Слайд 1Воспитательная система.
Януш Корчак.
Слайд 2Януш Корчак
КОРЧАК (Korczak) Януш (наст. имя Генрик Гольдшмидт, Goldszmidt) (1878-1942),
польский писатель, педагог, врач. Повести «Дети улицы» (1901), «Король Матиуш
I» (1923), книга «Как любить детей» (1914-22) проникнуты высоким гуманизмом. В годы оккупации Польши фашистской Германией Корчак героически боролся за жизнь детей в варшавском гетто; погиб в Треблинке с 200 своими воспитанниками.
Слайд 3Педагогические взгляды выдающегося польского педагога Януша Корчака (1878-1942) формировались в
драматическом противоборстве с окружающим миром. Раннее осознание социальной несправедливости по
отношению к детям способствовало тому, что у него сложилась своеобразная концепция, согласно которой общество делилось на класс взрослых и угнетаемый ими класс детей.
Слайд 4В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит
к противопоставлению двух миров – взрослых и детей. Корчак становится,
с одной стороны, защитником интересов и прав детей от деспотизма и произвола взрослых, с другой – пытается найти пути примирения и достижения взаимопонимания между ними.
Слайд 5Не менее важной предпосылкой корчаковского взгляда на детей как на
социальную прослойку является его убеждение в абсолютной ценности детства. На
нем построена вся воспитательная система Корчака. "Детский возраст, - писал он, - долгие, важные годы в жизни человека"
Слайд 6По мнению Корчака, дети обладают множеством прав, которые взрослые должны
безоговорочно признавать. Это право ребенка на уважение:
его незнания и труда
познания;
его неудач и слез;
тайн и отклонений тяжелой работы роста;
текущего часа и сегодняшнего дня;
мистерии исправления;
усилий и доверчивости.
Слайд 7Принцип уважения личности и прав ребенка не просто отражал гуманистические
позиции польского педагога и касался проблем взаимоотношений абстрактного воспитателя с
вымышленными детьми. Гуманизм педагогики Корчака отличался, прежде всего, действенностью – педагогические принципы Корчака воплотились в разумной организации воспитательного процесса в его авторских детских учреждениях – Доме сирот и Нашем доме.
Слайд 8«Дом сирот»
Здание «Дома Сирот» на Крахмальной улице строилось по проекту
самого Корчака. Это был дом с красивым фасадом и многочисленными
окнами, выходящими в дремучие улочки Старой Воли.
Слайд 9Януш Корчак подумал о помещении для детей, которые временно недомогают,
помимо изолятора для больных. «Ушиб ребенок ногу, голова болит, не
спал ночью, перевозбужден ли – пускай у него будет укромный уголок, где он может некоторое время побыть один или с товарищем», - писал Корчак.
Слайд 10В стенах «Дома Сирот» существовало детское государство. Здесь, наряду с
педагогическим советом действовали Совет детского самоуправления (что-то вроде детского правительства),
разного рода комиссии (министерства), выходила в свет детская газета, был избран и время от времени собирался на свои заседания Товарищеский суд.
Слайд 11Из крупных педагогов Януш Корчак, наверно, первый дал право детям
критиковать взрослых. И существенно другое: в числе тех, кого можно
было критиковать и осуждать, Корчак включает и самого себя! Кроме того, в «Доме Сирот» каждый воспитанник и каждый воспитатель мог подать заявления в суд на. самого себя.
Слайд 12труд занимал важное место в системе воспитания Януша Корчака. Дети
в «Доме Сирот» работали, так же, как и в приюте
«Наш Дом». Они выбирали себе занятие на месяц, а иногда и на более длительное время, и работали в разных местах Дома. За хорошую работу дежурный награждался – он получал красивую открытку с автографом Корчака. Были и специальные дежурства – оплачиваемые.
Слайд 13Корчак задумывался о том, каким должно быть самовоспитание детей. Методу
принуждения он противопоставлял метод самоуправления. У него было проверенное средство
для достижения цели: создание детского Товарищеского суда. Суд должен научить детей обдумывать свои поступки, быть самостоятельными, а значит – самокритичными.
Слайд 14Каждый вновь поступивший в «Дом Сирот» получал своего опекуна из
числа воспитанников. Опека, как правило, длилась три месяца. По желанию
обеих сторон срок опеки мог быть продлен или сокращен. Желающие стать опекунами выдвигали свои кандидатуры на общем собрании воспитанников.
Слайд 15У Корчака не было готовой методики. Но главным он считал
то, что ребенка должна воспитывать та детская среда, в которой
он находится. На этом основывалось все детское самоуправление.
Слайд 16Товарищеский суд.
Детский суд, действовавший в обоих интернатах Януша Корчака,
был судом без наказаний. Кодекс детского Товарищеского суда гласил: «Если
кто-то и совершит проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу трудно исправиться. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет слушать»
Слайд 17Идея абсолютной ценности детства
Образ детства – самая
радостная, счастливая и невозвратимая пора жизни человека
обеспечение такой жизнедеятельности учреждения, которая помогла бы воспитанникам хотя бы в течение нескольких лет познать радость детства уважения личности и прав ребенка.
Слайд 18Идея гармонического развития ребенка
Обеспечение детям свободы
гармонического развития всех духовных сил, высвободить всю полноту скрытых возможностей,
воспитать в уважении к добру, к красоте, к свободе
Слайд 19Взгляд на воспитание как на главный путь преобразования общественного устройства
Изменение
мира, несовершенных общественных отношений и норм возможно только через воспитание
нового поколения, и «осуществлять это воспитание надо с мыслью об иной, реформированной действительности».
Слайд 20Отрицание авторитарного воспитания, воспитания как «формирования» личности, «формы насилия над
личностью ребенка
- Замена деспотизма и тирании на любовь
- Принцип врачебной этики – «не навредить».
Слайд 21Пространство детства –
что это такое?
Януш Корчак
педагог, писатель, врач и
общественный деятель
Из десяти заповедей
воспитания:
Не жди, что твой воспитанник
будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Слайд 22Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по
силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем
тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
Не унижай!
Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
Люби своего воспитанника любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак. Из десяти заповедей воспитания:
Слайд 23Ребёнок не готовится
к жизни, а живёт
прямо сейчас.
Слайд 24Дети не воспитанники –
они наши сподвижники.
Слайд 26Обретение себя – это приумножение человеческого достоинства.
Слайд 27Школа –
лестница,
ступеньки
которой
ведут
вверх.
Слайд 28Беспокоясь о том, кем ребёнок
будет завтра,
давайте не
будем забывать, что кем-то он является
уже сегодня.