Слайд 1Введение в метод секвенционного анализа. Объективная герменевтика.
Dr. Татьяна Зименкова, Университет
Билефельда
tzimenkova@uni-bielefeld.de
Слайд 2План семинара:
Теоретические предпосылки объективной герменевтики
Короткое введение в правила процедуры секвенционного
анализа
Пример секвенционного анализа в группе
Слайд 43 основные комплекса правил, используемых в повседневной практике, по Оверману
(1979)
Универсальные правила языковой компетенции, специфичные для каждого языка
Правила коммуникативной компетенции
(универсальная прагматика)
Универсальные правила когнитивной и этической компетенции
Слайд 5Основные принципы секвенционного анализа:
Свобода от контекста (в процессе интерпретации формулируются
отвлеченные контексты «рассказываются истории», соответствующие социальным правилам);
Дословность (интерпретация следует дословно
сказанному, в том числе оговоркам или «неправильному» употреблению слов или идиом в контексте). Так открывается разница между манифестируемым значением и латентными смысловыми структурами текста;
Принцип посеквентного анализа. Поиск «подходящих, интересных» мест в тексте возможен и нужен – но после того, как был проведен полный анализ протокола, без «скачков» по тексту и забегания вперед
Слайд 6Основные принципы секвенционного анализа:
Экстенсивность (исчерпанность): полный и детальный анализ всех
элементов текста, полный список всех возможных интерпретаций, всех возможных контекстов
(конструируемых экспериментально), подходящих к анализируемой секвенции исходя из повседневного знания. Необходимо исчерпать ВСЕ возможные варианты прочтения
Экономность. Предлагаются только те варианты прочтения, которые являются «логичными» и естественными с позиций повседневного правила. Варианты прочтения текста, нарушающие правила коммуникации, предположения, касающиеся осознанного нарушения правил не применяются, пока в этом не возникает необходимость. Допускаются только те варианты прочтения, которые можно прочитать и доказать на примере текста. Гипотезы ОГ бывают очень рискованными и инновативными, но в основе лежат не фантазии, а реконструкция правил реальности.
Слайд 7Процесс реконструкции интерактивной практики:
Рассказывается история
Конструируются возможные варианты прочтения, в
том числе и контрастные
Возможные варианты прочтения конфронтируются с контекстом протокола
Слайд 8Примеры
Гражданское общество – совокупность людей, характеризующаяся свободой (в рамках правовых
норм) частной жизни граждан, которым обеспечены условия для максимально уместной
самодеятельности в политической, экономической и социальной сферах. Большую роль в гражданском обществе играет местное самоуправление. Организациями гражданского общества являются такие общественные институты, как церковь, школа (общеобразовательная, профессиональная, высшая), средства массовой информации. (Никитин 2007, стр.333)
«Мой молодой человек- иностранец»
Слайд 9http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1081
24 января 2011 года, 14:04
Выступление патриарха Кирилла на открытии XIX
Международных Рождественских образовательных чтений
Уважаемые представители государственной власти!
Ваши Высокопреосвященства и
Преосвященства,
всечестные отцы, дорогие братья и сёстры!
Сердечно приветствую всех вас, собравшихся для участия в работе Международных Рождественских образовательных чтений.
Созданные 19 лет назад, Рождественские чтения прошли непростой путь становления и развития. Стимулом к организации данного форума послужило стремление церковной полноты консолидировать усилия православной и светской педагогической общественности.
Мы хотели, чтобы у всех, причастных к образованию и воспитанию молодежи, была возможность познакомиться и лучше узнать друг друга, лучше понять суть стоящих перед Русской Православной Церковью проблем, принять деятельное участие в их обсуждении и решении.
Из скромной площадки для обсуждения вопросов образования и воспитания форум со временем стал масштабным событием, имеющим важное значение не только для церковной, но и общественной жизни
Показательно, что тема и нынешних Чтений звучит как "Церковь и государство: соработничество в решении общих задач". Она очерчивает одно из наиболее важных и проблемных полей новейшей истории стран, расположенных на постсоветском пространстве.
Слайд 10http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1081
24 января 2011 года, 14:04
Выступление патриарха Кирилла на открытии XIX
Международных Рождественских образовательных чтений
Судьбы нации во многом определяются образованием и
воспитанием, которое человек получает с самого юного возраста. Интересы общества и государства вступают в этой области в сложное взаимодействие. Участниками образовательного процесса являются миллионы людей, многие социальные и властные институты.
Образование – важная сфера взаимодействия Церкви и государства. Она в значительной мере формирует содержание диалога светской и духовной властей. Конечно, центральным вопросом в этом блоке является преподавание Основ православной культуры в средней школе, но есть и другие важные аспекты. Кратко коснусь некоторых из направлений этого взаимодействия.
Особую остроту в начале XXI века приобрела тема миграции. Россия входит в тройку государств мира, куда ежегодно прибывает наибольшее число мигрантов. Приезжающий из другой страны человек приносит с собой не только внешние культурные особенности, но и иные мировоззренческие установки. Эти традиции и обычаи нередко вступают в непростое взаимодействие с привычным укладом жизни местного населения.
Для того чтобы участие мигрантов в жизни страны пребывания было конструктивным, плодотворным и бесконфликтным, необходимо создать систему интеграции вновь прибывающих в культуру общества, позволяющую им освоить язык, изучить духовную и религиозную традицию большинства коренного населения.
Слайд 11http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1081
24 января 2011 года, 14:04
Выступление патриарха Кирилла на открытии XIX
Международных Рождественских образовательных чтений
Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции,
несомненно, должно послужить средством упрочения межэтнического мира и достижения общественного согласия. Именно поэтому образовательные усилия Русской Православной Церкви могли бы содействовать процессам социальной гармонизации и гражданского миротворчества.
В связи с этим следует сказать о важности дальнейшего развития соработничества церковных структур с Федеральной миграционной службой. Полагаю необходимым определение долгосрочных приоритетов образовательного сотрудничества Церкви и государства в данной области.
Одной из проблем, угрожающих благополучию человеческого общежития, является радикализм, сопровождаемый экстремистской трактовкой религиозной идеи, который зачастую находит свое выражение в террористической деятельности и приводит к межнациональным конфликтам.
Государство, общество и традиционные религии, имеющие многовековой опыт мирного сосуществования, должны объединить свои усилия в преодолениии этого зла. И здесь роль воспитания, помогающего человеку обрести свою религиозную идентичность, научиться твердо исповедовать веру и вместе с тем уважать иные убеждения, культуру, традиции, трудно переоценить.
Слайд 12Результаты в соответствии с исследовательским вопросом (например, вопрос взаимодействий властей
и самопозиционирования)
Чьи интересы реализуются при формировании соц рег
программ
Динамика взаимодействия двух властей
Имплицированность общих задач двух властей в области образования. Соотношение образовательных задач РПЦ и государства, их тождественность
Неотделимость стремлений Церкви от стремлений государства в силу того, что совокупность «граждан» пересекается с совокупностью «церковной полноты» (через псевдоаналитическое дистанцирование в рассуждениях о тематике чтений в 2011)
Развитие «Чтений», как миниатюра роста и усиления значение церковных инициатив
От форума по обмену мнениями в вопросах образования мы выходим на кооперацию церкви и государства в решения важных проблем постсоветского пространства.
Связь судеб нации с образовательной позицией РПЦ
И т.д.
Слайд 14http://www.bpb.de/publikationen/805WXM,0,0,Unterschicht_in_Deutschland.html
Слайд 15Избранная библиография
Münte, Peter (2006) Konzeptpapier. Fallrekonstruktive Sequenzanalyse: Anwendungsfelder, Grundprinzipien, konstitutionstheoretische
und methodologische Grundlagen (Manuskript)
Oevermann, Ulrich (1983): Zur Sache. Die Bedeutung
von Adornos methodologischem Selbstverständnis für die Begründung einer materialen soziologischen Strukturanalyse. In: Friedeburg, Ludwig von; Habermas, Jürgen (Hg.): Adorno-Konferenz 1983. Frankfurt am Main.
Oevermann, Ulrich (1986): Kontroversen über sinnverstehende Soziologie: Einige wiederkehrende Probleme und Mißverständnisse in der Rezeption der „objektiven Hermeneutik“. In: Aufenanger Stefan (Hg.): Handlung und Sinnstruktur. Frankfurt am Main
Oevermann, Ulrich (1993): Die objektive Hermeneutik als unverzichtbare methodologische Grundlage für die Analyse von Subjektivität. Zugleich eine Kritik der Tiefenhermeneutik. In: Jung, Thomas; Müller-Doohm, Stefan (Hg.): »Wirklichkeit« im Deutungsprozeß. Verstehen und Methoden in den Kulturwissenschaften. Frankfurt am Main
Oevermann, Ulrich (2000b): Die Methode der Fallrekonstruktion in der Grundlagenforschung sowie der klinischen und pädagogischen Praxis. In: Kraimer, Klaus (Hg.): Die Fallrekonstruktion. Sinnverstehen in der sozialwissenschaftlichen Forschung. Frankfurt am Main.
Oevermann, Ulrich; Allert, Tilman; Konau, Elisabeth; Krambeck, Jürgen (1979): Die Methodologie einer „objektiven Hermeneutik“ und ihre allgemeine forschungslogische Bedeutung in den Sozialwissenschaften. In: Hans-Georg Soeffner (Hrsg.): Interpretative Verfahren in den Sozial- und Textwissenschaften. Stuttgart, S. 352-434.
Titscher, Stefan “Objective Hermeneutics” in Tischer/Meyer/Wodak/Veter: “Methods of text and discourse analysis” /... . - Reprint. . - London [u.a.] : Sage Publ. , 2003 . - 278 S. : p. 198-212 (+ p. 51)
Wernet, Andreas (2000): Einführung in die Interpretationstechnik der Objektiven Hermeneutik. Opladen.
Zimenkova, Tatjana (2008) „Construction of Citizenship Category in Russian Civic Education Textbooks“(Journal of Social science Educaiotn, JSSE: http://www.jsse.org/ )