Слайд 1ВПР биология 6 класс
Разбор заданий
Слайд 2Описание работы
Работа включает 10 заданий, многие из которых состоят из
нескольких частей (например, задание 1 состоит из 2 частей 1.1
и 1.2)
Слайд 3Задание 1 состоит из 2 частей 1.1 и 1.2. При
решении 1.2 используют информацию из 1.1
Что проверяют: знание и
умение отличать на картинках организмы разных царств живой природы и находить у них различия
Полный правильный ответ на задание 1 оценивается 3 баллами: часть 1.1 – 2 балла, 1 балл ставится, если в ответе перепутаны местами два слова из списка; часть 1.2 – 1 балл
Слайд 41.1. Рассмотрите фотографии с изображениями представителей различных объектов природы. Подпишите
их названия, используя слова из предложенного списка: грибы, растения, животные, бактерии.
1.2. Какие из представленных организмов являются одноклеточными?
Важно!
В 1.1. подписывать рисунки нужно только такими словами, которые указаны в задании. Любой другой, придуманный вами вариант ответа будет неверным!
При решении1.2. используем информацию из 1.1. Если записано только название, но не дано объяснение ответ не засчитывается.
Ответ: бактерии. Они состоят только из 1 клетки
Слайд 5Что могут спросить в 1.2.
Что общего между тремя изображенными организмами
и чем от них отличается четвертый?(Выпишите название объекта, «выпадающего» из
общего ряда. Объясните свой выбор.
Что может быть в ответах:
Вирус. Он не имеет клеточного строения
Три организма многоклеточные, а один –одноклеточный
Три организма хищники, а один симбиотический (это будет лишайник)
Три организма питаются готовыми веществами, а один с помощью фотосинтеза
Три организма не имеют жгутиков, а у одного есть жгутик для передвижения
Три организма беспозвоночные (т.е не имеют косного скелета), а один будет позвоночным.
Слайд 6Что повторить
Царство растения:
Тип питания: фотосинтез
Низшие растения (только водоросли) не
имеют корней стеблей и листьев. Бывают одноклеточными и многоклеточными
Растут всю
жизнь (неограниченно)
Выделяют кислород при фотосинтезе
Листья папоротников называются вайи
Голосеменные имеют листья-хвоинки и шишки
Покрытосеменные имеют цветки и плоды
Вегетативные органы: лист ( нужен для дыхания, испарения, фотосинтеза), корни (минеральное питание), стебель (проводит воду и питательные вещества)
Генеративные органы: семена, цветы, плоды. Нужны для размножения.
Наука о растениях –ботаника, о грибах –микология, о водорослях- альгология
И картинки!!!!
Слайд 7МНОГОКЛЕТГЧНЫЕ ВОДОРОСЛИ
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ВОДОРОСЛИ
ВОДОРОСЛИ
МХИ ПЛАУНЫ ХВОЩИ
ПАПОРОТНИКИ ГОЛОСЕНЕННЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
Слайд 8царство грибы
Как и животные питаются уже готовыми веществами
Как и
растения растут всю жизнь
Тело гриба грибница. Ее надземная часть (шляпка
и ножка называется плодовое тело).
Размножаются спорами, а дрожжи -почкованием
ПЕНИЦИЛЛ МУКОР ДРОЖЖИ
ТРУТОВИК СПОРЫНЬЯ ФИТОФТОРА
Слайд 9ЖИВОТНЫЕ
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
ПОЗВОНОЧНЫЕ
Рыбы земноводные
Пресмыкающиеся птицы
Млекопитающие или звери
Слайд 10Одноклеточные организмы
БАКТЕРИИ
РАСТЕНИЯ
ГРИБЫ ЖИВОТНЫЕ
АМЁБА
ИНФУЗОРИЯ
ДРОЖЖИ
ХЛАМИДОМОНАДА
ХЛОРЕЛЛА
БАЦИЛЛЫ
КОККИ
ВИБРИОНЫ
Слайд 11Симбиотические организмы
Симбиоз –связь двух организмов полезная обоим.
ЛИШАЙНИК –симбиоз гриба и
одноклеточной водоросли
Микориза (грибокорень) –симбиоз грибов и корней деревьев
Клубеньки -симбиоз бактерий
и растений
Слайд 12Задание 2
Задание состоит из ЧЕТЫРЁХ частей.
2.1 Устройство увеличительных приборов
2.2. Назначение
частей увеличительных приборов
2.3. Строение органов растения, изображенных под микроскопом
2.4. Определение
увеличения микроскопа
Полный правильный ответ на задание оценивается
4 баллами:
часть 2.1 – 1 балл, часть 2.2 – 1 балл, часть 2.3 – 1 балл, часть 2.4 – 1 балл.
