Слайд 1Вопрос №35. Компетентностный подход в образовании школьников. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования. Требования к компетенциям выпускника школы. Требования
к организации учебного процесса
Слайд 2Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно
недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации
российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.
Слайд 3
Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования,
отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Слайд 4Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
ФГОС – совокупность обязательных
требований к образованию определенного уровня и к профессии, социальности и
направлению подготовки.
В основе ФГОС лежит компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей.
Цель: Развитие самостоятельности
Содержание: Адаптированный социальный опыт (отдых, физ.культура, ЗОЖ и т.д.)
Слайд 5В компетентностном подходе гланое в уроке для учителя:
Поставить цель;
Определить средства;
Достигнуть
результата;
Рефлексия.
Для ученика:
Развитие самостоятельной осознанности (зачем?куда?что с этим делать?);
Собственный опыт деятельности
(не только знать, но и делать!);
Знания ( «первая ступень» ).
Слайд 6Требования к компетенциям выпускника
Повышение уровня образованности и означает достижение нового
качества образования, раскрываемое новыми возможностями выпускников школы, их способностью решать
проблемы, ранее не стоявшие перед выпускниками школ предыдущими поколений.
Эта способность имеет несколько составляющих: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для определённых видов деятельности; теоретические и прикладные знания, необходимые для понимания сущности проблемы и выбора путей её решения.
Самооценка
Взаимооценка
Независимая оценка (ЕГЭ, ГТО)
Оценка педагога
Слайд 7Требования к организации учебного процесса
Если в качестве общих целей рассматривать
формирование у школьников ключевых компетентностей, то эти цели достигаются не
только при изучении учебных предметов, но и «через» всю организацию школьной жизни, «через» её связь с другими значимыми сторонами жизни школьников.
Требуются изменения в предметных программах, что предполагает индивидуализацию образовательных маршрутов: на одном и том же этапе обучения при освоении одного и того же содержания разные ученики могут выйти на разные уровни усвоения материала, причём любой из этих уровней имеет практическое значение.
Слайд 8Принципы компетентностного подхода:
Смысл образования заключается в развитии у обучающихся
способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности
на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Слайд 9Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
Физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие
личности обучающихся с учетом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной
области;
Формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
Овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения;
Развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
Установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.
Слайд 10Предметные компетенции физической культуры:
Понимание роли и значения физической культуры в
формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
Овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры;
Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах;
Расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физ. культурой используя стандартные физические нагрузки и функциональные пробы, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий;
Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности.
Слайд 11«Школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них
такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность…»