Слайд 1«Все знать» и «никогда не быть уверенным»:хабитус семьи и выбор
относительно высшего образования.
Диана Рей
Слайд 2Данная статья докажет, что социальная несправедливость в сфере высшего образования
состоит в неравных возможностях выбора, которыми обладают молодые и зрелые
студенты.
Слайд 3На решение о выборе университета влияют ряд факторов:
Доступ к широкому
кругу ресурсов
Семья
Школа
Референтная группа
Стремление «стать кем-то»
СМИ
Культура потребления
Из-за большого количества всевозможных факторов
выбор
студентам стало сделать сложнее и анализ
данной ситуации
становится более трудной задачей.
Слайд 4Включенность зрелого населения- причина базы расширения высшего образования в 90-ые
годы.
1994-1995 – 15,7 % поступивших были в возрасте 25
лет и старше
Из них 6,7% были в возрасте 25-30 лет, а 9%- старше 30 лет.
Слайд 5Переход от элитного к массовому
образованию
открыл доступ для ранее исключенных
социальных групп.
В этих группах представлен
большой процент зрелых студентов.
Одновременно с
этим, в элитные учебные
заведения ограничен доступ для
рабочего класса.
Слайд 6Исследование происходило на основе глубинных интервью с 10-тью студентами при
подаче заявлений через UCAS в октябре, ноябре и декабре 1996
года.
Все студенты проживали в Лондоне.
Для исследования были отобраны интервью студентов : Маркус и Эмма,белые представители среднего класса, Джеки и Маргарет, черные представительницы рабочего класса, Анзар, азиат и представитель среднего класса, Даррен, белая представительница среднего класса,метис и также средний класс- Сунил, Девид, белый представитель среднего класса, Лей-китаянка, и Фонг- вьетнамка.
Слайд 7Хабитус
Сила адаптации, которая движет адаптацией с внешнему миру и может
принимать радикальные перемены.
Хабитус включает в себя множества разнообразных предрасположенностей.
Слайд 8Маркус
Ученик частой школы
Понимает, что элитарный университет поможет выйти за пределы
рынка определенных дисциплин
Планирует дождаться результатов экзаменов и после подавать заявления
в университет, рассчитывая таким образом на удачу
Родители Маркуса не посещали британских школ
Есть влияние социальных связей и играют роль такие факторы, как уверенность и знание на какие действия человек имеет права
Воспользовался экономическим капиталом, чтобы посещать частную школу для мальчиков
Его семья- «бизнесмены, которые не учились в университете»
Он зависит от школьной поддержки, т.к. родители чувствуют «неуверенность в этом процессе выбора»
Знает, что существует рейтинг университетов
Ключевой фактор для него- университет с наличием еврейской общины
Советуется с 6 членами помимо родителей
Слайд 9Эмма
Ученица частной школы
Собиралась изучать историю для дальнейшего занятия юриспруденцией, т.к.
«поступление в хороший ВУЗ более важная проблема чем то, какой
предмет я изучаю»
Поскольку она еврейка, ей хочется пойти туда, где есть еврейская община
Эмма рассказывает про частную школу, где от них ожидают подачи документов в хорошие ВУЗы и нацеливают на лучшие из них
Она собирается пойти туда же, куда пойдут такие, как она
Осведомлена про рейтинг университетов
Как и Маркус, Эмма работает с критериями, которые сама выбрала для себя
Общается в двоюродными братьями, которые уже в университете
Слайд 10Фонг
не осознает различия между старыми и новыми университетами, как и
Лей
Родители Фонг не посещали британских школ
Ей необходимо все взвесить, все
сложности выбора Фонг должна преодолеть за короткое время и усвоить много новой информации
Считает что этническая принадлежность не играет важной роли при наборе студентов
«Я всегда хотела пойти в университет, но не была уверена, что попаду. Я боялась, что недостаточно умна для этого»
Фонг не получила большой поддержки со стороны школы в выборе университета, в отличие от Сунила
«Было очень трудно, я запуталась, выбирая лучший вариант. Никто в семье до меня еще ничего такого раньше не делал»
Слайд 11Сунил
Семья Сунила имеет щедрый культурный капитал. Его родители учились преимущественно
в Кембридже. Семья дает ему наибольшую поддержку в этом вопросе
Сунил
понимает различные расовые различия и расизм вследствие этого в Оксбридже
Учитель продвигал Сунила в течение нескольких лет, просматривая его GCSE и рекомендуя его в Кембридж(помощь со стороны школы)
Сунил оценивает университет по качеству образовательной программы
Он советуется с различными родственниками по поводу ВУЗа
Слайд 12Девид
Его родители не посещали британских школ
Несмотря на то, что мать
Девида- учительница, он не в состоянии мобилизовать ее знания для
выбора университета( слабость хабитуса в семье)
В окружении Девида тема образования и выбора университета было темой, которую «не принято обсуждать среди ребят»
Анзар
«Надо туда попасть. Я должен много работать, мне надо этого достичь»
Анзар обращал внимание на качество образовательной
программы университетов
Слайд 13Маргарет и Джеки
Джеки не понимает разницы в старых и новых
университетах
Джеки, имеющая детей, обращает внимание на географические препятствия, именно они
определяли выбор
Маргарет, мать двоих детей, также ориентируется, не на лучший, а на ближайший из лучших университетов
Джеки и Маргарет присущи нестабильность и неопределенность на этапах выбора
Слайд 14Выводы
Различия в процессе выбора получаются из-за социальных, экономических, психологических ресурсов,
к которым у человека есть доступ
Маркус, Эмма и Сунил работают
с критериями, которые они выбрали для себя. Джеки, Маргарет, Фонг и Лей- с навязанными критериями, которые ограничивают их выбор
Выбор определяется тем, насколько семьи укоренились в соц. группе, имеют ли учащихся детей, учебное заведение какого типа они посещают и каков их доход