Слайд 1Теории исследования и развития личности
Выполнила студентка Соловьёва А.Д.
3 курс клиническая
психология
Научный руководитель: Гаврилов В. В. – ассистент кафедры психиатрии ЯГМУ 2020
Слайд 2План изложения:
Определения: темперамент, характер, личность
Теории исследования личности
Этапы созревания личности
Зрелая личность
Определение
зрелой личности разных психологических школ
Теории формирования личности в онтогенезе: темперамент,
характер, личность
Слайд 3Темперамент по Гиппократу
[около 370 года
до н. э.]
Темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием
в его организме той или иной жидкости (жизненного сока). В зависимости от этого, для личности были характерны те или иные особенности.
Высокая концентрация
лимфы - «флегма»(слизи) делает личность
спокойной и уравновешенной,
желтой желчи «холе» — несдержанной и импульсивной,
крови «сангвис» — веселой и подвижной,
черной желчи «мелайне холе»
— меланхоличной и печальной.
Слайд 4Темперамент по И.П. Павлову [1906]
И. П. Павлов показал, что в
основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила, уравновешенность и
подвижность.
Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. Соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:
сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову —
сангвинический темперамент;
2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову —
флегматический темперамент;
3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип,
по И. П. Павлову) — холерический темперамент;
4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) — меланхолический темперамент.
Слайд 5ТЕМПЕРАМЕНТ:
индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково
проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов,
остаются постоянными в зрелом возрасте
Слайд 6 Характер:
сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих
его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь –
при взаимодействии с окружающими людьми.
Черты(особенности) характера представляют собой огромный список личностных качеств, среди которых доброта, жестокость, уступчивость, упрямство, ответственность и безответственность, мнительность, храбрость и многие другие.
Слайд 7Совокупность черт характера принято делить на 4 большие группы, каждая из
которых объединяет в себе определённые свойства психики:
Отношения с другими людьми – открытость
или замкнутость, доброта или жестокость, высокомерие или уважение и другие.
Отношения человека с самим собой – самокритика или заносчивость, тщеславие или скромность и т.д.).
Отношение к трудовой деятельности – аккуратность, безалаберность, активность – лень, ответственность – подход «спустя рукава» и т.д.).
Отношение к материальным вещам – бережность или халатность.
Темперамент же в узком смысле слова - энергия и динамика поведения, это яркость, сила и скорость эмоционального реагирования (био-тонус).
Характер - это особенности поведения человека, делающие его легким или трудным во взаимодействии с ним.
Слайд 8Личность
—совокупность психических свойств, включающая динамические тенденции, особенности темперамента и аффективности,
способности, характер и определяющая направление деятельности, индивидуальные возможности и поведение.
Слайд 9Структура личности:
Низший уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
Второй уровень
личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят
и от врождённых факторов и от их развития.
Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.
Слайд 10Личность - с точки зрения различных психологических школ
В отечественной психологии
существует ряд определений личности:
«личность – это носитель сознания» (К.К. Платонов);
«личность – это
целостная система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимодействии со средой» (Л.И. Божович);
«личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе» (Б.Г. Ананьев).
«личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р.С. Немов).
Личность – это человек в совокупности его социальных
приобретенных качеств.
Слайд 11ПСИХОАНАЛИЗ:
В психоанализе представление о личности неотделимо от следующего триединства:
динамики
психических процессов, принципа психического детерминизма,
трех уровней структуры личности.
Теория Фрейда раскрывает глубинные
особенности и стимулы человеческого
поведения, в частности сильное влияние
сексуального влечения на человека.
Психоанализ заключает, что человеческое
поведение опыты, познание во многом
определены внутренними и
иррациональными влечениями и эти
влечения преимущественным
бессознательны.
Слайд 12Структурная модель личности Зигмунда Фрейда [1923]
Фрейдом была предложена трехкомпонентная структура
личности (структурная модель):
Ид / «оно» - содержит всё унаследованное и
заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальности - который является самым важным.
Эго / «Я» - часть психического аппарата находящиеся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне - самосохранения и защита.
Супер эго / «сверх Я» - так называемый «судья», выполняющий 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
Слайд 13Аналитическая теория Карла Густава Юнга [Jung, 1931]
Личность описывается как результат
взаимодействия устремленности в будущее и врождённая предрасположенность. Особое значение придаётся
движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.
Понятие «Я» рассматривается, как стремление индивида к единству и целостности.
Изучена направленность человека на себя и объект, предложено разделение людей на экстравертов и интровертов.
Выделено несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.
Слайд 14Теория личности Уильяма Джемса [1884]
В личности выявляются:
Составные
элементы личности (которые сгруппированы по трем уровням)
Чувства и эмоции, вызываемые
составными элементами (самооценка)
Поступки, вызываемые составными элементами (самосохранение и забота о самом себе).
Индивидуальная психология Альфреда Адлера [1920]
Введено понятие «стиль жизни», проявляющийся в установках и поведении личности под влиянием общества. В своём развитии личность стремится к превосходству. Адлер различал 4 типа установок, которые сопутствуют стилю жизни:
Управляющий тип;
Получающий тип;
Избегающий тип;
Социально полезный тип.
Слайд 15БИХЕВИОРИЗМ:
Бихевиоризм (поведенческая психология) - направление в психологии появился в США
в XX веке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом
психологии является не психика, не сознание, а - поведение.
Личность человека в теории бихевиоризма есть не
что иное, как совокупность поведенческих реакций,
присущих данному индивиду. Согласно этой теории
та или иная поведенческая реакция возникает в
ответ на стимул - ситуацию.
Формула S - R (стимул — реакция) является
в бихевиоризме определяющей.
В России бихевиоризм нередко описывается, как условно-рефлекторная психотерапия.
Слайд 16Телесно-ориентированные подходы - фокусируют внимание на строении / структуре тела.
Типология Эрнста Кречмера [1926]
- люди с определённым типом телосложения имеют
определённые психические особенности. Кречмер выделял 3 основных конституциональных типа: лептосоматик (астеник), пикник (гиперстеник), атлетик и дополнительный – диспластик (ювенильный).
Типология Уильяма Герберта Шелдона [1940]
выделял 3 класса телосложения: эндоморф, эктоморф, мезоморф
Слайд 17ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [1960]:
рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации,
присущей только человеку.
Основатель гуманистической психологии
Карл Роджерс исходил из того,
что каждый человек наделен способностью к личностному само-
совершенствованию. При этом важным
компонентом структуры личности является «Я-концепция».
«Я-концепция» формируется в процессе
взаимодействия субъекта с окружающей средой,
является интегральным механизмом саморегуляции
поведения человека и может быть положительной,
отрицательной и амбивалентной (противоречивой).
Слайд 18Интрапсихологический подход - теория Курта Левина [1951]
Предполагается, что движущие силы
развития личности находятся внутри неё самой. Личность рассматривается как нечто
целое (как в гештальтпсихологии), изучаются потребность и мотивы поведения человека. Источник движущих сил поведения человека находится в взаимодействии с ситуацией и определяется его отношением к ней (динамическая теория).
Феноменологические и гуманистические теории
Главным постулатом является вера в положительное начало каждого человека, изучаются его переживания и стремление к реализации своего личностного потенциала. Основными сторонниками этих теории были:
Абрахам Харольд Маслоу с его ключевой идеей о потребности человека в самоактуализации.
Карл Рэнсом Роджерс с его теорией о процессе личностного роста.
Слайд 19Философско-психологическая концепция Эриха
Фромма [1945]
- первостепенное значение сводится к полному выражению индивидуальности, не
проявляя особого интереса к приспособлению личности к социуму.
Экзистенционалистское направление Виктора Франкла [1922]
- ключевыми моментами в развитии личности являются: свобода, ответственность и смысл жизни.
Слайд 20Основные положения гуманистической психологии:
личность человека целесообразно изучать только в ее
целостности;
каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;
жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
индивид является активным, творческим лицом;
человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и самореализации;
личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.
Слайд 21Психологическая зрелость -
особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку
быть самореализующимся индивидом.
Слайд 22Зрелая личность имеет следующие особенности:
умение адекватно воспринимать реальность;
способность устанавливать продуктивные
социальные контакты;
умение оценивать людей объективно;
умение брать ответственность за свою жизнь;
самостоятельность
в удовлетворении необходимых потребностей;
способность к самооанализу, рефлексии.
Слайд 23Зрелая личность по А. Маслоу:
принимает себя и других такими, какие
они есть;
в ней отсутствует агрессивные, искусственные формы поведения и неприятие
таких - со стороны других людей;
адекватно воспринимает действительность, свободна от влияния стереотипов и предрассудков;
с интересом к неизведанному;
с деловой направленностью, т.е. человек меньше занят собой больше – своей жизненной миссией;
отличается спонтанностью проявлений, простотой и естественностью при соблюдении традиций и церемоний социума, с должным чувством юмора (т.н. - правильный конформизм, а не автоматический);
независима от мнения окружения;
нахождение в позиции отстраненности по отношению ко многим явлениям окружающего мира, позволяет меньше поддаваться внешним влияниям;
стрессоустойчива;
Слайд 24обладает свежестью восприятия, любопытством:
умением находить что-то новое в уже известном;
способна к дружбе с другими зрелыми личностями; удовлетворена узким кругом общения с людьми, с которыми устанавливает глубокие отношения;
чувствует общность с человечеством в целом;
обладает устойчивым чувством моральных норм
справедливости, остро чувствуют добро и зло;
готова учиться у других;
с юмором относится к жизни;
критична к той культуре,
к которой она принадлежит;
креативна во всех делах.
Зрелая личность по А. Маслоу №2 (продолжение):
Слайд 25Зрелая личность по Г.Олпорту
«Поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано.
В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и
стремлением получить удовольствие».
Слайд 26Признаки зрелой личности (по Г.Олпорту)
Доверяет себе, своим чувствам, разуму, интуиции,
потребностям;
Развивает свои способности, повышает профессионализм;
В общении с другими людьми сохраняет
естественность и непринужденность;
Способна думать о потребностях других людей;
Заботится о своем здоровье;
Умеет быть благодарным;
Не испытывает дискомфорта, находясь в одиночестве;
Слайд 27Способна сказать «нет» в нужный момент;
Ей не присущи мелкая мстительность,
злопамятность и обидчивость;
Умеет ставить большие цели и достигать их;
Любит заниматься творческой
деятельностью;
Не стремится воспитывать и критиковать других людей, а этого подает свой пример;
Способна к длительной концентрации внимания;
Умеет честно и открыто отмечать свои сильные и слабые стороны, понимая, что порой слабая сторона в одной области является сильной в другой;
В любой ситуации старается найти положительные моменты;
Признаки зрелой личности (по Г.Олпорту)
№2 (продолжение):
Слайд 28Умеет управлять своими чувствами и эмоциями;
Умеет выстраивать с окружающими доверительные
отношения;
Не ставит себе цели подчинять кого-то, быть безупречным, всегда правым
и - всем нравиться;
Расширяет и углубляет свои познания;
Способна не ущемить свои интересы из-за опасений испортить отношения с окружающими;
Верит в свои способности.
Признаки зрелой личности (по Г.Олпорту)
№3 (продолжение):
Слайд 29Зигмунд Фрейд выделяет стадии психической жизни, основываясь на развитии сексуальности,
приняв за основу «карту» эрогенных зон тела. Таким образом ,
он предложил представить развитие психической жизни как своего рода «перемещение» либидо (сексуальной энергии).
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
(стадии / этапы психосексуального развития)
Слайд 30Стадии психосексуального развития:
Оральная стадия - от момента рождения до 1,5
лет. Характеризуется сосредоточением большей части энергии либидо в области рта,
т.к. область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями.
Анальная стадия - от1,5 — 3,5 года. Ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.
Фаллическая фаза - от 3.5 — 6 лет. Ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать, трогать свои половые органы. Формируется Супер-Эго - контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.
Слайд 31Латентная фаза - от 6 до 12 лет, когда отмечается
снижение полового интереса ребёнка. В этот период его интересуют более
важные занятия: детский садик / школа, игры, интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками.
Стадии психосексуального развития
№2 (продолжение):
Генитальная фаза - с 12 лет. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением детского периода психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. Формируются взрослый (зрелый) сексуальный интерес и отношения. Важен поиск своего места в обществе, выбор партнёра. Подросток пытается освободиться от авторитета родителей и - привязанности к ним.
Слайд 32Этапы развития личности по Эрику Эриксону
[1971]
Детство.
1. Доверие и недоверие
- развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Достижение равновесия.
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения)
К 2-3 годам у ребенка развивается самостоятельность на основе его моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения, учится ходить, лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать, бросать…
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - и неадекватность)
К 4 - 5 годам дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, бегать, резать ножом, швырять камни... Он уже начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им.
Слайд 334. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)
- в 6-11 лет развивается способность к дедукции,
к организованным играм и регламентированным занятиям; обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, к чему-либо приспособить.
Кризис подросткового возраста.
5. Идентификация личности и путаница ролей
- в 12-18 лет подросток сталкивается, как утверждает психоанализ, с пробуждением «любви и ревности». Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.
Этапы развития личности по Эрику Эриксону
№2 (продолжение):
Слайд 34 Конфликты среднего возраста.
6. Близость и одиночество
- начало
зрелости, который можно назвать - периодом ухаживания и началом семейной
жизни (длится до начала среднего возраста).
7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой).
«Общечеловечностью» Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, будущим обществом и его устройством. Человек сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей, комфорта.