Что проверяют: устройство увеличительных приборов (микроскоп, лупа) и умение им пользоваться, а также оценивать изображения, получившиеся в результате наблюдения.
Слайд 132.1. Рассмотрите изображение микроскопа. Что обозначено на рисунке буквой А?
(возможны другие варианты букв)
2.2. Какая функция выполняется данной частью микроскопа
при работе с ним?
Или
За какую часть микроскопа его можно переносить? (ответ: штатив)
Или
Какое действие с препаратом обеспечивает предметный столик?
Ответ: препарат помещают на предметный столик и закрепляют зажимами.
А- окуляр состоит из линз, увеличивает изображение.
Б- тубус— это часть микроскопа, с разных сторон которой вставлены окуляр и объектив
В- объектив состоит из линз для увеличения изучаемого объекта.
Г- зеркало служит для подачи света и улучшает освещенность предмета
Д-винт позволяет производить настройку изображения
Е-штатив На нем крепятся основные части микроскопа.
Ж –предметный столик служит для закрепления препарата с изучаемым объектом.
В 2.1 нужно написать название части микроскопа, а в 2.2. для чего нужна эта часть
Слайд 142.1. Рассмотрите изображение лупы. Что обозначено на рисунке буквой Б?
(возможны другие варианты букв)
2.2. За какой процесс отвечает эта часть
лупы при работе с ней?
Или
Что нельзя рассмотреть с помощью лупы? (ответ: внутреннее строение клетки, органоиды)
А- оправа нужна для закрепления и удержания линзы
Б- линза необходима для увеличения рассматриваемых объектов.
В- ручка необходима для удержания лупы человеком.
В 2.1 нужно написать название части лупы, а в 2.2. для чего нужна эта часть
Слайд 152.3.Ольга рассмотрела кожицу листа одуванчика под микроскопом и сделала рисунок.
Что она изобразила на рисунке под цифрой 1?
В ответ можно
указывать и «устьице», и «замыкающие клетки».
Для выполнения задания 2.3. нужно знать строение органов растений, ткани, строение клетки
Слайд 16Какие изображения могут быть в 2.3.
Корневые волоски
корневой чехлик
хромосомы
Споры клетки проводящий пучок бактерии
зародышевый корешок зародышевый
стебелёк семядоля
А также могут встретиться любые части клетки
Хлоропласты вакуоль оболочка ядро ядрышко
Слайд 18Антон рассмотрел препарат поперечного среза листа под микроскопом и сделал
рисунок. Какая ткань отмечена стрелкой?
Покровная ткань-кожица
основная ткань –столбчатая основная ткань- губчатая
Слайд 19Миша рассмотрел срез листа ириса на практическом занятии. Что ему
нужно обозначить цифрой 4? (возможны другие цифры с рисунка)
4- кожица
3-
механическая ткань
2-проводящий пучок
1 –основная ткань
Слайд 20Что повторить по учебнику
Строение клетки и функции органоидов
2. Строение органов
растений
Оболочка придает форму клетке
Цитоплазма –жидкая часть связывает части клетки между
собой
Ядро хранит наследственную информацию
Поры –отверстия для дыхания
Хлоропласты мелкие пластиды для фотосинтеза. Содержат зеленый пигмент-хлорофилл
Вакуоль наполнена клеточным соком. У молодых клеток их много, у старых- одна большая
Слайд 21Правило: чтобы определить увеличение микроскопа нужно число на окуляре умножить
на число на объективе.
ОБЩЕЕ УВЕЛИЧЕНИЕ = ОКУЛЯР
х ОБЪЕКТИВ
2.4. Рисунок был выполнен при работе с микроскопом, на котором указано:
– увеличение окуляра – 10;
– увеличение объектива – 40.
Какое общее увеличение даёт данный микроскоп? Ответ запишите числом.
10Х40 =400 Ответ: 400
Или
На окуляре микроскопа стерлась надпись обозначающая увеличение. Как узнать увеличение окуляров, если увеличение объектива - 40, а общее - 400? Ответ запишите числом.
Пояснение:
ОБЩЕЕ УВЕЛИЧЕНИЕ = ОКУЛЯР х ОБЪЕКТИВ
4ОО = ? Х 40
В данной задаче нужно общее увеличение поделить на увеличение объектива.
Ответ: 100
или
На объективе микроскопа стерлась надпись обозначающая увеличение. Как узнать увеличение объектива, если увеличение окуляров - 50, а общее - 400?
