).

Военно-судебная реформа

Недавнее прошлое (Перед поркой). Художник Николай Орлов. 1904 г.

В 1863 г. в армии (также, как и для гражданского населения) были отменены телесные наказания.В 1867 г.

Слайд 48Военно-судебная реформа
Дмитрий Милютин (1816–1912)
военный министр в 1861–1881 гг.
Из воспоминаний Дмитрия

Милютина:
«Новые идеи, которые я старался проводить как в устройстве военно-судной

части, так и вообще во всем, что имеет прямое влияние на нравственную сторону офицерского общества и солдат, встречали много противников и создавали мне немало врагов. Меня упрекали в либеральном направлении и даже пробовали заподозрить меня в глазах Государя в затаенных революционных замыслах. Старые командиры, привыкшие с молодых лет к грубому обращению с офицерами, к употреблению ругательных слов даже перед фронтом, к собственноручной расправе с солдатами, к палкам и розгам, — не могли понять, как можно без всего этого поддержать в войсках дисциплину. Даже люди образованные, благовоспитанные полагали, что отмена телесных наказаний в войсках должна неизбежно уронить дисциплину и повести к распущенности»
Военно-судебная реформаДмитрий Милютин (1816–1912)военный министр в 1861–1881 гг.Из воспоминаний Дмитрия Милютина:«Новые идеи, которые я старался проводить как

Слайд 49Военные округа, существовавшие до 1917 года:
Варшавский | Виленский | Иркутский

| Кавказский | Казанский | Киевский | Московский | Области

Войска Донского | Одесский | Омский | Приамурский | Петербургский | Туркестанский
Образованные в 1914 году: Двинский | Минский
Упразднённые к 1914 году: Восточно-Сибирский | Западно-Сибирский | Оренбургский | Рижский | Сибирский | Финляндский | Харьковский

1862-1867
Формирование военных округов

Санкт-Петербург

Москва

Вильно

Варшава

Киев

Одесса

Казань

Новочеркасск

Тифлис

Омск

Иркутск

Ташкент

Хабаровск

Военные округа, существовавшие до 1917 года:Варшавский | Виленский | Иркутский | Кавказский | Казанский | Киевский |

Слайд 50Реформа военного образования
В 1863 г. осуществлена реформа военного образования: кадетские

корпуса преобразованы в военные гимназии.

Военные гимназии давали широкое общее образование

(русский и иностранные языки, математика, физика, естествознание, история).

Учебная нагрузка возросла вдвое, зато физическая и общевоинская подготовка была сокращена.

Спецклассы, окончание которых давало право на офицерский чин, были упразднены.

Здание Алексеевского военного училища

Реформа военного образованияВ 1863 г. осуществлена реформа военного образования: кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии.Военные гимназии давали

Слайд 51Реформа военного образования
Дмитрий Милютин (1816–1912)
военный министр в 1861–1881 гг.
Из воспоминаний

Дмитрия Милютина:
«…кадетские корпуса должны были постепенно преобразоваться в «военные гимназии»

с характером заведений общеобразовательных и воспитательных.
Военные училища были поставлены на такой уровень, что поступление в них обусловливалось предварительным образованием в размерах полного гимназического курса. Поэтому заведения эти не могли давать достаточно офицеров для пополнения всей армии; необходимо было устроить другого рода рассадники для массы офицеров, довольствуясь гораздо низшим уровнем образования, как приготовительного, общего, так и специально-военного. С этой целью выработан был особой комиссией при Инспекторском департаменте особый тип заведений под названием «юнкерских училищ»: пехотных, кавалерийских и казачьих. Училища эти должны были постепенно открываться во всех военных округах и пополняться полковыми юнкерами. С учреждением этих училищ открывалась возможность постановить общим правилом — производить в офицеры не иначе, как по выдержании выпускного экзамена этих училищ».
Реформа военного образованияДмитрий Милютин (1816–1912)военный министр в 1861–1881 гг.Из воспоминаний Дмитрия Милютина:«…кадетские корпуса должны были постепенно преобразоваться

Слайд 52Главное мерой в ходе военной реформы отмена рекрутчины.

Недостатки рекрутской повинности:
Невозможность

быстро увеличить армию в военное время, необходимость содержать многочисленную армию

в мирное время.
Рекрутчина годилась для крепостных, но не для свободных людей.

Военная реформа

Солдаты и офицеры Русской армий в Крымской войне 1853-56 годов

Главное мерой в ходе военной реформы отмена рекрутчины.Недостатки рекрутской повинности:Невозможность быстро увеличить армию в военное время, необходимость

Слайд 53Заменить рекрутскую систему необходимо было всеобщей воинской повинностью.

При этом

введение всеобщей воинской повинности в России с ее огромной территорией

требовало развития дорожной сети.

Только в 1870 г. была создана комиссия для обсуждения этого вопроса, а 1 января 1874 г. был опубликован Манифест о замене рекрутской повинности всеобщей воинской повинностью.

