Разделы презентаций


Возрастная физиология и психофизиология- дисциплина, направленная на изучение

Содержание

Основные методы исследования ВФ и П:1) Метод поперечного исследования- представляет собой параллельное, одновременное изучение особенностей организма у детей различных возрастных групп. 2) Метод продольного исследования- длительное (многие месяцы, годы)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Возрастная физиология и психофизиология- дисциплина, направленная на изучение особенностей функционирования

организма детей и подростков, закономерностей их физического и психического развития,

психофизиологических аспектов поведения и основ формирования когнитивных функций ребенка с целью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
Возрастная физиология и психофизиология-  дисциплина, направленная на изучение особенностей функционирования организма детей и подростков, закономерностей их

Слайд 2Основные методы исследования ВФ и П:
1) Метод поперечного исследования- представляет собой

параллельное, одновременное изучение особенностей организма у детей различных возрастных групп.


2) Метод продольного исследования- длительное (многие месяцы, годы) наблюдение за одними и теми же детьми.

Основные методы исследования ВФ и П:1) Метод поперечного исследования- представляет собой параллельное, одновременное изучение особенностей организма у

Слайд 3ОНТОГЕНЕЗ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

ОНТОГЕНЕЗ.  ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ

Слайд 4 ОНТОГЕНЕЗ- это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных

и необратимых изменений, начиная от образования зиготы и до смерти

организма. В ходе онтогенеза реализуется наследственная программа развития организма в конкретных условиях среды.
ОНТОГЕНЕЗ-  это индивидуальное развитие организма, включая весь комплекс последовательных и необратимых изменений, начиная от образования

Слайд 5 В онтогенезе человека различают 2 этапа:
1) пренатальный (внутриутробный, эмбриональный)-

это период с момента зачатия и до рождения ребенка. Длится

в среднем 280 дней.

2) постанатальный (внеутробный, постэмбриональный)- это период с момента рождения и до конца жизни.

В онтогенезе человека различают  2 этапа:1) пренатальный (внутриутробный, эмбриональный)- это период с момента зачатия и

Слайд 6Важными свойствами живого организма являются РОСТ и РАЗВИТИЕ

Важными свойствами живого организма являются   РОСТ и  РАЗВИТИЕ

Слайд 7РАЗВИТИЕ- это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением

функций организма и взаимодействию всех его систем. Оно происходит благодаря

следующим процессам: 1) росту, 2) дифференцировке органов и тканей, 3) формообразованию (приобретение форм). Все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
РАЗВИТИЕ-  это процесс количественных и качественных изменений, связанных с усложнением функций организма и взаимодействию всех его

Слайд 8РОСТ- это количественный процесс, связанный с увеличением количества клеток и/или

их размеров. Например, в одних органах и тканях (кости, легкие),

рост осуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других (мышцы, нервная ткань)- в большей степени за счет увеличения размеров самих клеток.
РОСТ-  это количественный процесс, связанный с увеличением количества клеток и/или их размеров.   Например, в

Слайд 9У детей выделяют 3 периода ускоренного роста детей:
1) возраст до

1 года,
2) от 6 до 7 лет,
3) от

11 до 13 лет (препубертатный скачок роста).

У детей выделяют 3 периода ускоренного роста детей:1) возраст до 1 года, 2) от 6 до 7

Слайд 10После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки, т.е. созревание

структур организма. Такими периодами являются: 1) возраст от 1 года

до 4 лет, 2) от 8 до 10 лет 3) от 14 до 20 лет.
После каждого «скачка» роста наступает период интенсивной дифференцировки, т.е. созревание структур организма.   Такими периодами являются:

Слайд 11Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20

лет. Так, например, у женщин ростовые процессы заканчиваются к 18-22

годам, а у мужчин к 20-25 годам.
Процессы роста и созревания протекают непрерывно в течение первых 20 лет.   Так, например, у женщин

Слайд 12ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Слайд 131) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем

происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма

в различные возрастные периоды. Например, после рождения у ребенка активно развиваются функции дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, формируются структуры головного и спинного мозга, т.к. как это жизненно необходимо, однако в этот период лимфатическая система не формируется- это происходит только к 10-12 годам.
1) Гетерохронность (неодновременность) роста и развития (П.К.Анохин)- созревание разных систем происходит неодновременно, они включаются поэтапно, в зависимости

Слайд 142) «Энергетическое правило скелетных мышц» (И. А. Аршавский)- особенности энергетических

процессов, функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой систем находятся в зависимости от

соответствующего развития скелетной мускулатуры
2) «Энергетическое правило скелетных мышц» (И. А. Аршавский)-   особенности энергетических процессов,  функционирование дыхательной и

Слайд 153)«Закон свертывания функций за ненадобностью» (И.А.Аршавский)- при невостребованности какой-либо функции

она либо не развивается, либо вообще угасает

3)«Закон свертывания функций за ненадобностью» (И.А.Аршавский)-   при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо

Слайд 164) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)- это такой уровень регулирования процессов

в организме, при котором обеспечивается их оптимальное протекание с экстренной

мобилизацией резервных возможностей организма
4) Надежность биологической системы (А.А.Маркосян)-   это такой уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается

Слайд 17Принципы НБС:
А) Взаимозаменяемость органов и структур- каждая функция организма,

при неблагоприятных факторах может заменяться. Например, у слепых людей существенно

возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания.

Б) Дублирование- многие процессы и функции могут дублироваться несколькими органами. Например, выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется не только почками, но и легкими, кожей, ЖКТ.

Принципы НБС: А) Взаимозаменяемость органов и структур- каждая функция организма, при неблагоприятных факторах может заменяться. Например, у

Слайд 18В) Избыточность и механизм «холодного резерва – любая функция может

колебаться в относительно больших пределах, работать не на пределе своих

возможностей, что обеспечивает наилучшее приспособление организма к факторам окружающей среды. Например, в крови одного человека столько тромбина- фермента, участвующего в свертывании крови, что его достаточно для осуществления этого процесса у 500 человек. Другой пример, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч в сутки.
В) Избыточность и механизм «холодного резерва –  любая функция может колебаться в относительно больших пределах, работать

Слайд 19 Г) Парность органов- при утрате одного органа, второй (его пара)

будет выполнять функцию свою и утраченного органа. Например, человек может

жить с одной почкой, с одним глазом и т.д. Д) Относительно быстрый возврат к норме- возвращение к исходному состоянию зависит от уровня сдвига (т.е. тяжести) и от степени развития организма (т.е. возраста). Заболевание у человека не останавливает его развитие, оно продолжается т.к. все системы работают надежно.  
Г) Парность органов- при утрате одного органа, второй (его пара) будет выполнять функцию свою и утраченного

Слайд 20ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. КАЛЕНДАРНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.   КАЛЕНДАРНЫЙ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Слайд 21Возрастной период- это тот отрезок времени, в пределах которого процессы

роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а

реакции на раздражители более или менее однозначны.
Возрастной период-   это тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития, а также

Слайд 22ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (морфофункциональные и психологические критерии):
1. Новорожденные- 1-10 дней;
2. Грудной возраст

-10дней- 1 год;
3. Раннее детство- 1-3 года;
4. Первое детство-

4-7 лет;
5. Второе детство- 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
6. Подростковый- 13-16 лет мальчики, 12-15 девочки;
7. Юношеский- 17-21 юноши, 16-20 девушки;
8. Зрелый возраст- 1 период- 22-35 лет мужчины, 21-35 женщины;
2 период- 36-60 лет мужчины, 36-55 женщины;
9. Пожилой возраст- 61-74года мужчины, 56-74 женщины;
10. Старческий- 75-90 лет;
11. Долгожители- 90 лет и выше.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (морфофункциональные и психологические критерии):1. Новорожденные- 1-10 дней;2. Грудной возраст -10дней- 1 год;3. Раннее детство-

Слайд 23ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (педагогические и социологические критерии ):
1. Младенческий период – до

1 года;
2. Преддошкольный – с 1 года до 3 лет;
3.

