Слайд 1Исполнитель: студент 4 курса группы
ФК – 41 Ясинского Игоря.
Научный
руководитель:
преподаватель Петрова И.А.
«Восстановительные упражнения, как средство снижения утомляемости учащихся
старшего школьного возраста на уроках физической культуры»
Слайд 2Актуальность
Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность.
Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и
дома, и других причин у большинства школьников отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность может вызывать ряд серьезных изменений в организме школьника.
Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне физиологические механизмы, осуществляющие в организме человека обмен веществ и энергии, что положительно сказывается на умственной и физической работоспособности.
Явление утомления - один из наиболее важных, имеющих большое практическое значение вопросов современной физиологии, а его решение - актуальная задача.
Слайд 3Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы
как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряженная умственная
деятельность невозможна без движения. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности.
Восстановительная направленность физических упражнений предусматривает использование средств физической культуры для устранения нарушений физических функций организма вызванных стрессами или заболеваниями.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью подбора наиболее эффективных средств и методов для восстановления организма школьников на уроках физической культуры.
Слайд 4Объект исследования: уровень утомления учащихся старшего школьного возраста на уроках
физической культуры.
Предмет исследования: методика использования восстановительных упражнений для снижения утомления
учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Гипотеза: возможно, использование восстановительных упражнений для снижения утомления учащихся старшего школьного возраста, действительно приведет к его снижению, если они будут использоваться на уроках физической культуры с целью восстановления после выполнения заданий с высокой и средней нагрузкой.
Слайд 5Цель исследования: изучить влияние восстановительных упражнений на снижение утомления учащихся
старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1. Подобрать
и изучить литературные источники по выбранной теме.
2. Определить уровень утомления учащихся старшего школьного возраста.
3. Внедрить комплексы восстановительных упражнений для снижения утомления в уроки физической культуры учащихся старшего школьного возраста.
4. Выполнить сравнительный анализ результатов экспериментальной деятельности.
5. Сделать выводы и дать заключение.
Слайд 6Методы исследования:
Анализ литературных источников.
Изучение документов и материалов.
Метод тестирования.
Педагогический эксперимент.
Метод
математической обработки.
Слайд 7Глава 1. Проблема повышения физической работоспособности на уроках физической культуры
учащихся старшего школьного возраста
Возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста
Влияние утомления
на скорость восстановительных реакций учащихся старшего школьного возраста
Методика использования восстановительных упражнений на уроках физической культуры в школе
Слайд 8Анализ литературных источников показал, что причиной развития утомления могут служить
многие изменения в деятельности систем вегетативного обеспечения, прежде всего дыхательной
и сердечно-сосудистой. Главное следствие таких изменений - снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человека
Биологическое значение утомления чрезвычайно велико. Во - первых вызывая запредельное торможение наиболее важных отделах центральной нервной системы, оно тем самым защищает их от перенапряжения и истощения. Во-вторых, утомление это единственное средство мобилизации функциональных систем организма на преодоление трудностей при мышечной работе, что, в свою очередь, повышает функциональные возможности целостного организма, его работоспособность. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, т. е. не повышает его функциональные возможности.
Возникновение и развитие утомления зависят от сложности работы и степени тренированности. Выполнение привычных движений отодвигает наступление утомления, а сложные и малознакомые движения ускоряют его развитие.
Слайд 9Глава 2. Экспериментальное изучение влияния восстановительных упражнений на степень утомления
учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
Определение степени
утомления учащихся старшего школьного возраста
Внедрение методики использования восстановительных упражнений в уроки физической культуры учащихся старшего школьного возраста
Сравнительный анализ результатов экспериментальной деятельности по снижению утомления учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры
Слайд 10Первый этап исследовательской деятельности проведение констатирующего эксперимента. Основная задача -
определить степень утомления учащихся старшего школьного возраста на уроке физической
культуры. Экспериментальная работа проводилась в период преддипломной практики на базе ГБОУ школа с. Севрюкаево Самарской области. В эксперименте участвовали группа из 8 учащихся 10 классов. Контрольной группой стали учащиеся 10 класса ГБОУ школа № 23 г. Тольятти.
Утомление у учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры определяют по следующим функциональным пробам. Функциональная подготовленность характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность.
Слайд 11Для контроля за степенью утомления были подобраны и использованы следующие
тесты:
Темпинг-тест. - это определение максимальной частоты движений кисти. Он
отражает функциональное состояние двигательной сферы и силу нервной системы. Для провидения теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносят квадрат 10Х10 см. Испытуемый в течение 10 секунд в максимальном темпе ставит точки в квадрате. Для оценки результатов подсчитывают число точек в квадрате.
Проба на устойчивость в позе Ромберга проводится следующим образом. Стоя на одной линии носка и пятки, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Определяют максимальное время устойчивости и наличие тремора (дрожания) пальцев рук. При утомлении отмечается нарушение устойчивости, появляется тремор пальцев рук.
Клиностатическая проба - переход из положения стоя в положение лежа. В норме замедление ЧСС составляет 6-10 уд./мин. Более резкое замедление указывает на повышенный тонус парасимпатической нервной системы.
Проба Генчи - задержка дыхания на выдохе. При хорошем функциональном состоянии спортсмены способны задерживать дыхание на выдохе на 60—90 с. При утомлении время задержки дыхания резко уменьшается.
Проба Штанге - задержка дыхания на вдохе. Обследуемый в положении стоя: делает вдох, затем глубокий выдох и снова вдох (80-90% от максимального) и закрывает рот. На нос накладывается резиновый зажим. Отмечается время задержки дыхания. Тренированные спортсмены способны задержать дыхание на 60—120 с. При утомлении время задержки резко снижается.
Слайд 12В тестировании приняли участие все испытуемые, результаты были обработаны и
занесены в таблицу 1.
Уровень утомления по результатам тестирования в обеих
группах примерно одинаковый, значительных расхождений ни в одном тесте не зафиксировано. Тестирование проводилось в течение последних 5 минут урока, со всеми испытуемыми одновременно.
Слайд 13Анализ литературных источников по теме исследования позволил выявить наиболее оптимальные
комплексы восстановительных упражнений для уроков физической культуры учащихся старшего школьного
возраста. Были подобранны восстановительные упражнения для подготовительной, основной и заключительной части урока.
Проведение формирующего эксперимента заключалось во внедрении этих упражнений в урок физической культуры. В течение 10 уроков учащиеся экспериментальной группы осваивали, а затем выполняли эти комплексы восстановительных упражнений.
Слайд 14 Для подготовительной части урока:
Бег трусцой следует совмещать со следующими упражнениями
на расслабление:
1. Согнутые руки прижать к телу (без напряжений) так,
чтобы предплечья с расслабленными кистями были расположены горизонтально. При этом положении рук кисти легко встряхиваются — расслабляются в такт бега.
2. Расслабленно опустить руки и голову, руками в такт бега встряхивать полностью (всеми мышцами).
3. Ссутулившись и несколько наклонившись вперед, свободно опустить расслабленные руки и голову. При таком положении помимо рук встряхиваются некоторые мышцы плечевого пояса, и в первую очередь грудные мышцы.
Слайд 15Для основной части урока:
Каждое упражнение делится на две части. Первая
– акцентированное напряжение мышцы или группы мышц в течение 3-4
секунд. Вторая – как можно более глубокое расслабление. Усиливает эффективность упражнения своеобразный самоприказ. Например, напрягая мышцы рук, сосредоточтесь на этом ощущении и произнесите про себя: «Мышцы рук максимально напряжены». Выполняя вторую часть упражнения внушайте себе: Мышцы рук совершенно расслаблены».
Комплекс упражнений на расслабление мышц рук:
1. Встать прямо, поднять руки вперед, напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча. Пальцы сжать в кулак. При расслаблении руки, свободно впав вниз, совершают маятникообразные движения.
2. Упражнение, аналогичное предыдущему, только руки надо поднять вверх, не стоя прямо, а наклонившись вперед.
3. Сцепив пальцы рук за спиной сделать наклон вперед. Расслабляя пальцы, дать рукам возможность соскользнуть со спины. (В этом упражнении напрягать мышцы рук не надо.)
Каждое упражнение выполнять 4 раза.
Слайд 16Комплекс упражнений на расслабление мышц ног:
1. Встать левой ногой на
небольшое возвышение, держась для устойчивости левой рукой за опору. Поднять
прямую правую ногу как можно выше вперед, мышцы ее напрячь, носок оттянуть. Расслабляя, «уронить» ногу. Повторить 2 раза. Столько же левой ногой.
2. Лечь на спину, ноги согнуть, колени свободно развести. Напрягая мышцы стоп, голеней и бедер, свести с усилием колени, стопы прижать к опоре. Расслабляя ноги, вернуть их в исходное положение. Повторить 2 раза.
3. Лечь на правый бок, ноги согнуть в коленном и тазобедренном суставах. Левую ногу выпрямить вверх. Расслабляясь, принять исходное положение. Повторить 2-3 раза. Столько же правой ногой.
Слайд 17Комплекс упражнений на расслабление мышц туловища:
1. Лечь на живот. Напрягаясь,
прогнуться, стараясь приподнять колени, плечи и голову. Расслабляясь, принять исходное
положение. Повторить 3-4 раза. (Это упражнение не рекомендуется делать пожилым людям!)
2. Лечь на спину. Напрягаясь, согнуть слегка туловище, приподняв плечи и ноги. (Если равновесие в этом положении держать трудно, можно немного помочь себе руками.) Расслабляясь, принять исходное положение. Повторить 3-4 раза.
Слайд 18Для заключительной части урока:
Для снижения утомления следует вставлять паузы активного
отдыха, в особенности после нагрузочных упражнений (приседаний, силовых упражнений для
мышц рук и плечевого пояса и прыжков). После приседаний всегда полезно проделать несколько шагов «ленивой» походкой (неторопливо, с расслаблением и углубленным дыханием).
После значительных напряжений для рук и плечевого пояса надо обязательно выполнять упражнения в расслаблении этих мышц. Быстрым поворотом туловища размахивать расслабленными руками. Постепенно, изо дня в день, можно усиливать быстроту поворотов туловища. Ноги в это время должны быть расставлены на ширину плеч.
Слайд 192. И.П. – О.С.
1. Расслабление туловища – наклон головы, плеч.
2.
Наклон туловища.
3. Расслабление ног – присед.
4. И.П.
Освоение и выполнение восстановительных
упражнений было принято учащимися с интересом. Заметно изменило отношение учащихся к урокам физической культуры.
В подготовительной части урока беговые упражнения заканчивались 1 комплексом упражнений. В основной части урока, после выполнения упражнений руками, использовался 2 комплекс, если основная работа выполнялась ногами – 3 комплекс, а если при выполнении упражнений работали мышцы туловища, то использовался 4 комплекс восстановительных упражнений. В заключительной части урока использовались последние два упражнения.
Слайд 20Последний этап экспериментальной работы – проведение контрольного эксперимента. Задача этапа
- повести повторное изучение уровня утомления учащихся старшего школьного возраста
на уроках физической культуры. В повторном тестировании приняли участие все испытуемые, результаты были обработаны и занесены в таблицу 2.
Уровень утомления по результатам тестирования в обеих группах изменился. В экспериментальной группе произошли более значительные изменения во всех тестах, в контрольной - только в некоторых и не значительно.
Слайд 21Для выполнения сравнительного анализа была подготовлена сводная таблица результатов тестирования.
Сравнительный
анализ результатов тестирования
Слайд 22Для наглядности был составлен график, в котором отражена динамика изменения
уровня утомления учащихся старшего школьного возраста на уроках физической культуры.
На
графике видно, как изменился уровень утомления учащихся на уроке физической культуры экспериментальной группы, во всех тестах результат улучшился. В контрольной группе изменений практически не произошло.
Динамика изменения уровня утомления учащихся
старшего школьного возраста
Слайд 23Заключение
Анализ литературных источников и выполнение экспериментальной деятельности позволило сделать следующие
выводы:
Причиной развития утомления могут служить многие изменения в деятельности систем
вегетативного обеспечения, прежде всего дыхательной и сердечно-сосудистой. Главное следствие таких изменений - снижение кислородтранспортных возможностей организма работающего человека
Биологическое значение утомления чрезвычайно велико. Во - первых вызывая запредельное торможение наиболее важных отделах центральной нервной системы, оно тем самым защищает их от перенапряжения и истощения. Во-вторых, утомление это единственное средство мобилизации функциональных систем организма на преодоление трудностей при мышечной работе, что, в свою очередь, повышает функциональные возможности целостного организма, его работоспособность. Мышечная работа без утомления не вызывает необходимого эффекта, т. е. не повышает его функциональные возможности.
Слайд 24Возникновение и развитие утомления зависят от сложности работы и степени
тренированности. Выполнение привычных движений отодвигает наступление утомления, а сложные и
малознакомые движения ускоряют его развитие. Необходимо осуществление подхода в работе с учащимися и учета анатомо-физиологических особенностей для сохранения и укрепления здоровья.
Для ускорения восстановительных процессов в спортивной практике используют различные средства. Одним из них служит активный отдых - переключение с одного вида деятельности на другой.
Предложенные исследователями и внедренные в уроки физической культуры восстановительные упражнения дали результат, а значит, могут быть использованы в процессе физического воспитания школьников, что доказывает гипотезу выдвинутую исследователями.
Восстановительные упражнения можно использовать во всех частях урока для снижения утомления после выполнения упражнений с высокой и средней нагрузкой, тем самым регулируя нагрузку на уроках физической культуры.