Разделы презентаций


Теории исследования и развития личности

Содержание

План изложения:Определения: темперамент, характер, личностьТеории исследования личностиЭтапы созревания личностиЗрелая личностьОпределение зрелой личности разных психологических школТеории формирования личности в онтогенезе: темперамент, характер, личность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теории исследования и развития личности
Выполнила студентка Соловьёва А.Д. 3 курс клиническая

психология Научный руководитель: Гаврилов В. В. – ассистент кафедры психиатрии ЯГМУ 2020

Теории исследования и развития личностиВыполнила студентка Соловьёва А.Д. 3 курс клиническая психология Научный руководитель: Гаврилов В. В.

Слайд 2План изложения:
Определения: темперамент, характер, личность
Теории исследования личности
Этапы созревания личности

Зрелая личность
Определение

зрелой личности разных психологических школ
Теории формирования личности в онтогенезе: темперамент,

характер, личность
План изложения:Определения: темперамент, характер, личностьТеории исследования личностиЭтапы созревания личностиЗрелая личностьОпределение зрелой личности разных психологических школТеории формирования личности

Слайд 3Темперамент по Гиппократу [около 370 года

до н. э.]
Темперамент — это особенности поведения человека, связанные с преобладанием

в его организме той или иной жидкости (жизненного сока). В зависимости от этого, для личности были характерны те или иные особенности.
Высокая концентрация лимфы - «флегма»(слизи) делает личность спокойной и уравновешенной, 
желтой желчи «холе» — несдержанной и импульсивной,  крови «сангвис» — веселой и подвижной,  черной желчи «мелайне холе»  — меланхоличной и печальной.
Темперамент по Гиппократу      [около 370 года до н. э.]Темперамент — это особенности поведения

Слайд 4Темперамент по И.П. Павлову [1906]
И. П. Павлов показал, что в

основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила, уравновешенность и

подвижность.
Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. Соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову —
сангвинический темперамент;
2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову —
флегматический темперамент;
3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип,
по И. П. Павлову) — холерический темперамент;
4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) — меланхолический темперамент.

Темперамент по И.П. Павлову [1906]И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента:

Слайд 5ТЕМПЕРАМЕНТ:
индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково

проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов,

остаются постоянными в зрелом возрасте
ТЕМПЕРАМЕНТ:индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее

Слайд 6 Характер:
сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих

его поведение в жизненных обстоятельствах и в первую очередь –

при взаимодействии с окружающими людьми. 

Черты(особенности) характера представляют собой огромный список личностных качеств, среди которых доброта, жестокость, уступчивость, упрямство, ответственность и безответственность, мнительность, храбрость и многие другие.
Характер:сочетание устойчивых психических особенностей человека, определяющих его поведение в жизненных обстоятельствах и в

Слайд 7Совокупность черт характера принято делить на 4 большие группы, каждая из

которых объединяет в себе определённые свойства психики:
Отношения с другими людьми – открытость

или замкнутость, доброта или жестокость, высокомерие или уважение и другие.
Отношения человека с самим собой – самокритика или заносчивость, тщеславие или скромность и т.д.).
Отношение к трудовой деятельности – аккуратность, безалаберность, активность – лень, ответственность – подход «спустя рукава» и т.д.).
Отношение к материальным вещам – бережность или халатность.

Темперамент же в узком смысле слова - энергия и динамика поведения, это яркость, сила и скорость эмоционального реагирования (био-тонус).

Характер - это особенности поведения человека, делающие его легким или трудным во взаимодействии с ним.

Совокупность черт характера принято делить на 4 большие группы, каждая из которых объединяет в себе определённые свойства психики:Отношения

Слайд 8Личность
—совокупность психических свойств, включающая динамические тенденции, особенности темперамента и аффективности,

способности, характер и определяющая направление деятельности, индивидуальные возможности и поведение.

Личность—совокупность психических свойств, включающая динамические тенденции, особенности темперамента и аффективности, способности, характер и определяющая направление деятельности, индивидуальные

Слайд 9Структура личности:
Низший уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.
Второй уровень

личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений, восприятия, которые зависят

и от врождённых факторов и от их развития.
Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретённые знания, привычки, умения, навыки. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
Высший уровень личности – это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формирующимся под воздействием влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.

