Слайд 1
«Война и мир»
в русской литературе
Работу выполнила учащаяся 9 класса
ГОУ СОШ №1380 Маслова Александра
учитель Акопова Н.Г.
Слайд 2Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы
Великой Отечественной войны. Но и сегодня время раскрывает перед нами
новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остается в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели.
Слайд 3
Мир должен помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших
ее дорогами. Бороться за мир – обязанность всех живущих на
Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема неисчерпаема. Писателям необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; донести до современников чувства и мысли героев военных лет.
Слайд 4
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя
твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Книги о
войне тоже похожи на памятник погибшим. Они учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов.
Слайд 5«Горячий снег»
Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» повествует о беспредельных возможностях
людей, для которых защита Родины, чувство долга являются важнейшей потребностью.
Слайд 6
Писатель с большой художественной правдой изображает молодого лейтенанта Кузнецова, командира
орудия Уханова, санинструктора Зою. В их будничных поступках и действиях
он видит проявление героического. Беспредельное мужество и стойкость сочетается у этих людей с душевной мягкостью, благородством и человечностью.
Слайд 7 Незаурядное мастерство Бондарева проявилось в умении создавать глубоко психологические
образы не только рядовых участников войны, но и крупных военачальников.
Большим достижением писателя является образ мужественного, прямого и проницательного генерала Бессонова.
Слайд 8 Война как нельзя лучше проверяет характер своих героев.
Причем могут выступить как хорошие, так и плохие черты, которые
в обычной жизни незаметны. Два главных героя романа, Дроздовский и Кузнецов, прошли такую проверку.
Слайд 9 Правдиво изображая сложные взаимоотношения людей
на войне, где рядом с подлинным героизмом порой проявляется и
трусость, рядом с высокой человечностью – жестокость, главное свое внимание Бондарев сосредоточил на выявлении в героях тех качеств, которые обеспечили победу над врагом.
Слайд 10
Награждая бойцов орденами Красного Знамени, генерал Бессонов насилу выговаривает,
не сдерживая своих горьких и благодарных слёз: «Всё, что лично
могу… Всё, что могу... Спасибо за подбитые танки. Это было главное – выбить у них танки. Это было главное…» Читая эти строки, невольно вспоминаю слова Якуба Коласа:
Какую песню о победе,
Какой сложить о вас рассказ?
Богатыри, язык мой беден,
Чтобы воспеть, прославить вас!
Слайд 11В.Кондратьев «Сашка»
Еще один из выдающихся мастеров, писавших о войне,
В.Кондратьев. Создание военных произведений было для него не только литературной
задачей, но и выполнением долга перед погибшими на Ржевской земле однополчанами.
Повесть «Сашка» поставила автора в первый ряд военных писателей.
Слайд 12Автору удалось создать обаятельный образ главного героя, воплотившего лучшие человеческие
качества. Ум, смекалка, нравственная определенность героя проявляются так непосредственно, открыто,
что сразу вызывают к нему доверие, сочувствие и понимание читателя.
Когда у Сашки спрашивают, как же он решился не выполнить приказ – не стал расстреливать пленного, разве он не понимал, чем это ему грозило, он отвечает просто: «Люди же мы, а не фашисты…»
Слайд 13Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не
искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности
за все, даже за то, за что он не мог отвечать.
Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. И какое же необыкновенное облегчение испытывает Сашка, когда капитан отменяет приказ. Он видит, будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо” и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…»
Слайд 14Прибыв в Москву, Сашка оказывается в почти забытом ему мире
– мире без войны. «Кругом обгоняли его, спешившие на работу
люди, люди самые обыкновенные, только не для Сашки, потому как были они в гражданском – кто в пиджаках, кто в куртках, кто в плащах, - и в руках у них не оружие, а у кого портфели, у кого свертки, и у каждого почти утренняя газета из кармана торчит... И странно ему все это, и чудно – словно и войны нет никакой!»
«Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительнее виделось ему его дело там…»
Слайд 15
«История Сашки - это история человека, показавшегося в самое
трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности
– солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», - писал К.Симонов.
Слайд 16
Окончание Второй мировой войны, переход к мирному созидательному труду
оказали огромное влияние на развитие литературы. Перед писателями встала задача
показать послевоенный мир.
Слайд 17«Уроки французского»
В произведении В.Распутина «Уроки французского» перед нами
предстаёт суровое послевоенное время. Главный герой родился в деревне, в
бедной семье. У его матери было трое детей, и он как самый старший был главной опорой для неё. Природа наградила его блестящим умом.
Слайд 18 В деревне, где жил наш герой, была только
начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать
в райцентр. Нелегкая судьба и голод заставляют героя произведения связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в «чику».
Слайд 19 На помощь герою приходит школьная учительница, которая помогает
ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.
Лишившись работы, Лидия Михайловна уезжает на Кубань. Но она ни в чём не винит мальчика, а, напротив, высылает ему посылку с продуктами и даже с яблоками, которые он никогда не пробовал, а видел только на картинках.
Слайд 20Тема Великой Отечественной воины не уходила с годами из русской
советской литературы. Писатели-фронтовики снова и снова возвращались к главному событию
своей жизни и жизни страны, по-новому, с высоты прожитых лет и своего жизненного опыта освещали события военных лет.
Слайд 21Годы Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все
живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не
раз сердце наше захочет вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое и трагическое событие – Великую Отечественную войну.