Призыву подлежали все мужчины в возрасте 21 года. Срок службы составлял 6 лет в армии и 7 лет на флоте. Освобождались от призыва единственные кормильцы и единственные сыновья.

Формально реформа была бессословной, но фактически сословность во многом сохранилась.

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 году

Вахмистр драгунского полка.
1886 г.

Отстал. Русский солдат 1870-х гг. в полной походной выкладке. Художник Павел Ковалевский

Заменить рекрутскую систему необходимо было всеобщей воинской повинностью. При этом введение всеобщей воинской повинности в России с

Слайд 54Введение всеобщей воинской повинности в 1874 году
Из Устава о воинской

повинности 1874 г.:
«1) Защита престола и отечества есть священная обязанность

каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. <…>
5) Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени <...>
9) Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком. <...>
11 ) Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.
12) К жребию призывается ежегодно один только возраст населения, именно молодые люди, которым к 1-му января того года, когда набор производится, минуло двадцать лет от роду.
13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жребия в качестве вольноопределяющихся <...>
17) Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...
18) Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе. <...>»
Введение всеобщей воинской повинности в 1874 годуИз Устава о воинской повинности 1874 г.:«1) Защита престола и отечества

Слайд 55Остатки сословности в российской армии после 1874 г. заключались в

том, что офицерский корпус оставался в основном дворянским, рядовой состав

– крестьянским.

Во-первых, дворяне традиционно стремились на военную службу, получали военное образование.

Во-вторых, власти больше доверяли дворянам, нежели разночинцам, а потому офицеру-дворянину легче было делать карьеру.

В-третьих, крестьянство составляло большинство населения, но оставалось необразованным.

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 году

Извлечение из устава о воинской повинности, 1884 год, оборотная сторона свидетельства о явке к исполнению воинской повинности 1884 года.

Портрет поручика лейб-гвардии Гусарского полка графа Бобринского. Художник Константин Маковский.

Остатки сословности в российской армии  после 1874 г. заключались в том, что офицерский корпус оставался в

Слайд 56Остатки сословности в российской армии после 1874 г. заключались в

том, что офицерский корпус оставался в основном дворянским, рядовой состав

– крестьянским.

Причины такого положения:

Во-первых, дворяне традиционно стремились на военную службу, получали военное образование.

Во-вторых, власти больше доверяли дворянам, нежели разночинцам, а потому офицеру-дворянину легче было делать карьеру.

В-третьих, крестьянство составляло большинство населения, но оставалось необразованным.

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 году

Барабанщик лейб-гвардии Павловского полка.

Свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, 1884 год.

Остатки сословности в российской армии  после 1874 г. заключались в том, что офицерский корпус оставался в

Слайд 57Характеристика новобранцев по образованию

Характеристика новобранцев по образованию

Слайд 58При проведении военной реформы были установлены льготы для новобранцев, имевших

среднее или высшее образование. Они именовались не «нижними чинами», а

вольноопределяющимися.

Вольноопределяющиеся – новобранцы, имевшие среднее или высшее образование.

Льготы для вольноопределяющихся:
- Окончившие гимназию служили 2 года, окончившие университет – 6 месяцев.
- Помимо сокращенного срок службы они имели право жить не в казарме, а на частных квартирах - По завершении службы могли держать экзамены на первый офицерский чин.

Вольноопределяющиеся

Вольноопределяющийся 6-го Клястицкого гусарского полка

Из устава о воинской повинности. 1 января 1874 г.:
«13) Лицам, удовлетворяющим определенным условиям образования, представляется отбыть воинскую повинность без жребия в качестве вольноопределяющихся <...>»

При проведении военной реформы были установлены льготы для новобранцев, имевших среднее или высшее образование. Они именовались не

Слайд 59Причины введения льгот для образованных новобранцев:
Во-первых, малочисленностью образованных людей в

стране.
Во-вторых, возможностью за более короткий срок обучить образованного человека военному

делу.
В-третьих, социальной близостью рядовых из интеллигенции скорее к офицерам, нежели к рядовым «из народа».

Консервативное дворянство было недовольно тем, что выходцы из других сословий получили возможность становиться офицерами.

Некоторых дворян возмущало то, что их могли призвать солдатами наряду с крестьянами. Впрочем, на практике эта опасность снижалась благодаря статусу вольноопределяющихся.

Особенно недовольно было купечество, ранее не подлежавшее рекрутской повинности. Купцы даже предлагали взять на себя содержание инвалидов, если им позволят откупаться от призыва.

Военная реформа

Вольноопределяющийся, 1910-е. На погонах видна обшивка трехцветным кантом, на груди университетский знак.

