Слайд 1Воспитательные
результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников
Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент,
Степанов
П.В., к.пед.н.,
Центр теории воспитания
Института теории и истории педагогики РАО
Слайд 2Виды внеурочной деятельности
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение;
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
художественное творчество;
социальное творчество (социально
преобразующая добровольческая деятельность);
трудовая (производственная) деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
туристско-краеведческая деятельность.
Слайд 3Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,
об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения
в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровни воспитательных результатов
Слайд 4Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Уровни воспитательных результатов
Слайд 5Третий уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия
Уровни воспитательных результатов
Слайд 63-й уровень результатов
1-й уровень результатов
2-й уровень результатов
Уровни воспитательных результатов
Слайд 7Методический конструктор внеурочной деятельности
Слайд 8Методика
проведения коллективного творческого дела
«От идеи до реализации»
.
Слайд 10Отличительные признаки КТД:
Совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
Его социальный
характер (для кого это нужно?),
Высокая мотивация создателей.
Слайд 11КТД - форма работы, которая направлена на:
Развитие творческих способностей.
Развитие интеллектуальных
способностей.
Реализацию коммуникационных потребностей.
Обучение правилам и формам совместной работы.
Слайд 12Мотивы для участия в коллективных творческих делах:
Потребность в коммуникации;
Участие в
КТД, для того, что бы принимать участие в других делах;
Желание
выиграть (дух соревнования);
Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);
Осознание развивающей роли КТД;
Осознание социальной роли КТД.
Слайд 13Главные принципы КТД:
Воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально
возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе
организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
Обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.
Слайд 15Роли при подготовке КТД:
Участник,
Генератор идей,
Участник - организатор,
Организатор.
Слайд 16Участник
получает, какое- либо конкретное задание (к примеру: вырезать из
бумаги цветочки для оформления, написать статью для газеты, выучить роль
в сценке и сыграть ее, договориться с конкретным человеком об аренде магнитофона на спектакль и т.д.).
Задания для участника необходимо формулировать очень четко, и так, что бы он реально мог его выполнить.
После выполнения задания обязательно нужно похвалить участника.
Слайд 17Генератор идей
это роль, которую может выполнять, (а
может быть и не способным к этому) и участник и
организатор.
Генератор идей выдвигает, предлагает идеи, но не обязательно способен их реализовать. Важно поддерживать генераторов идей и их предложения, особенно если он не способен на другие роли.
Не все способны быть генераторами идей - поэтому неправомерно требовать выдвижение идей от всех, но спрашивать идеи и предлагать выдвигать их нужно.
Слайд 18Организатор
это человек способный на организацию данного дела
полностью.
Организатор способен определить и сформулировать задачи, которые необходимо решить
для данного дела (приведем для примера ряд задач: подготовка оформления, репетиции с актерами, договоренность по поводу магнитофона и т.д.).
Организатор может выполнять часть задач сам, но обязан распределить часть задач между другими ребятами.
Распределение задач должно осуществляться равномерно, по силам ребят и с учетом их роли в отряде: участник, участник-организатор и др.
Слайд 19Участник-организатор
это такой человек, который не потерял интереса
к практической деятельности (выполнения задач самому), но уже способен на
определение некоторых задач самостоятельно.
Участник-организатор, как правило, не охватывает всего объема задач для подготовки данного дела.
Слайд 20Этапы проведения КТД:
Предварительная работа коллектива.
Коллективное планирование.
Коллективная подготовка.
Проведение КТД
Коллективное подведение итогов.
Ближайшее последействие КТД.
Слайд 21Предварительная работа коллектива.
На этой стадии вожатый:
составляет модель, образ будущего КТД
осмысливает
воспитательные цели, задачи
анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе.
определяет место
КТД в общей системе воспитательной работы.
отвечает на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию? К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии вожатый проводит стартовую беседу.
Слайд 22Коллективное планирование.
Планирование происходит в микрогруппах, а также на
общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и
планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?
Слайд 23Коллективная подготовка.
Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки
и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который
входят представители каждого микроколлектива.
Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе.
Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Слайд 24Проведение КТД.
Важен правильный настрой на проведение каждого дела.
Руководитель должен поддерживать, увлекать участников шуткой, личным примером, победой.
Слайд 25Коллективное подведение итогов.
Форма подведения итогов определяется самим коллективом.
Это может быть письменная анкета, общий разговор на «огоньке», газета.
Необходимо обсудить: что было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
Главное, чтобы каждый участвовал в обсуждении, учился анализировать, извлекать уроки на будущее. Организатор направляет беседу, слово взрослого - это раздумье вслух, новая идея, новая задача, новое предложение
Слайд 26Типы программ культурного досуга
Разовая программа в форме игры. Формы проведения
мероприятий не зависят от подготовки участников, которые включаются в игру
по ходу действия. Игры могут быть как интеллектуальными, так и подвижными; как за столом, так и в игротеке, в зале или на свежем воздухе. В зависимости от возраста участников подгоняется протяжённость этого занятия. Описанием игры чаще всего служит сценарный план
Конкурсная игровая программа (заданная тематика) требует предварительной подготовки участников. Формы проведения мероприятий могут представлять собой КВН, турнир, всевозможные интеллектуальные игры. Для детей такие программы имеют образовательные и воспитательные цели и состоят из подготовки, подразумевающей совместное творчество. Для взрослых смысл такой формы проведения массовых мероприятий состоит в приобретении навыков командной игры.
Слайд 28Типы КТД
Трудовое
Познавательное
Художественное
Спортивное
Общественно-политическое
Организаторское