Слайд 1Введение в дисциплину
РГАУ-МСХА
Дисциплина Ботаника
Преподаватель: Сорокопудова
Ольга Анатольевна
Слайд 2О дисциплине Ботаника
Зачем изучать ботанику?
Космическая роль зеленых растений, среда обитания
К.А.
Тимирязев (1843-1920): «Растение – посредник между небом и землёю. Оно
истинный Прометей, похитивший огонь с неба».
Растения - продуценты органических веществ, которые потреб-ляются другими организмами.
Растения – основной источник кислорода на Земле. Большинство существующих организмов дышат кислородом, выделенным растениями.
Озоновый экран защищает Землю от избытка ультрафиолетового излучения, губительно действующего на организмы.
Растения и продукты их жизнедеятельности оказывают влияние на геохимическое строение Земли. Растительные отложения обра-зуют уголь и торф – важные полезные ископаемые.
Растения – пища, лекарственные средства, средства производ-ства, главный объект агрономии.
Флора Московской области.
Слайд 3О дисциплине Ботаника
Что можно освоить, чему научиться?
Приобретение знаний, умений и
навыков в области цитологии, гистологии, морфологии, репродуктивной биологии, систематики, географии
и экологии растений:
- знание строения вегетативных органов высших растений
на клеточном, тканевом и органном уровнях и их метаморфозов;
- знание особенностей размножения и строения генеративных органов высших растений, процесса образования семян и плодов
у покрытосеменных растений;
- получение представления о многообразии мира растений, эволюции их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле;
- знание основ географии и экологии растений; использование полученных знаний в других учебных дисциплинах (физиология растений, растениеводство, охрана окружающей среды и др.)
и сельском хозяйстве;
- овладение некоторыми ботаническими методиками исследований.
Слайд 4Организация обучения
Лекции и практические занятия. В конце 2-го семестра –
учебная ознакомительная практика по ботанике.
Объем дисциплины: 8 уч. пар ЛК,
17 уч. пар ПЗ, 31 час СР – подготовка к практическим занятиям, семинару, экзамену.
Промежуточная аттестация: контрольные работы, оценка рабочих тетрадей, посещаемость лекций, отработка практических занятий, выполнение отдельных заданий.
Итоговая аттестация – экзамен, вопросы – за месяц до экзамена.
Поведение на лекции – без звонков.
Плохое самочувствие – не терпеть, не молчать!
Короткие перерывы на полупарах.
Старосты – журналы посещения после 1 полупары, возможна перекличка.
Слайд 5Учебная литература
Основная литература
1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. Изд. 5-е.
– М.: Бибком; Транслог, 2016. – 596 с.
2. Коровкин О.А.
Ботаника. – М.: Кнорус, 2016. – 434 с.
Дополнительная литература
1. Андреева И.И., Родман Л.С., Чичёв, А.В. Практикум по анатомии и морфологии высших растений : учеб. пособие — М.: ИКЦ Колос-с, 2019 - 144 с.
2. Козловская Л.Н., Родман Л.С., Чичёв, А.В. Практикум по систематике растений : учеб. Пособие — М.: ИКЦ Колос-с, 2019 - 80 с.
3. Лотова Л.И. Ботаника: морфология и анатомия высших растений. Изд. 5. М.: Либроком, 2009. – 510 с.
4. Серебрякова Т.И., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. Ботаника с основами фитоценологии: анатомия и морфология растений. М.: Академкнига, 2006. -543 с.
5. Губанов И.А., Киселев К.В., Новиков В.С., Тихомиров В. Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. М.: Аргус, 1995. – 520 с.
6. Козловская Л.Н., Родман Л.С., Чичёв А.В. Ботанические термины и понятия: клетка и ткани: Учебное пособие – М.: Изд. РГАУ-МСХА, 2014. - 228 с.
7. Родман Л.С. География и экология растений. – М.: ТРАНСЛОГ, 2018. – 112 с.
Слайд 6Учебная литература
Методические указания, рекомендации и другие материалы
к занятиям
1. Ботаника.
Часть I: Анатомия и морфология растений: Рабочая тетрадь / Составители: Козловская
Л.Н., Чичёв А.В. М.: Офсет Принт, 2018. 88 с.,92 рис.
2. Ботаника. Часть II: Систематика растений: Рабочая тетрадь / Составители: Козловская Л.Н., Чичёв А.В. М.: Офсет Принт, 2018. 115 с., 58 рис.
3. Коровкин О.А., Захарин М.Г. Номенклатура хозяйственно значимых растений: учебное пособие. Изд. 2-е. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2017. - 52 с.
Имя ящика botanika-ymk@mail.ru
Пароль 2020botanika2021
ЭИОС университета – диск – доступ.
Без выкладывания в интернет!
Слайд 7Учебная литература
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Поисковые
системы: Yandex, Rambler, Google, Mail.ru, Agropoisk.ru
1. Научная электронная библиотека
e-library.ru (свободный доступ)
2. База данных «Флора сосудистых растений Центральной России» - http://www.jcbi.ru/eco1/index.shtml (свободный доступ)
3. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm (свободный доступ)
4. Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН - www.gbsad.ru (свободный доступ)
5. Природа России. Национальный портал. - http://www.priroda.ru/ (свободный доступ)
6. Центр охраны дикой природы: http://biodiversity.ru/ (свободный доступ)
7. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http: //www.plantarium.ru/ (свободный доступ)
Слайд 8Разделы ботаники
Цитология
Гистология
Морфология
Анатомия растений
Органография – описание и сравнительный анализ внешнего строения
органов растений
Биоморфология, или экологическая морфология — изучение связей и зависимостей между
процессами индивидуального развития растений, включая закономерности формирования их органов, и факторами внешней среды.
Эмбриология растений – изучение закономерностей образования, строения и развития зародышей растений
Палеоботаника, или ботани́ческая палеонтоло́гия — наука об ископа-емых растительных остатках
Карпология – описание
и классификация плодов
Слайд 9Разделы ботаники
Систематика
География растений
Экология растений
Репродуктивная биология
всестороннее исследование процессов семенного размножения
раздел ботаники, занимающийся
естествен-ной классификацией растений; характеризует взаимосвязи между разнообразными растениями и даёт
растениям официальные названия, позволяющие специалистам различных стран обмениваться научной информацией
изучает флору и растительность (геоботаника)
Изучает влияние экологических факторов среды на растения, проблемы адаптации растений
Слайд 10Объекты ботаники
Водорсли (царства Бактерии, Протисты, Хромисты, Растения
Альгология (Algae)
Микология (Fungi, или
Mycota)
Лихенология (Lichenes)
Подцарство
Высшие растения
Организмы:
Одноклеточные
Колониальные 1-кл.
(пандорина, вольвокс)
Многоклеточные
Слайд 11Преподаватели кафедры ботаники
РГАУ-МСХА (исторический аспект)
http://old.timacad.ru/faculty/sad/botanika/history.php
http://old.timacad.ru/science/kto_sozdal_nauku_v_Timiryazevke/who_have_created_the_science.pdf
Ростовцев Семен Иванович, проф., на кафедре
с 1895 г. - русский ботаник, переводчик и педагог, организовал создание
ботанического сада
Талиев Валерий Иванович, д.б.н., проф., с 1919 г. – советский ботаник и ботаникогеограф, профессор, исследователь флоры Крыма
Жуковский Петр Михайлович, д.б.н., проф., Академик ВАСХНИЛ, с 1934 г., д.б.н.
Хржановский Владимир Геннадьевич, д.б.н., 1953-1985 гг. – советский геоботаник и фитоморфолог, специалист
по систематике рода Шиповник
Слайд 12Преподаватели кафедры ботаники
РГАУ-МСХА (исторический аспект)
Игнатьева Ирина Петровна, д.б.н.
Андреева Ивелена Ивановна,
д.б.н., проф.
Родман Лара Самуиловна, доц.
Коровкин Олег Алексеевич, д.б.н.