Причины введения льгот для образованных новобранцев:Во-первых, малочисленностью образованных людей в стране.Во-вторых, возможностью за более короткий срок обучить

Слайд 60Благодаря реформам 1860–1870-х годов многие вопросы повседневной жизни были переданы

из ведения бюрократии в ведение общества в лице земств и

городских дум; установлено равенство российских подданных перед законом; значительно повысился уровень грамотности населения; университеты получили большую степень свободы научной и учебной деятельности; смягчилась цензура для центральной прессы и книгоиздания; армия стала строиться на основе бессословной всеобщей воинской повинности, что отвечало принципу равенства перед законом и позволяло создать подготовленные резервы.

Итоги реформ 1860-х – 1870-х годов

Благодаря реформам 1860–1870-х годов многие вопросы повседневной жизни были переданы из ведения бюрократии в ведение общества в

Слайд 6119.2.1861
Отмена крепостного права в России
1855
1856
1857
1858
1859
1860
1861
1862
1863
1864
1865
1866
1867
1868
1869
1870
1871
1872
1873
1874
1875
1876
1877
1878
1879
1880
1881
1854
1864 Судебная реформа
1.1.1864
Земская реформа
1870
Реформа городского самоуправления
18.2.1855
Смерть

Николая I. Начало правления Александра II.
1.3.1881
Убийство Александра II. Начало правления

Александра III.

1874 Военная реформа. Введение всеобщей воинской повинности

1869
Первые женские высшие курсы

1865
Цензурная реформа

1863
Отмена телесных наказаний

1864
Положение о народных училищах. Устав гимназий и прогимназий.

1872
Положение о городских училищах

1864-1872 Образовательная реформа

1863
Реформа военного образования.
Кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии

1861
Назначение Дмитрия Милютина военным министром. Сокращение срока службы с 25 до 16 лет

1861-1874 Военная реформа

1867
Новый военно-судебный устав
на общих принципах судебной реформы

1857 Начало ликвидации военных поселений (до 1866)

«Оттепель»

1856 Амнистия декабристам и петрашевцам

1860 Учреждение Государственного банка

1855-1861 Разработка крестьянкой реформы

Внутренняя политика Александра II

12.2.-6.8.1880 Верховная распорядительная комиссия
(Лорис-Меликов)

1880-1881 «Диктатура сердца» (МВД Михаил Лорис-Меликов)

1881 Представление проекта Конституции Лориса-Меликова

1872 Спуск на воду первого броненосца («Петр великий»)

Перевооружение армии

19.2.1861Отмена крепостного права в России18551856185718581859186018611862186318641865186618671868186918701871187218731874187518761877187818791880188118541864  Судебная реформа1.1.1864Земская реформа1870Реформа городского самоуправления18.2.1855Смерть Николая I. Начало правления Александра II.

Слайд 62Тема «Внутренняя политика Александра II. Великие реформы 1860-х – 1870-х

годов»
Вопросы:
1) Объясните слова Ивана Аксакова, написанные в 1862 г.: «С

уничтожением крепостного права разрушается не только быт помещичий, но и все здание нашего общества».
2) В чем вы видите основное историческое значение земской реформы?
3) В чем состоит разница между принципами всесословности и бессословности? Почему земская реформа была проведена на основе всесословности, а судебная — на основе бессословности?
4) Почему правительство охотно передало в руки земств и городских дум вопросы местного хозяйства, образования, медицинского обслуживания, но категорически не допускало их участия в политической жизни?
5) Чем были вызваны реформы системы образования? Каковы их сильные и слабые стороны?
6) Назовите важнейшие причины и принципы военной реформы.
Тема «Внутренняя политика Александра II. Великие реформы 1860-х – 1870-х годов»Вопросы:1) Объясните слова Ивана Аксакова, написанные в

Слайд 63Тема «Внутренняя политика Александра II. Великие реформы 1860-1870-х годов»

Термины:
Земства * Курия * Земская школа * Земский

врач * Коронный (окружной) суд * Мировой суд * Состязательность суда * Адвокатура * Гласность судопроизводства * Кассация * Суд присяжных * Классические гимназии * Реальные гимназии * Высшие женские

курсы * Автономия университетов * Военные поселения * Броненосец * Пароходный флот * Военные гимназии * Военно-судебный устав * Военные округа * Рекрутская повинность * Всеобщая воинская повинность * Вольноопределяющиеся * Верховная распорядительная комиссия * «Диктатура сердца» * Конституция Лориса-Меликова
Имена:
Николай Милютин * Петр Валуев * Дмитрий Блудов * Сергей Зарудный * Федор Плевако * Анатолий Кони * Александр Головнин * Дмитрий Милютин * Михаил Лорис-Меликов * Константин Победоносцев
Тема «Внутренняя политика Александра II. Великие реформы 1860-1870-х годов»Термины:Земства * Курия * Земская школа * Земский врач * Коронный (окружной) суд * Мировой суд * Состязательность суда * Адвокатура * Гласность судопроизводства * Кассация * Суд присяжных * Классические

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика