Слайд 1Проблемы науки и образования
Изучение разума
Слайд 2Модель мышления
Философские размышления
Слайд 5Пространственно-временной чувственный образ
Слайд 6Структура памяти и тезауруса
Тезаурус – это совокупность ментальных схем в
пространстве и во времени
Слайд 7Ментальная схема
Отражение реальности в памяти человека и ее фиксация в
пространственно-временном измерении (относительно него).
Аналог – запись видео-аудио-тактильно-обонятельной и вкусовой камерой,
прикрепленной к человеку
Слайд 8Ментальная схема
Отфильтрованная видеозапись, оставляющая лишь те объекты и смену их
состояний, связанных с реальной и прогнозируемой безопасной деятельностью (эмоцией и
моторикой)
Чувственный уровень
Слайд 9Пространственная структура МС
Слайд 11Ментальная схема (срез во времени)
Слайд 12Ментальная карта (модельный уровень)
Слайд 13Ментальная схема - карта
(Чувственно-модельный уровень)
Слайд 15ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В СИСТЕМАХ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Три подхода:
продукционная и логическая модели;
семантические
сети;
фреймы.
Знания, представленные в интеллектуальной системе, образуют базу знаний.
Слайд 16Продукционные правила
Основан на представлении знаний в форме правил «ЕСЛИ –
ТО»
ЕСЛИ А1, А2, ..., Аn ТО В.
Слайд 17Пример
ЕСЛИ (1) z является отцом x
(2) z является отцом
y
(3) x и y не являются одним и тем
же человеком
ТО x и y являются братьями
Пример:
Иван является отцом Сергея
Иван является отцом Павла
Сергей и Павел братья
Слайд 18Семантическая сеть
–основан на изображении понятий с помощью узлов и отношений
между ними (дуги на плоскости).
Слайд 20Фреймовая система
Слово «фрейм» означает «рамка». Фрейм является единицей представления знаний
об объекте
Слайд 21Фрейм: человек
Класс : Животное
Структурный : Голова, шея, руки, ноги ..
элемент
Рост
: 30 – 220 см
Масса : 1 – 200 кг
Хвост : Нет
Фрейм аналогии : Обезьяна
Слайд 22Рассуждение
Предикат – это конструкция вида Р(t1, t2, ..., tn), выражающая
какую-то связь между некоторыми объектами;
t1, t2, ..., tn обозначают
объекты и называются термами.
Пример
Предложение «Волга впадает в Каспийское море» можно записать в виде предиката:
впадает (Волга, Каспийское море)
или впадает (X,Каспийское море)
или впадает (X,Y).
Слайд 23Развитие ИИ
Добавить 4 пункт – ментальная схема-карта
Или
Пункты 1-3 являются частными
случаями ментальных схем, карт
Слайд 24Примеры ментальных схем, карт
Атласы географических карт
Карты города, схемы метро
Блок-схемы (алгоритмов)
Опорные
сигналы Шаталова
Структурно-логические схемы
Схемы коммуникаций
Шаблоны (образцы) решения задач
Инструкции
Алгоритмы
Слайд 25Мыслительные процессы
Мышление – это извлечение (активация ментальной схемы) информации из
памяти в виде связанной цепочки элементов ментальных схем, обеспечивающей организму
достижение целей.
Слайд 26Проблемы
Уточнение и выявление сущности МС и МК
Классификация МС и МК
Способы
представления МС и МК
Механизм извлечения информации из МС и МК
Построение
базы знаний из МС и МК
Создание языка программирования для представления МС и извлечения знаний
Слайд 27
Направления исследований
Информационные технологии и открытое образование
Средства и методы обучения
в открытом образовании
Слайд 28Тематика исследований
Моделирование гипермозга
Моделирование экранного интерфейса учебных обучающих материалов
Компьютерные диагностики физических,
психолого-педагогических состояний человека
Инновационные методики и средства обучения естественно-научным дисциплинам
Алгоритмизация и
современное программирование
Моделирование физических процессов, устройств и сайтов
Слайд 29
Отдельные темы исследований
Методы и средства диагностики обученности учащихся (на основе
информационной модели памяти, разума) :
- Формализация процедур контроля
и диагностики (для автоматизации)
- Адаптивное и интеллектуальное тестирование
- Конструирование тестов и задач на восприятие, понимание, мышление
- Формализация процедуры решения задач
Слайд 30Отдельные темы исследований
Методы и средства диагностики восприятия учебной электронной информации:
- определение скорости чтения и понимания текстовой информации;
-
определение факторов, влияющих на запоминание и забывание текстовой информации;
- разработка методов исследований зависимостей: скорости чтения, объема запоминания новой информации от объема и содержания тезауруса
Все то же для аудиальной информации, графической и смешанной информации.
Слайд 31Структура темы исследований
Создается измеритель некоторого фактора (скорости чтения), диагностирующие средства
(специальные тексты)
Разрабатывается программа, сайт для автоматизации проведения диагностики
На основе полученных
закономерностей разрабатывается учебный продукт, наилучшего качества по рассматриваемому фактору
Проводится педэксперимент и, в случае успеха, разрабатываются требования или рекомендации
Слайд 32В добрый путь
Дорогу осилит идущий