Ответ: 8 (400:50 =8)
Слайд 22Задание 3
Что проверяют: умение читать и понимать текст биологического
содержания, где от учащегося требуется, воспользовавшись перечнем терминов, записать в
текст недостающую информацию
Полный правильный ответ на задание 3 оценивается 2 баллами, 1 балл ставится, если допущена одна ошибка.
Слайд 233. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные
слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных
слов на места пропусков в тексте.
Строение клетки
Клетка имеет две обязательные части: клеточную мембрану, ____2___(А) и генетический аппарат. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ___4____(Б). Для растительных клеток важнейшее значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — ____1___(В).
Список слов: 1) хлоропласт 2) цитоплазма 3) жгутик
4) ядро 5) митохондрия 6) вакуоль
ВАЖНО: Если в текст будут вписаны термины, то такой ответ не засчитают. В по условию в текст нужно вписать номера терминов
Примеры текстов можно посмотреть по ссылке
https://bio6-vpr.sdamgia.ru/test?theme=7
Слайд 24Задание 4
Задание 4 состоит из 3 частей
Что проверяют: Свойства живых
организмов (обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность)
Полный правильный
ответ на задание 4 оценивается 3 баллами:
часть 4.1 – 1 балл, часть 4.2 – 1 балл, часть 4.3 – 1 балл.
Слайд 254.1. В изображённом на рисунке опыте экспериментатор прикасается острым предметом
к телу гидры – кишечнополостного животного. Какое изменение произошло с
телом гидры?
Ответ запишите одним словом в именительном падеже.
Ответ: сжатие
4.2.Какое свойство организмов иллюстрирует этот опыт?
Ответ: Раздражимость — способность реагировать на изменения (воздействия) окружающей среды.
4.3.Какие клетки животного обеспечивают данное свойство?
Ответ: нервные клетки
ВАЖНО: В первой части нужно писать только то, что увидели на рисунке. По рисунку НЕЛЬЗЯ определить изменение температуры, боль и т.д.
У растений и одноклеточных животных НЕТ нервной системы, поэтому у них проявляется раздражимость, а у животных с нервной системой –рефлекс.
Слайд 264.1.В изображенном на рисунке опыте экспериментатор поместил в колбу семена
гороха и добавил воды. Затем оставил семена на два дня.
Затем открыл колбу с проросшими семенами и опустил горящую лучину до самого дна. Лучина погасла.
4.2.Какое вещество образовалось в колбе?
Ответ: углекислый газ
4.3.Как называется процесс, происходящий в семенах, который иллюстрирует этот опыт?
Ответ: процесс дыхания
или
4.3. За счёт отсутствия чего горящая лучина при опускании в колбу погасла?
Ответ: кислорода ( так как семена дышат и в ходе этого процесса расходуют кислород и выделяют углекислый газ. Для горения нужен кислород)
Слайд 27Задание 5 состоит из трех частей
Что проверяют: умение различать биологические
объекты и их части, умение определять их роль в жизни
организма.
Полный правильный ответ на задание 5 оценивается 4 баллами:
5.1 – 2 балла (в соответствии с критериями), 5.2 – 1 балл (в соответствии с критериями), 5.3 – 1 балл.
Слайд 285.1. Рассмотрите изображение цветка и выполните задание.
Покажите стрелками и подпишите
на рисунке рыльце, лепесток, цветоножка (могут потребовать любые части цветка)
5.2.
Какую функцию выполняет цветоножка?
ответ : прикрепление цветка к стеблю
5.3. Назовите часть цветка в состав, которого входит рыльце
Ответ: Пестик
Слайд 29Другие варианты задания
5.1. Покажите стрелками и подпишите на
рисунке придаточные, боковые и главный корень.
5.2. Какую функцию выполняют придаточные корни?
Ответ:
закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных солей, видоизмененные – запас питательных веществ
5.3. Назовите орган, от которого отрастают придаточные корни
Ответ: стебель
5.1.Отметьте на рисунке узел и междоузлие
5.2. Какую функцию выполняет узел стебля?
Ответ: Соединяет лист со стеблем
5.3. Как называются листорасположение, когда три и более листа выходят из одного узла?
Ответ: мутовчатое
Слайд 30Что нужно знать, чтобы успешно выполнить задание 5 (повторить рисунки
в учебнике)
Строение цветка
Строение побега
Строение плода
Строение корневых систем (стр.13 и
17)
Строение семян (стр.9-10)
Строение почки
Жилкование листьев (стр. 35)
Уметь отличить простой лист от сложного (стр. 34)
Листорасположение (стр.26)
Слайд 32Строение цветка
Какую функцию выполняет цветоножка?
прикрепление цветка к стеблю
Какую функцию в
цветке выполняет цветоложе?
Несет все части цветка
Какую функцию в цветке выполняет
лепестки?
служит для привлечения опылителей и защиты собственно цветка
Какую функцию в цветке выполняет околоцветник?
чашечка защищает части цветка от повреждений.
Венчик для привлечения опылителей
Где образуется пыльца?
В пыльнике тычинок
В состав чего входят рыльце, столбик, завязь?
Пестик
Слайд 33Корень
Для какого типа корневой системы характерно раннее прекращение роста главного
корня?
Ответ: Мочковатой
Зоны корня
1 –корневой чехлик (защита)
2-зона деления (образование новых клеток)
3 –зона
роста (рост корня)
4 зона корневых волосков (всасывание воды)
5 зона проведение (проведение воды и минеральных веществ)
Слайд 34плод
Какую функцию выполняет околоплодник?
защиту семени
Слайд 35семя
Какую функцию выполняет эндосперм?
запас питательных веществ
Какую функцию выполняет
семядоля?
запас питательных веществ для зародыша; после прорастания осуществляют фотосинтез
Какая
функция у семян?
размножение, распространение растения
Слайд 36Почка
Какую функцию выполняют почечные чешуи? Защиту от холода,
Что развивается из вегетативной почки? Листья
Что развивается из генеративной почки?
Цветки
Назовите функцию верхушечных почек? рост стебля в длину
Слайд 37Строение побега
Какую функцию в цветке выполняет стебель?
транспорт веществ, удержание листьев,
запас веществ
Какую функцию выполняет черешок?
соединяет листовую пластинку со стеблем
Какова функция
жилок?
Проводящая
Слайд 38Задание 6
Что проверяют: Принципы классификации организмов
Правильный ответ на задание
6 – 2 баллами, 1 балл ставится, если в ответе
верно указаны только два названия.
Слайд 39Подсказка: на первом месте всегда идет название царства (растения, животные,
грибы или бактерии), на последнем видовое название (оно всегда состоит
из двух слов). Первое из этих слов обозначает род, он идет в системе перед видовым названием
царство –отдел –класс –семейство -род-вид
Список слов:
1) Растения
2) Крестоцветные
3) Капуста пекинская
4) Капуста
В данном задании
Капуста пекинская
Капуста – это и будет название рода
Слайд 40Анна и Владимир собрали и подготовили для гербария образцы растений.
Для каждого растения им необходимо составить «паспорт», соответствующий положению этого
растения в общей классификации организмов. Помогите ребятам записать в таблицу цифры из предложенного списка в такой последовательности, чтобы получился «паспорт» растения, изображённого на фотографии.
Список слов:
1) Щитовник мужской
2) Щитовник
3) Папоротники
4) Растения
Слайд 41К каким семействам относятся изображенные на рисунках растения?
Список семейств:
А. Астровые
(Сложноцветные) Б. Розоцветные В. Лилейные Г.
Злаковые
Ответ: ГАБВ
Слайд 42Задание 7 состоит из двух частей
Что проверяют: умение извлекать информацию
из графически представленного процесса; во второй части задания требуется дать
объяснение представленной на графике закономерности
Правильный ответ на задание 7 оценивается
2 баллами: часть 7.1 – 1 балл, часть 7.2 – 1 балл (в соответствии с критериями).
Слайд 437.1. На графике показан рост древесного растения умеренного климата в
течение нескольких лет. Определите максимальную высоту (в метрах) растения на
третий год жизни.
Ответ: 2,5
7.2. Как можно объяснить наличие периодов в жизни растения, когда его рост в высоту резко замедлялся? Связано со сменой сезонов (осень, зима)
Слайд 447.1. Изучите график зависимости количества проросших семян определённой массы (3–4
мг) от продолжительности нахождения семян в почве (по оси х
отложено время (в днях), а по оси у — количество проросших семян от общего их числа (в %)). Определите какой процент от общего количества семян прорастёт в 9-й день?
Ответ: 20
7.2.Что необходимо учитывать при посадке семян?
Размер семени, глубину посадки семян, влажность почвы, состав почвы, рыхлость почвы
Слайд 45Задание 8 состоит из 3 частей
Что проверяют: умение проводить анализ
эксперимента, формулировать гипотезу, ставить цель, описывать результаты,
делать выводы на основании
полученных результатов.
Полный правильный ответ на задание 8 оценивается 4 баллами: части 8.1 и 8.2 – по 1 баллу каждое (в соответствии с критериями), часть 8.3 – 2 балла (в соответствии с критериями).
Это самое сложное задание в работе
Слайд 46Ученик решил провести опыт по формированию корней у растений. Он
взял два стакана с водой комнатной температуры и поместил в
каждый из них по растению. В один стакан на поверхность воды он налил масло. Через несколько дней он заметил, что у растения, которое стояла в стакане с маслом, не образовались корни
Какой из выводов мог сделать Дима и его младший брат по результатам опыта?
1) Растительное масло на поверхности воды препятствует формированию корней.
2) Растения нельзя поливать кипячёной водой.
3) Прозрачность стаканов влияет на развитие корней.
4) Растение не может жить без корней.
Ответ: 1
Слайд 478.1. Какой организм используется в приготовлении хлебобулочных изделий?
Ответ: дрожжи
8.2. Какое
вещество обеспечивает поднятие хлеба?
ответ : углекислый газ
8.3. В каких условиях
- холоде или тепле, дрожжи будут лучше размножаться? Обоснуйте свой ответ
1) ответ на вопрос : в тепле;
2) обоснование: при более высокой температуре дрожжи лучше и быстрее размножаются, так как это создаёт лучшие условия для их жизнедеятельности
Слайд 48 Задание 9 имеет 2 части
Что проверяют: умения проводить сравнение,
в частности сравнивать условия
содержания и ухода за растениями.
Полный
правильный ответ на задание 9 – 4 баллами: часть 9.1 – 2 балла (в соответствии с критериями), часть 9.2 – 2 балла (в соответствии с критериями).
Слайд 49В данном задании информация дана в виде условных обозначений. В
первой части задания нужно используя значения условных знаков написать характеристику
двум растениям
Слайд 50агава:
1) выносливое;
2) комнатная температура;
3) сухая земля;
4) прямые солнечные лучи;
фиалка:
1) выносливое;
2)
комнатная температура;
3) наличие воды в поддоне;
4) рассеянный свет
9.2. По каким
из приведённых в описании позиций эти растения имеют одинаковые характеристики?
1) агава и фиалка – выносливые растения;
2) для выращивания необходима комнатная температура
Слайд 51Другие варианты заданий
Заполните таблицу по характеристикам двух комнатных растений
Примула
Освещение: полутень
Влажность:
высокая
Полив: влажная земля
Размножение: семенами
Диффенбахия
Освещение: рассеянный свет
Влажность воздуха: высокая
Полив: влажная земля
Размножение:
черенками
1) освещение;
2) размножение;
1) влажность;
2) полив;
Растения подвержены разным заболеваниям: бактериальным и вирусным.
Распределите заболевания растений в соответствие с их инфекционной природой.
1) мокрая гниль;
2) бактериоз
1) хлороз;
2) кольцевая гниль;
3) стрик;
Слайд 52Задание 10
В первой части задания 10 проверяется узнавание объектов по
их изображениям и месту в схеме развития животного мира, а
также определение возможных сред их обитания в природе. Во второй части осуществляется контроль умения работать со схемой, отражающей развитие животного и растительного мира.
Полный правильный ответ на задание 10 оценивается 5 баллами: часть 10.1 – 2 балла (в соответствии с критериями); часть 10.2 – 2 балла, если правильно указаны группы, к которым относятся три организма, и 1 балл, если правильно указаны группы, к которым относятся только два организма; часть 10.3 – 2 балла (в соответствии с критериями).
Слайд 5310.1. Рассмотрите изображения животных: медведь, дождевой червь, щука. Подпишите их названия под
изображениями.
Под каждым названием подпишите название среды обитания взрослой формы животного:
наземно-воздушная, водная, почвенная.
Важно писать только теми словами, которые указаны в задании! Другие варианты не засчитываются!
Слайд 54Рассмотрите схему, отражающую развитие животного мира Земли.
1 – Простейшие
2 –
Кишечнополостные
3 – Плоские черви
4 – Кольчатые черви
5 – Моллюски
6 –
Ракообразные
7 – Насекомые
8 – Иглокожие
9 – Рыбы
10 – Земноводные
11 – Пресмыкающиеся
12 – Птицы
13 – Млекопитающие
10.2. Какими цифрами на схеме обозначены группы организмов, к которым относят изображённых на фотографиях животных? Запишите в таблицу номера соответствующих групп.
10.3. Какое из этих животных относят к беспозвоночным?
Ответ: дождевой червь
Схема дана для наглядности!!! Например, по списку №8 –иглокожие, а как они выглядят –на схеме.
Беспозвоночные животные не имеют скелета из костей!!!