Структура личности:Низший уровень личности это половые свойства психики, возрастные, врождённые.Второй уровень личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущений,

Слайд 10Личность - с точки зрения различных психологических школ
В отечественной психологии

существует ряд определений личности:
«личность – это носитель сознания» (К.К. Платонов);
«личность – это

целостная система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимодействии со средой» (Л.И. Божович);
«личность – это субъект деятельности, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих положение человека в обществе» (Б.Г. Ананьев).
«личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» (Р.С. Немов).
Личность  – это человек в совокупности его социальных
приобретенных качеств.

Личность - с точки зрения различных психологических школ В отечественной психологии существует ряд определений личности:«личность – это носитель сознания»

Слайд 11ПСИХОАНАЛИЗ:
В психоанализе представление о личности неотделимо от следующего триединства: динамики

психических процессов, принципа психического детерминизма,

трех уровней структуры личности.
Теория Фрейда раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека.

Психоанализ заключает, что человеческое поведение опыты, познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями и эти влечения преимущественным бессознательны.


ПСИХОАНАЛИЗ:В психоанализе представление о личности неотделимо от следующего триединства:  динамики психических процессов, принципа психического детерминизма,

Слайд 12Структурная модель личности Зигмунда Фрейда [1923]
Фрейдом была предложена трехкомпонентная структура

личности (структурная модель):

Ид / «оно» - содержит всё унаследованное и

заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальности - который является самым важным.
Эго / «Я» - часть психического аппарата находящиеся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне - самосохранения и защита.
Супер эго / «сверх Я» - так называемый «судья», выполняющий 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.
Структурная модель личности Зигмунда Фрейда [1923]Фрейдом была предложена трехкомпонентная структура личности (структурная модель):Ид / «оно» - содержит

Слайд 13Аналитическая теория Карла Густава Юнга [Jung, 1931]
Личность описывается как результат

взаимодействия устремленности в будущее и врождённая предрасположенность. Особое значение придаётся

движению личности по пути самореализации с помощью уравновешивания и интегрирования различных элементов личности.
Понятие «Я» рассматривается, как стремление индивида к единству и целостности.
Изучена направленность человека на себя и объект, предложено разделение людей на экстравертов и интровертов.
Выделено несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.
Аналитическая теория Карла Густава Юнга [Jung, 1931]Личность описывается как результат взаимодействия устремленности в будущее и врождённая предрасположенность.

Слайд 14Теория личности Уильяма Джемса [1884]
В личности выявляются:
Составные

элементы личности (которые сгруппированы по трем уровням)
Чувства и эмоции, вызываемые

составными элементами (самооценка)
Поступки, вызываемые составными элементами (самосохранение и забота о самом себе).
Индивидуальная психология Альфреда Адлера [1920]
Введено понятие «стиль жизни», проявляющийся в установках и поведении личности под влиянием общества. В своём развитии личность стремится к превосходству. Адлер различал 4 типа установок, которые сопутствуют стилю жизни:
Управляющий тип;
Получающий тип;
Избегающий тип;
Социально полезный тип.

Теория личности Уильяма Джемса [1884]   В личности выявляются:Составные элементы личности (которые сгруппированы по трем уровням)Чувства

Слайд 15БИХЕВИОРИЗМ:
Бихевиоризм (поведенческая психология) - направление в психологии появился в США

в XX веке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом

психологии является не психика, не сознание, а - поведение.
Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул - ситуацию.
Формула S - R (стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.
В России бихевиоризм нередко описывается, как условно-рефлекторная психотерапия.
БИХЕВИОРИЗМ:Бихевиоризм (поведенческая психология) - направление в психологии появился в США в XX веке. Его основатель Джон Уотсон

Слайд 16Телесно-ориентированные подходы - фокусируют внимание на строении / структуре тела.



Типология Эрнста Кречмера [1926]
- люди с определённым типом телосложения имеют

определённые психические особенности. Кречмер выделял 3 основных конституциональных типа: лептосоматик (астеник), пикник (гиперстеник), атлетик и дополнительный – диспластик (ювенильный).

Типология Уильяма Герберта Шелдона [1940]
выделял 3 класса телосложения: эндоморф, эктоморф, мезоморф
Телесно-ориентированные подходы - фокусируют внимание на строении / структуре тела. Типология Эрнста Кречмера [1926]- люди с определённым

Слайд 17ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [1960]:
рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации,

присущей только человеку.
Основатель гуманистической психологии Карл Роджерс исходил из того,

что каждый человек наделен способностью к личностному само- совершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности является «Я-концепция».
«Я-концепция» формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ [1960]:рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку.Основатель гуманистической психологии  Карл

Слайд 18Интрапсихологический подход - теория Курта Левина [1951]
Предполагается, что движущие силы

развития личности находятся внутри неё самой. Личность рассматривается как нечто

целое (как в гештальтпсихологии), изучаются потребность и мотивы поведения человека. Источник движущих сил поведения человека находится в взаимодействии с ситуацией и определяется его отношением к ней (динамическая теория).

Феноменологические и гуманистические теории
Главным постулатом является вера в положительное начало каждого человека, изучаются его переживания и стремление к реализации своего личностного потенциала. Основными сторонниками этих теории были:
Абрахам Харольд Маслоу с его ключевой идеей о потребности человека в самоактуализации.
Карл Рэнсом Роджерс с его теорией о процессе личностного роста.
Интрапсихологический подход - теория Курта Левина [1951]Предполагается, что движущие силы развития личности находятся внутри неё самой. Личность

Слайд 19Философско-психологическая концепция Эриха

Фромма [1945]
- первостепенное значение сводится к полному выражению индивидуальности, не

проявляя особого интереса к приспособлению личности к социуму.


Экзистенционалистское направление Виктора Франкла [1922]
- ключевыми моментами в развитии личности являются: свобода, ответственность и смысл жизни.
Философско-психологическая концепция        Эриха Фромма [1945]- первостепенное значение сводится к полному

Слайд 20Основные положения гуманистической психологии:


личность человека целесообразно изучать только в ее

целостности;
каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;
жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
индивид является активным, творческим лицом;
человек владеет потенциалом  к непрерывному развитию и самореализации;
личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

Основные положения гуманистической психологии:            личность человека

Слайд 21Психологическая зрелость - особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку

быть самореализующимся индивидом.

Психологическая зрелость - особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Слайд 22Зрелая личность имеет следующие особенности:
умение адекватно воспринимать реальность;
способность устанавливать продуктивные

социальные контакты;
умение оценивать людей объективно;
умение брать ответственность за свою жизнь;
самостоятельность

в удовлетворении необходимых потребностей;
способность к самооанализу, рефлексии.

Зрелая личность имеет следующие особенности:умение адекватно воспринимать реальность;способность устанавливать продуктивные социальные контакты;умение оценивать людей объективно;умение брать ответственность

Слайд 23Зрелая личность по А. Маслоу:
принимает себя и других такими, какие

они есть;
в ней отсутствует агрессивные, искусственные формы поведения и неприятие

таких - со стороны других людей;
адекватно воспринимает действительность, свободна от влияния стереотипов и предрассудков;
с интересом к неизведанному;
с деловой направленностью, т.е. человек меньше занят собой больше – своей жизненной миссией;
отличается спонтанностью проявлений, простотой и естественностью при соблюдении традиций и церемоний социума, с должным чувством юмора (т.н. - правильный конформизм, а не автоматический);
независима от мнения окружения;
нахождение в позиции отстраненности по отношению ко многим явлениям окружающего мира, позволяет меньше поддаваться внешним влияниям;
стрессоустойчива;

Зрелая личность по А. Маслоу:принимает себя и других такими, какие они есть;в ней отсутствует агрессивные, искусственные формы

Слайд 24обладает свежестью восприятия, любопытством:

умением находить что-то новое в уже известном;
способна к дружбе с другими зрелыми личностями; удовлетворена узким кругом общения с людьми, с которыми устанавливает глубокие отношения;
чувствует общность с человечеством в целом;
обладает устойчивым чувством моральных норм справедливости, остро чувствуют добро и зло;
готова учиться у других;
с юмором относится к жизни;
критична к той культуре, к которой она принадлежит;
креативна во всех делах.

Зрелая личность по А. Маслоу №2 (продолжение):

обладает свежестью восприятия, любопытством:

Слайд 25Зрелая личность по Г.Олпорту
«Поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано.


В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и

стремлением получить удовольствие».
Зрелая личность по Г.Олпорту«Поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано. В то время как поведение незрелой направляется

Слайд 26Признаки зрелой личности (по Г.Олпорту)
Доверяет себе, своим чувствам, разуму, интуиции,

потребностям;
Развивает свои способности, повышает профессионализм;
В общении с другими людьми сохраняет

естественность и непринужденность;
Способна думать о потребностях других людей;
Заботится о своем здоровье;
Умеет быть благодарным;
Не испытывает дискомфорта, находясь в одиночестве;


Признаки зрелой личности (по Г.Олпорту)Доверяет себе, своим чувствам, разуму, интуиции, потребностям;Развивает свои способности, повышает профессионализм;В общении с

Слайд 27Способна сказать «нет» в нужный момент;
Ей не присущи мелкая мстительность,

злопамятность и обидчивость;
Умеет ставить большие цели и достигать их;
Любит заниматься творческой

деятельностью;
Не стремится воспитывать и критиковать других людей, а этого подает свой пример;
Способна к длительной концентрации внимания;
Умеет честно и открыто отмечать свои сильные и слабые стороны, понимая, что порой слабая сторона в одной области является сильной в другой;
В любой ситуации старается найти положительные моменты;

Признаки зрелой личности (по Г.Олпорту) №2 (продолжение):

Способна сказать «нет» в нужный момент;Ей не присущи мелкая мстительность, злопамятность и обидчивость;Умеет ставить большие цели и

Слайд 28Умеет управлять своими чувствами и эмоциями;
Умеет выстраивать с окружающими доверительные

отношения;
Не ставит себе цели подчинять кого-то, быть безупречным, всегда правым

и - всем нравиться;
Расширяет и углубляет свои познания;
Способна не ущемить свои интересы из-за опасений испортить отношения с окружающими;
Верит в свои способности.

Признаки зрелой личности (по Г.Олпорту) №3 (продолжение):

Умеет управлять своими чувствами и эмоциями;Умеет выстраивать с окружающими доверительные отношения;Не ставит себе цели подчинять кого-то, быть

Слайд 29Зигмунд Фрейд выделяет стадии психической жизни, основываясь на развитии сексуальности,

приняв за основу «карту» эрогенных зон тела. Таким образом ,

он предложил представить развитие психической жизни как своего рода «перемещение» либидо (сексуальной энергии). 

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
(стадии / этапы психосексуального развития)

Зигмунд Фрейд выделяет стадии психической жизни, основываясь на развитии сексуальности, приняв за основу «карту» эрогенных зон тела.

Слайд 30Стадии психосексуального развития:
Оральная стадия - от момента рождения до 1,5

лет. Характеризуется сосредоточением большей части энергии либидо в области рта,

т.к. область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. 

Анальная стадия - от1,5 — 3,5 года. Ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.

Фаллическая фаза - от 3.5 — 6 лет. Ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать, трогать свои половые органы. Формируется Супер-Эго - контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.


Стадии психосексуального развития:Оральная стадия - от момента рождения до 1,5 лет. Характеризуется сосредоточением большей части энергии либидо

Слайд 31Латентная фаза - от 6 до 12 лет, когда отмечается

снижение полового интереса ребёнка. В этот период его интересуют более

важные занятия: детский садик / школа, игры, интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками.

Стадии психосексуального развития №2 (продолжение):

Генитальная фаза - с 12 лет. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением детского периода психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. Формируются взрослый (зрелый) сексуальный интерес и отношения. Важен поиск своего места в обществе, выбор партнёра. Подросток пытается освободиться от авторитета родителей и - привязанности к ним.

Латентная фаза - от 6 до 12 лет, когда отмечается снижение полового интереса ребёнка. В этот период

Слайд 32Этапы развития личности по Эрику Эриксону

[1971]

Детство.
1. Доверие и недоверие - развивается параметр социаль­ного взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.

Достижение равновесия.
2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения) К 2-3 годам у ребенка развивается самостоятельность на основе его моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения, учит­ся ходить, лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать, бросать…

3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе - и неадекватность) К 4 - 5 годам дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, бегать, резать ножом, швырять камни... Он уже начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им.

Этапы развития личности по Эрику Эриксону

Слайд 334. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)

- в 6-11 лет развивается спо­собность к дедукции,

к организованным играм и регламен­тированным занятиям; обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, к чему-либо приспособить.

Кризис подросткового возраста.
5. Идентификация личности и путаница ролей - в 12-18 лет подросток сталкивает­ся, как утверждает психоанализ, с про­буждением «любви и ревности». Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни.

Этапы развития личности по Эрику Эриксону №2 (продолжение):

4. Умелость и неполноценность (творчество и комплекс неполноценности)     - в 6-11 лет развивается

Слайд 34 Конфликты среднего возраста.
6. Близость и одиночество - начало

зрелости, который можно назвать - периодом ухаживания и началом семейной

жизни (длится до начала среднего возраста).

7. Общечеловечность и самопоглощенность (производительность и застой). «Общечеловечностью» Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, будущим обществом и его устройством. Человек сосредоточивается на са­мом себе и главной его заботой становится удовлетворе­ние своих потребностей, комфорта.

8. Цельность и безнадежность. - в этот период основная работа жизни заканчивается, наступает время размышлений, забав с внука­ми… Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлет­ворение.

Этапы развития личности по Эрику Эриксону №3 (продолжение):

Конфликты среднего возраста.6. Близость и одиночество  - начало зрелости, который можно назвать - периодом

Слайд 35Моторный этап развития (от рождения и до года): реакции ребенка

в первые, дни и месяцы жизни, прежде всего - двигательные

реакции (крик, плач, двигательное беспокойство, диффузные движения в ответ на голод, холод и изменения положения тела.

Сенсомоторный этап развития (с полугода и до 6—7 лет): моторные реакции продолжают оставаться ведущими, однако утрачивают «чисто» двигательный характер и становятся более сложными — «сенсомоторными» актами. Конец первого года — период начала пользования речью, сме­няющими лепет. Сенсомоторные реакции играют роль как бы матрицы, не­престанное усложнение, совершенствование которой создает условия и вместе с тем определяет последующее развитие со­знания.
Моторный этап развития (от рождения и до года):  реакции ребенка в первые, дни и месяцы жизни,

Слайд 36Третий этап развития психики — аффективный (с 3 до 12

лет), когда аффективные реакции, чувства значительно более об­щи, чем другие

явления психики. . Аффективные реакции основаны на представлениях о по­требностях, их удовлетворенности или неудовлетворенности; представлениях о болевых ощущениях, возможности неприят­ности, тягостности болевых ощущений.


Четвертый этап развития психики —идеаторный. Он начинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и с 10 – 12 лет и находит свое выражение в сложных формах понятий, представлений, суждений, в появлении и развитии речи, формировании простых и усложняющихся самостоятельных понятий, суждений, умозаключений. .

№2 (продолжение):

Третий этап развития психики — аффективный (с 3 до 12 лет), когда аффективные реакции, чувства значительно более

Слайд 37ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Леонтьев Алексей Николаевич (5.02.1903— 21.01.1979)
Божович Лидия Ильинична (15.10.1908 — 21.07.1981)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИЛеонтьев Алексей Николаевич (5.02.1903— 21.01.1979)Божович Лидия Ильинична (15.10.1908 — 21.07.1981)

Слайд 38«Личность «рож­дается» дважды» А.Н. Леонтьев
«Первое» рождение относится к дошкольному воз­расту и

знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений

социальным нормам.

«Второе» рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и спо­собности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению

«Личность «рож­дается» дважды» А.Н. Леонтьев«Первое» рождение относится к дошкольному воз­расту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов,

Слайд 39

Божович Л.И. Этапы формирования личности

в онтогенезе

В качестве переломных этапов онтогенетического развития личности следует рассматривать кризисы развития, анализ которых позволяет вскрыть психологическую сущность процесса формирования личности

В детской психологии наиболее часто упоминается о трех критических периодах: 3, 7 и 12 – 16 лет.

