Слайд 1Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь
Слайд 2Тема № 2: Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики
Беларусь.
Занятие
№ 1: Воспитательная работа в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
Слайд 3Цели занятия
1. Ознакомить студентов с требованиями нормативных правовых актов по
организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
2. Дать студентам систематизированные основы знаний о сущности и содержании воспитательной работы.
Слайд 4Учебные вопросы
1. Сущность, содержание и система воспитательной работы в Вооруженных
Силах. Организация воспитательной работы в воинской части и подразделении.
2.
Формы и методы воспитательной работы.
Слайд 5Литература
1. Мальцев Л. С. «Деятельность органов военного управления по поддержанию
и укреплению воинской дисциплины». – Минск: Асобны Дах, 2002 г.;
2.
Приказ Министра обороны Республики Беларусь от 3.01.2006 г. № 1 «Об утверждении Инструкции о порядке организации идеологической работы в Вооружённых Силах».
«Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь». – Минск: «Издательство «Ураджай», 2001 г.
Слайд 61-й учебный вопрос:
Сущность, содержание и система воспитательной работы
в Вооруженных Силах.
Организация воспитательной работы в воинской части и подразделении.
Слайд 7Воспитательная работа – это приоритетная часть деятельности органов военного управления,
командиров (начальников), направленная на становление и развитие морально-психологической готовности личного
состава выполнить основную задачу Вооруженных Сил Республики Беларусь по защите суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, формирование образованной, творческой и нравственной личности военнослужащего.
Слайд 8Основными
задачами воспитательной работы являются:
формирование любви к Беларуси и
веры в ее будущее, готовности защищать страну с оружием в
руках;
воспитание способности ненавидеть врага, посягающего на свободу, независимость Отечества, уверенности в крахе его намерений и замыслов;
формирование и развитие у воинов профессионального самосознания, чувства долга и ответственности за его выполнение;
Слайд 9Основными
задачами воспитательной работы являются:
закрепление и развитие мотивов безусловного
выполнения Конституции Республики Беларусь, законов и воинских уставов, дисциплинированного поведения,
уважения к командирам, беспрекословного подчинения им;
развитие правового сознания и социально-правовой культуры военнослужащих, содействие поддержанию законности и правопорядка в воинских коллективах, а также в районах дислокации войск.
Слайд 10Основные направления воспитательной работы
гражданско-патриотическое;
государственно-правовое;
духовно-нравственное;
воинское;
семейно-бытовое.
Слайд 11Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс формирования у военнослужащих любви к
Родине, преданности своему Отечеству, своему народу, личной ответственности за его
безопасность.
Цель патриотического воспитания – воспитание гражданина-патриота Республики Беларусь готового и способного успешно выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Слайд 12Основные задачи
гажданско-патриотического воспитания:
формирование у военнослужащих любви к Родине, гордости
за Отечество, уважения к истории, бережного отношения к обычаям и
традициям народа;
формирование готовности пожертвовать жизнью во имя Отечества;
формирование чувства долга, чести и совести согласно Конституции Республики Беларусь;
воспитание непримиримости к проявлениям национализма, шовинизма, национального эгоизма;
формирование верности интересам Республики Беларусь, традициям Вооруженных Сил.
Слайд 13Гражданско-патриотическое воспитание военнослужащих проводится по следующим направлениям:
военно-патриотическому,
историко-краеведческому,
героико-патриотическому,
военно-шефскому.
Слайд 14Государственно-правовое воспитание – это процесс, направленный на формирование у военнослужащих
и лиц гражданского персонала ценностных ориентаций, мотивов и установок, побуждающих
в любой жизненной ситуации действовать в соответствии с нормами, определяющими права и обязанности граждан и регламентирующими воинскую деятельность, а также в соответствии с принятыми в обществе принципами и нормами поведения.
Слайд 15Цель государственно-правового воспитания – формирование у военнослужащих понимания предназначения Вооруженных
Сил, своего места и роли в обеспечении безопасности Республики Беларусь,
ясного понимания правовых основ государства и военной службы, уважения к законам, воинским уставам и стремления к их неукоснительному соблюдению.
Слайд 16Задачи государственно-правового воспитания:
1. разъяснение нормативных правовых актов;
2. обучение должностных
лиц правовым основам служебной деятельности;
3. формирование социальной и моральной ответственности,
высокой правовой культуры и дисциплинированности военнослужащих.
Слайд 17Специфическими формами государственно-правового воспитания являются:
1. занятий в системе профессионально-должностной подготовки
по социально-правовой тематике;
2. правовое информирование;
3. работа с письмами, жалобами
и заявлениями граждан;
4. прием посетителей;
5. проведение проверок соблюдения законодательства о правах и льготах военнослужащих и контроль за полным доведением до них положенных норм довольствия;
6. индивидуальное и коллективное консультирование личного состава по социально-правовым вопросам.
Слайд 18Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования у военнослужащих и гражданского
персонала моральных качеств, норм и принципов поведения на основе нравственных
ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом в целях укрепления их морально-психологического состояния.
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование у военнослужащих нравственных ценностей, выработанных человечеством и белорусским народом, приобщение их к мировой и национальной культуре, а также побуждение к физическому совершенствованию как средству укрепления здоровья, развитие необходимых морально-психологических качеств, сплочение воинских коллективов.
Слайд 19Основными задачами духовно-нравственного воспитания являются:
воспитание у военнослужащих средствами культуры и
искусства высокой духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое
Отечество и Вооруженные Силы;
содействие формированию у военнослужащих и гражданского персонала морально-психологической и военно-профессиональной готовности к успешному решению задач военной службы и выполнению требований воинской и трудовой дисциплины;
приобщение военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, к ценностям отечественной и мировой культуры, художественному самодеятельному творчеству;
Слайд 20Основными задачами духовно-нравственного воспитания являются:
организация культурного досуга и культуры взаимоотношений
в воинских коллективах в интересах поддержания на должном уровне духовно-эмоционального
и морально-психологического состояния военнослужащих.
превращение моральных принципов и норм в твердые личные убеждения, нравственные привычки, на основе которых человек добровольно, без принуждения совершает свои действия, оценивает с позиций морали свои поступки и поступки других;
формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали.
Слайд 21Основными специфическими формами духовно-нравственного воспитания являются:
лектории, показ кино- и видеофильмов,
вечера - чествования лучших военнослужащих, выпуск радиопрограмм, радиопередач, видеофильмов, фото-
и слайдогазет, освещающих мероприятия боевой подготовки, поддержания и укрепления воинской дисциплины, боевой готовности;
встречи с писателями, поэтами, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, литературные вечера, диспуты («круглые столы») по проблемам эстетики, «школы культуры», экскурсии в культурно-художественные центры, посещение концертов, творческих вечеров, фото- и художественных выставок, культурное обеспечение праздничных мероприятий в воинской части;
Слайд 22Основными специфическими формами духовно-нравственного воспитания являются:
работа кружковой (курсовой) сети, развитие
художественного творчества воинов, работа самодеятельных исполнителей и творческих коллективов;
концерты, вечера
отдыха, дискотеки, а также мероприятия по художественно-эстетическому оформлению территории военного городка (места дислокации воинской части).
Слайд 23Воинское воспитание – это процесс формирования у военнослужащих и гражданского
персонала высоких моральных, психологических и боевых качеств, необходимых для успешной
военно-боевой деятельности.
Целью воинского воспитания является – формирование у военнослужащих в процессе воинской деятельности морально-боевых качеств, необходимых для выполнения воинского долга.
Слайд 24Основными задачами
воинского воспитания будут являться:
воспитание у военнослужащих бережного отношения
и соблюдения боевых традиций;
воспитание глубокого понимания предназначения Вооруженных Сил, своего
места и роли в выполнении задач, стоящих перед ними;
формирование у личного состава верности Военной присяге и строгого исполнения воинских уставов;
воспитание личного состава в духе высокой бдительности и боевой готовности;
выработка у военнослужащих дисциплинированности;
Слайд 25Основными задачами
воинского воспитания будут являться:
развитие стремления к овладению воинской
специальностью, боевой техникой и оружием;
воспитание бережного отношения к боевой технике
и оружию, военному имуществу;
формирование боевой активности и героизма;
воинское воспитание коллектива;
обеспечение примерности командиров (начальников);
формирование психологической готовности к выполнению боевых задач и психологической устойчивости.
Слайд 26Семейно-бытовое воспитание – формирование культуры быта, идеалов и ценностей семейно-брачных
отношений, регулирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.
Целью семейно-бытового воспитания
является формирование у военнослужащих и членов их семей качеств заботливого и законопослушного семьянина, обеспечивающих успешное осуществление семьей ее функций.
Слайд 27Основными задачами семейно-бытового воспитания являются:
воспитание у военнослужащих, гражданского персонала и
членов их семей высокой духовности и нравственных качеств, обеспечивающих укрепление
семьи, поддержание здоровых внутрисемейных отношений, развитие членов семьи, их духовное взаимное обогащение;
развитие у военнослужащих и гражданского персонала готовности к семейной жизни и высокой ответственности за создание и укрепление семьи, формирование культуры семейных взаимодействий;
Слайд 28оказание военнослужащим, гражданскому персоналу и членам их семей психолого-педагогической, правовой
и хозяйственно-бытовой поддержки;
содействие организации рационального и благотворного для членов семей
проведения свободного времени;
формирование непримиримости к чуждой нам идеологии и морали в сфере реализации семейных функций.
Слайд 292-й учебный вопрос:
Формы и методы
воспитательной работы.
Слайд 30
К основные формам
воспитательной работы можно отнести:
1. Занятия по боевой и
профессионально-должностной подготовке, уставная организация жизнедеятельности войск.
2. Индивидуальную воспитательную работу.
3. Идеологическую подготовку.
4.
Массовые формы воздействия.
5. Культурно-досуговую работу.
6. Осуществление воинских и национальных ритуалов.
Слайд 31Метод воспитания - это совокупность средств и приемов одновременного педагогического
воздействия, оказываемого на психику воина в соответствии с целью воспитания.
Это значит, что в том или ином методе объединяются лишь такие приемы и средства, с помощью которых решаются характерные для данного метода задачи.
Слайд 32Методы воспитания:
1. Убеждение.
2. Разумное сочетание поощрений и взысканий.
3. Упражнение.
4. Систематическая постановка
задач и подведение
итогов, оценка деятельности воинских коллективов и военнослужащих.
5. Использование влияния
родителей, школы, трудовых и спортивных коллективов по месту призыва военнослужащих.
6. Личный пример.