8. Цельность и безнадежность.
- в этот период основная работа жизни заканчивается, наступает время размышлений, забав с внуками… Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.
Этапы развития личности по Эрику Эриксону
№3 (продолжение):
Слайд 35Моторный этап развития (от рождения и до года):
реакции ребенка
в первые, дни и месяцы жизни, прежде всего - двигательные
реакции (крик, плач, двигательное беспокойство, диффузные движения в ответ на голод, холод и изменения положения тела.
Сенсомоторный этап развития (с полугода и до 6—7 лет): моторные реакции продолжают оставаться ведущими, однако утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными — «сенсомоторными» актами.
Конец первого года — период начала пользования речью, сменяющими лепет.
Сенсомоторные реакции играют роль как бы матрицы, непрестанное усложнение, совершенствование которой создает условия и вместе с тем определяет последующее развитие сознания.
Слайд 36Третий этап развития психики — аффективный (с 3 до 12
лет), когда аффективные реакции, чувства значительно более общи, чем другие
явления психики. .
Аффективные реакции основаны на представлениях о потребностях, их удовлетворенности или неудовлетворенности; представлениях о болевых ощущениях, возможности неприятности, тягостности болевых ощущений.
Четвертый этап развития психики —идеаторный.
Он начинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и с 10 – 12 лет и находит свое выражение в сложных формах понятий, представлений, суждений, в появлении и развитии речи, формировании простых и усложняющихся самостоятельных понятий, суждений, умозаключений.
.
№2 (продолжение):
Слайд 37ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Леонтьев Алексей Николаевич
(5.02.1903— 21.01.1979)
Божович Лидия Ильинична
(15.10.1908 — 21.07.1981)
Слайд 38«Личность «рождается» дважды»
А.Н. Леонтьев
«Первое» рождение относится к дошкольному возрасту и
знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений
социальным нормам.
«Второе» рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению
Божович Л.И.
Этапы формирования личности
в онтогенезе
В качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности
В детской психологии наиболее часто
упоминается о трех критических
периодах: 3, 7 и 12 – 16 лет.
Слайд 401 ЭТАП РАЗВИТИЯ: НОВОРОЖДЕННЫЙ
существо, действующее под влиянием непосредственно
идущих от организма присущих
ему биологических
потребностей;
Слайд 41ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ:
формируется первое личностное новообразование - мотивирующие представления, выражающиеся
в способности ребенка действовать в соответствии со своими внутренними побуждениями;
Действующие ситуации порождают у ребёнка стремление поступать согласно своим внутренним побуждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды;
Слайд 422-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 3-х ЛЕТ
происходит выделение ребенком самого себя
в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может
воздействовать и которые может изменять;
ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»);
Слайд 433-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 7 ЛЕТ
возникает сознание себя как существа
социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений;
«период» рождения социального «Я». В это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», порождающая потребность занять новое место в жизни и выполнять новую общественно значимую деятельность;
Слайд 444-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: ПОДРОСТОК
Возникает самосознание - способность направлять сознание на
свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний;
Формирует
стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию;
Слайд 45Формирования личности по Л.И. Божович
(выводы):
Личностным новообразованием 1-го года жизни является возникновение «мотивирующих представлений». Новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система я» и как следствие, потребность действовать самостоятельно. Кроме этого появляется самооценка.
Кризис 7 лет связан с появлением нового центрального новообразования, который обозначается термином «внутренняя позиция».
Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов и является переходом от детства к зрелости.
Слайд 46Итоги:
ТЕМПЕРАМЕНТ - ЭТО ОСНОВА (генотипические качества)
Темперамент является биологической частью нашей
личности,
которая закладывается генами.
ХАРАКТЕР - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ОПЫТА (фенотипические качества)
Характер
объединяет наши врождённые качества и приобретённые (средовые), проявляется в поведении. Характер не так стабилен, как темперамент, поскольку не заложен в наших генах.
ЛИЧНОСТЬ – это социальные качества
Личность состоит из характера (темперамента, усвоенных привычек) и поведения.
Эти три составляющие личности проявляются в ней одновременно и личность отличается стабильностью во времени и в разных ситуациях.
Личность - это то, что отличает нас друг от друга и то, что мы можем при желании изменить.
Слайд 47Процесс социализации личности схематически можно представить в виде поэтапного созревания
и усложнения психической деятельности человека:
Слайд 48В мире существует около 50 авторитетных теорий личности. Сейчас мы
представили лишь некоторые, на наш взгляд - наиболее важные
из них.
Кто знает какие типы типологии личности будут предложены в будущем?