Дошкольный – с 3 до 7 лет;
4. Младший школьный – с 7 до 11–12 лет;
5. Средний школьный – с 11–12 до 15 лет;
6. Старший школьный – с 15 до 17–18 лет.
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (педагогические и социологические критерии ):1. Младенческий период – до 1 года;2. Преддошкольный – с 1

Слайд 24У разных детей реализация генетической программы во времени различна, поэтому

необходимо знать о паспортном и биологическом возрасте

У разных детей реализация генетической программы во времени различна, поэтому необходимо знать о паспортном и биологическом возрасте

Слайд 25КАЛЕНДАРНЫЙ ВОЗРАСТ (хронологический, паспортный)

это период жизни ребенка от рождения до

настоящего времени, который имеет четкую возрастную границу (день, месяц, год).



Данный возраст не учитывает факторы развития организма
КАЛЕНДАРНЫЙ ВОЗРАСТ (хронологический, паспортный)это период жизни ребенка от рождения до настоящего времени, который имеет четкую возрастную границу

Слайд 26БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (анатомо-физиологический)

это совокупность обменных, морфологических, функциональных и регуляторных особенностей

организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и развития.

Он зависит

от наследственности, но в большой степени от условий среды и образа жизни.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ (анатомо-физиологический)это совокупность обменных, морфологических, функциональных и регуляторных особенностей организма, зависящих от индивидуальных темпов роста и

Слайд 27Критерии биологического возраста:
1) половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных

половых признаков);
2) скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения

скелета);
3) зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);
4) конституция человека (размеры и масса тела);
5) зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Критерии биологического возраста:1) половая зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);2) скелетная зрелость (оценивается по срокам

Слайд 28ТЕМПЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ:
1. Биологический возраст опережает паспортный- ускоренное индивидуальное

развитие- акселерация;

2. Биологический возраст отстает от паспортного- замедленный темп развития-

это ретардация;

3. Биологический возраст соответствует паспортному- средний темп развития
ТЕМПЫ РОСТА И РАЗВИТИЯ:1. Биологический возраст опережает паспортный- ускоренное индивидуальное развитие- акселерация;2. Биологический возраст отстает от паспортного-

Слайд 29ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. МЕТОДЫ. ПОКАЗАТЕЛИ.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.  МЕТОДЫ. ПОКАЗАТЕЛИ.

Слайд 30Физическое развитие- это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств

растущего организма, а также уровень его биологического развития. Является ведущим

признаком здоровья
Физическое развитие-   это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень

Слайд 31МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФР:
1. Метод индексов

2. Центильный метод.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФР:1. Метод индексов2. Центильный метод.

Слайд 32Группы показателей, использующиеся при оценке ФР:
1) Соматометрические- длина (рост) и

масса (вес) тела, окружность грудной клетки (ОГК), окружность головы.

2) Соматоскопические-

форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение и телосложение, половое развитие.

3) Физиометрические- жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления.

Группы показателей, использующиеся при оценке ФР:1) Соматометрические- длина (рост) и масса (вес) тела, окружность грудной клетки (ОГК),

Слайд 34Критические и сенситивные периоды развития детей и подростков

Критические и сенситивные периоды развития детей и подростков

Слайд 35Критические периоды развития
это такие периоды развития организма, в течение

которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды.



Такими периодами являются:
1) 3-4 года,
2) 7-8 лет,
3) 11-14- у девочек; 12-15 у мальчиков.

В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма.

Критические периоды развития это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию

Слайд 36Сенситивные периоды развития
это периоды интенсивного роста и развития той или

иной системы, в течение которых отмечается ее повышенная чувствительность к

действию факторов среды.
К ним относятся периоды:
1) до 1 года,
2) 4-5,
3) 7-8
4) 12-15 лет.
Если в этот момент на организм действуют те факторы, от которых зависит развитие данной функции, то эта функция может достичь максимального развития, если же не действуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться
Сенситивные периоды развитияэто периоды интенсивного роста и развития той или иной системы, в течение которых отмечается ее

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика