Слайд 1Воспитательная концепция Н.Е. Щурковой
Слайд 2Для начало что такое концепция?
Концепция – Это система взглядов определяющих
понимание явлений, объединённых ведущей идеей и главным замыслом
Концепция воспитании имеет
разные уровни от философских и психологических учений до авторских школ
Слайд 3Воспитательная концепция Н.Е. Щурковой
Эта концепция вошла в педагогическую теорию и
практику вместе с именем ее создателя – Надежды Егоровны Щурковой,
изложившей основные концептуальные положения в книге « Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьников». С уверенностью можно сказать, что в названии концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт практической деятельности автора.
Отметим, что концепция уже в самом названии глубоко философична. Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом – педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека
Слайд 5Цель воспитания:
По мнение Н.Е. Щурковой, цель воспитания – это личность,
способная строить свою жизнь, достойную человека.
Другим целевым блоком в концепции
является моральная составляющая цели воспитания – «Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным»
Наконец, творческая составляющая – «Человек – существо, обладающее способностью творить нечто, что не создала природа»
Таким образом, в целях воспитания заключено триединства разумного, духовного и творческого.
Слайд 7Принципы воспитания:
Принцип ориентации на социально - это ценностные отношения, предписывающий
педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию.
Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога
развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности.
Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор
Слайд 8Содержание воспитательного процесса
Его основу составляют такие направления, как:
Философическое воспитание.
Диалогическое воспитание.
Этическое
воспитание.
Слайд 9Философическое воспитание
Философические воспитание – это воспитание над ситуативного мышления, способности
к общениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни,
за явлением - закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни»
Только философическое воспитание может содействовать становлению личности, способно к самостоятельную выбору жизненной позицией.
Н.Е. Щуркова называет 5 методических направлений для реализации идей философического воспитания.
Обнаружение ценности ( значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и действиями.
Предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении»
Слайд 10Философическое воспитание
3)Находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную
деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни,
когда юные граждане задумываются о своем предназначение
4) Методическое направление - упражнение детей общепринятых форм ценностных отношении к истине, добру и красоте.
5) Это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.
Слайд 12Диалогическое воспитание
Диалогическое воспитание – это организации такой жизни воспитанника, когда
он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной,
книгой, музыкой, другим человеком и т.д.
Диалогическое воспитание может осуществляться и в коллективных дискуссиях, когда один за другим, следуя принятой логике, разворачивается анализ проблемы, где каждое мнение важно, где каждый цене как индивидуальность.
Слайд 14Этическое воспитание
При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика», до
той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются
в широком русле « человек –человек» и ученик принимается учителем , «равным себе» : не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому , что ученик – человек и с ним возможно ценностно- смысловое единство
В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка к тому, что у него есть запреты, но таких запретов немного – всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.
Слайд 15Этическое воспитание
Следуя логике и позиции Н.Е. Щурковой, определим основные направления
мысли и педагогических действий в психическом воспитании школьников:
1) Уважение личности
учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
2) Опора на личные достоинство личности
3) Общее принятие индивидуальности, человеческой несхожести, ведь не такой, как я, - не означает плохой.
Слайд 17Задачи воспитание ( Н. Е. Щуркова)
Формирование ценностного отношения к Природе
как общему дому человечества;
Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни;
- формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле;
Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; - формирование образа жизни, достойного человека;
Формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненному пути
Слайд 18Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
Внешний облик, ребенка
Физическое и психологическое
развитие детей
Их поведение
Качественность разнообразной деятельности
Способности и самочувствие детей
Ценностные предпочтения
Отношения
ребёнка к своему «Я»