Божович Л.И.

Слайд 401 ЭТАП РАЗВИТИЯ: НОВОРОЖДЕННЫЙ
существо, дей­ствующее под влиянием непосредственно

идущих от организма присущих ему биологических потребностей;

1 ЭТАП РАЗВИТИЯ: НОВОРОЖДЕННЫЙсущество, дей­ствующее под влиянием непосредственно   идущих от организма присущих  ему биологических

Слайд 41ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ:
формируется первое личностное ново­образование - мотивирующие представления, выражающиеся

в способности ребенка действовать в соответствии со своими внут­ренними побуждениями;



Действующие ситуации порождают у ребёнка стремление поступать согласно своим внутренним по­буждениям и вызывают «бунт» ребенка, если реализация его активности встречает сопротивление среды;

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ:формируется первое личностное ново­образование - мотивирующие представления, выражающиеся в способности ребенка действовать в соответствии со

Слайд 422-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 3-х ЛЕТ
происходит выделение ребенком самого себя

в качестве субъекта в мире объектов, на которые он может

воздействовать и которые может изменять;

ребенок уже осознает свое «Я» и требует возможности проявлять свою активность («Я сам»);
2-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 3-х ЛЕТпроисходит выделение ребенком самого себя в качестве субъекта в мире объектов, на

Слайд 433-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 7 ЛЕТ
возникает созна­ние себя как существа

социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений;

«период» рождения социального «Я». В это время у ребенка формируется «внутренняя позиция», по­рождающая потребность занять новое место в жизни и выпол­нять новую общественно значимую деятельность;
3-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: КРИЗИС 7 ЛЕТвозникает созна­ние себя как существа социального и своего места в системе доступных

Слайд 444-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: ПОДРОСТОК
Возникает самосознание - способность направлять сознание на

свои собственные психи­ческие процессы, включая и сложный мир своих переживаний;
Формирует

стремление к самоут­верждению, самореализации и самовоспитанию;
4-й ЭТАП РАЗВИТИЯ: ПОДРОСТОКВозникает самосознание - способность направлять сознание на свои собственные психи­ческие процессы, включая и сложный

Слайд 45Формирования личности по Л.И. Божович

(выводы):

Личностным новообразованием 1-го года жизни является возникновение «мотивирующих представлений». Новообразованием, возникающим к концу раннего детства, является «система я» и как следствие, потребность действовать самостоятельно. Кроме этого появляется самооценка.

Кризис 7 лет связан с появлением нового центрального новообразования, который обозначается термином «внутренняя позиция».

Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов и является переходом от детства к зрелости.

Формирования личности по Л.И. Божович

Слайд 46Итоги:
ТЕМПЕРАМЕНТ - ЭТО ОСНОВА (генотипические качества)
Темперамент является биологической частью нашей

личности,
которая закладывается генами.

ХАРАКТЕР - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ ОПЫТА (фенотипические качества)
Характер

объединяет наши врождённые качества и приобретённые (средовые), проявляется в поведении.  Характер не так стабилен, как темперамент, поскольку не заложен в наших генах.

ЛИЧНОСТЬ – это социальные качества
Личность состоит из характера (темперамента, усвоенных привычек) и поведения.
Эти три составляющие личности проявляются в ней одновременно и личность отличается стабильностью во времени и в разных ситуациях.

Личность - это то, что отличает нас друг от друга и то, что мы можем при желании изменить.
Итоги:ТЕМПЕРАМЕНТ - ЭТО ОСНОВА (генотипические качества)Темперамент является биологической частью нашей личности, которая закладывается генами.ХАРАКТЕР - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ

Слайд 47Процесс социализации личности схематически можно представить в виде поэтапного созревания

и усложнения психической деятельности человека:

Процесс социализации личности схематически можно представить в виде поэтапного созревания и усложнения психической деятельности человека:

Слайд 48В мире существует около 50 авторитетных теорий личности. Сейчас мы

представили лишь некоторые, на наш взгляд - наиболее важные

из них. Кто знает какие типы типологии личности будут предложены в будущем?
В мире существует около 50 авторитетных теорий личности. Сейчас мы представили лишь некоторые, на наш взгляд -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика