Слайд 1Введение в
инновационно- технологический
бизнес
Слайд 2В.Г. Зинов
Декан Факультета
инновационно-технологического бизнеса
РАНХиГС при Президенте РФ
Эксперт
Управляющей
компании Венчурного фонда «Инновационные решения»
Участник Венчурного партнера SPLAN (Москва)
Директор ООО
«Инкубатор технологий»
Слайд 3содержание
Основные понятия
Инновационная активность крупного и среднего бизнеса
Государственная поддержка инновационной деятельности
Схема
венчурного инвестирования
Особенности инновационно-технологического бизнеса
Структура презентации заявки на венчурное инвестирование
Выдача
домашнего задания
Слайд 5НАУКА превращает деньги в ЗНАНИЯ,
ИННОВАЦИИ превращают знания в ДЕНЬГИ
Инновация –
это способ получить сверхприбыль
путем создания и использования
нового знания
в любой сфере деятельности
(используя новые продукты, процессы, стратегии, модели бизнеса)
Инновации – способ ускоренного экономического развития каждой компании
Слайд 6Что нужно для инноваций?
Образованные инициативные специалисты
МОЗГИ!!!
2. Условия деятельности, в
которых бы таким специалистам хотелось развиваться
СРЕДА!!!
Слайд 7Условия для инновационного развития
Свобода от догматизма
Свобода от идеологии
Территория справедливости
Помощь талантам
Интегрированность
с мировым сообществом
Мобильность между социальными слоями
Приоритет закона
Слайд 8Для инновационных изменений нужна либо воля руководителя, либо конкуренция
Изменения начинаются
с признания проблемы
Нужен приоритет частного инвестора, а не государственных программ
поддержки инноваций
Защита прав собственника путем судебной реформы, устранение бесправия бизнеса
Ориентированная на инновации налоговая политика.
Каждый налог на импорт комплектующих или на экспорт продукции – это налог на инновационный бизнес
Слайд 9Инновации для человека – это
больше страсть, чем экономические стимулы.
Инновации – это способ почувствовать себя первым, лучшим, а не
только заработать
Каждому специалисту или компании нужно найти свою нишу на рынке для реализации своей уникальности путем встраивания в цепочку создания стоимости
Рыночная ниша россиян - не быстрее и дешевле, а креативнее. Умеем вырабатывать новые решения актуальных задач
Слайд 10Светильники на светодиодах
1927 г. Лосев открыл светодиодный эффект
1968 г.– Алферов
открыл полупроводниковую гетероструктуру, которая стала основой современной полупроводниковой оптоэлектроники
1992 г.-Накамуру
( Япония) изготовил светодиодную гетероструктуру для белого светодиода
Басов, Прохоров, Алферов – все нобелевские премии в этой области получены российскими физиками…
Слайд 11Национальная инновационная экосистема
1. Законодательство: обеспечение коммерциализации знания
2. Генерация нового
прикладного знания
3. Источники финансирования ранней стадии проектов коммерциализации технологий
4.
Инфраструктура поддержки инновационно-технологического бизнеса
5. Стимулирование спроса на коммерциализацию знаний
Слайд 121. Законодательство: обеспечение коммерциализации знания
Нормативное и инструктивное обеспечения оформления
результатов исследований и разработок в объекты гражданских прав,
Возможности исполнителей распоряжаться
результатами, полученными ими за средства бюджета.
Слайд 132. Генерация нового прикладного знания
Анализ прикладных результатов исследований и разработок
при активности самих источников генерации знания, в т.ч.:
эффективность функционирования системы
раскрытия сотрудниками научно-технических организаций полученных ими новых результатов,
стимулирование изобретателей и рационализаторов с оформлением соответствующих обязательств по вознаграждению
Слайд 143. Источники финансирования ранней стадии проектов коммерциализации технологий
1. Система выделения
на конкурсной основе бюджетных грантов
2. Система частно-государственного посевного и
венчурного инвестирования
Слайд 154. Инфраструктура поддержки инновационно-технологического бизнеса
1. Деятельность существующих технопарков и бизнес-инкубаторов,
сложившихся в них моделей функционирования, их эффективности.
2. Деятельность офисов коммерциализации
технологий в университетах
3. Деятельность внутренней инновационной инфраструктуры компаний
Слайд 165. Стимулирование спроса на коммерциализацию знаний - 1
Государственные закупки инновационной
продукции
2. Бюджетные субсидии для стимулирования модернизации и повышения эффективности инновационной
деятельности предприятий;
3. Налоговые льготы, сфокусированные на поддержке четко выделенных типов инновационного поведения
4. Софинансирование государством проектов бизнеса, направленных на создание новых технологий и продуктов, на стимулирование высокотехнологичного экспорта
Слайд 175. Стимулирование спроса на коммерциализацию знаний - 2
5. Установление обязательных
требований (административных, технических, природоохранных, требований к энергоэффективности и т.д.), стимулирующих
предприятия к инновационной деятельности;
6. Формирование государством приоритетов в сфере инновационной политики, понятных бизнесу и обществу в технологическом разрезе и при формировании крупных государственных инновационных инициатив, связанных с долгосрочными социально-экономическими приоритетами.
Слайд 18Инновационный этап имеется
в жизненном цикле каждого продукта
Инновационный этап начинается
от начала создания концепции нового продукта, с чего начинается жизненный
цикл продукта,
Инновационный этап завершается подготовкой обоснования управленческого решения о развертывании серийного производства, организации системы сбыта и послепродажного обслуживания
Слайд 19Инновационный этап
в жизненном цикле товара
на инновационно-активном предприятии
Результаты
Инновационный этап
Затраты
Слайд 20ВРЕМЯ
ДЕНЬГИ
RUR
RUR
RUR
Startup
Устойчивый cash-flow и
deal-flow
ИДЕЯ
ВЫЖИВАНИЕ
РОСТ
Deadline
Нужны серьезные внешние инвестиции
Потенциал бизнеса - «ракета»
(привлекательно
для венчурных инвестиций)
Слайд 21ВРЕМЯ
ДЕНЬГИ
RUR
Startup
Устойчивый cash-flow и
deal-flow
ИДЕЯ
ВЫЖИВАНИЕ
РОСТ
Потенциал бизнеса - «бобер»
Слайд 222. Инновационная активность крупного и среднего бизнеса
Слайд 23Анализ планов инновационного развития компаний
Преодоление российским крупным и средним бизнесом
инновационного безразличия и разворот в сторону поиска новых моделей развития
Главной задачей становится разработка собственных конкурентоспособных продуктов и технологий
Тенденцией стало создание координирующих управленческих структур по инновационной деятельности с одновременным повышением статуса менеджеров, ответственных за управление инновациями
Проектное управление стало, фактически, стандартом управления инновациями в компаниях
Слайд 24Цели инновационной деятельности компаний , %
Слайд 25Центральную роль
в инновационной модели развития компаний
играет система корпоративных
исследований и разработок
Создание корпоративных R&D-центров и быстрое наращивание их
мощи является сегодня главной тенденцией в развитии крупного российского бизнеса
Без собственных R&D-подразделений компании способны закупать лишь готовые решения,
не могут выступать квалифицированным заказчиком по отношению к сторонним разработчиками и вести заказные НИОКР
Слайд 26Функции корпоративного R&D-центра, %
Слайд 27Управление интеллектуальной
собственностью в компаниях
Актуальность в связи с лицензирования
разработанных технологий при создании холдингов и дочерних компаний
Эффективность использования специалистов
по масштабированию технологий при инвестировании в развитие бизнеса
Взаимодействие с инжиниринговыми компаниями, которые непосредственно готовят базовые проекты для потенциальных лицензиатов
Слайд 28Проблемы в развитии инновационной активности компаний
Ключевой проблемой является прежде всего
низкий спрос на инновации в российской экономике
Избыточный перекос в сторону
закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок
Сальдо баланса России в торговле технологиями с положительного в 2000 году (20 млн. долларов) поступательно снижалось и в 2009 году составило минус 1,008 млрд. долларов
Слайд 29Затраты российских компаний на НИОКР много меньше, чем у зарубежных
конкурентов
Совокупный объем затрат российского корпоративного сектора на НИОКР более чем
в 2 раза меньше,
чем у корпорации Volkswagen
(2,2 млрд против 5,79 млрд евро)
В среднем зарубежные компании тратят на НИОКР
2 -3% годового дохода
Отношение затрат на НИОКР к выручке
1 400 крупнейших по размерам инвестиций в исследования и разработки компаний мира
в 2009 году составила 3,5%.
Слайд 30Препятствия, с которыми компании сталкиваются в ходе поиска инновационных разработок
на открытом рынке, %
Слайд 31Источники финансирования НИОКР в России и за рубежом, % от
общих затрат на НИОКР
Слайд 32Слабое развитие в России системы частно-государственного партнерства при реализации инновационных
проектов бизнеса
Ментальный барьер: бизнес не верит государству.
Доля компаний, получавших
бюджетное финансирование на инновационной стадии (НИОКР), составляет в России всего 0,8%.
Существующая система контроля делает всякое взаимодействие с государственными деньгами крайне нежелательным для частных компаний.
Получив однажды софинансирование НИОКР, компания на годы превращается в легитимную мишень для бесконечных комиссий и проверок в т.ч. вопросов, не связанных с конкретными НИОКР
Слайд 33Степень взаимодействия крупных компаний
с созданными государством Институтами развития относительно
невысока, %
Слайд 34Институты развития – инструмент частно-государственного партнерства
РФФИ
ФСР МП НТС
ФЦП
Фонды РВК
Роснано
Фонд
Сколково
РФТР
МСП Банк
Цель: проведение фундаментальных исследований
Условия: грант. Заявитель должен работать в
российской научной организации.
Бюджет Фонда: 6 млрд. руб.
Цель: поддержка малых инновационных компаний на ранней стадии
Условия: грант
Бюджет Фонда: 4 млрд. руб.
Цель: поисковые исследования, дающие выход на конкретные разработки и продукты
Условия: гранты, субсидии
Бюджет Программы: 20,48 млрд. руб.
Цель: коммерчески эффективные инновационные компании ранней стадий и стадии роста.
Условия: приобретение доли в уставном капитале
Уставный капитал Фонда: 30 млрд. руб.
Цель: коммерчески эффективные крупные инновационные проекты в сфере нанотехнологий
Условия: вклад в уставный капитал, процентные займы
Бюджет Компании: 22,2 млрд. руб.
Цель: проекты исследований, разработок и коммерциализация их результатов.
Условия: безвозмездный и безвозвратный грант без участия в уставном капитале
Бюджет Фонда: 22 млрд. руб.
Цель: НИОКР, являющиеся частью производственно-технологического проекта
Условия: беспроцентный целевой заем , но не больше суммы чистых активов у предприятия
Бюджет Фонда: 1,3 млрд. руб.
Цель: поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий.
Условия: кредит на приобретение основных средств
Бюджет Банка: 50 млрд. руб.
ВЭБ
Цель: сверхкрупные стратегические проекты производственных предприятий
Условия: заем, участие в уставном капитале
Валюта баланса: 1 900 млрд. руб.
Слайд 35Репрезентативность и достоверность статистической информации
об инновационной деятельности
В 2011 году
разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,8% общего числа российских
промышленных компаний
Для сравнения:
в Германии их доля равнялась 69,7%,
в Ирландии – 56,7%,
в Бельгии – 59,6%,
в Эстонии – 55,1%,
в Чехии – 36,6%.
Слайд 36Причины низких данных об инновационной деятельности при заполнении статистической формы
4-инновации
Неоднозначность восприятия инновационной деятельности и термина «инновации»
Отсутствие контроля за
заполнением и механизмов принуждения
Непонимание, насколько формируемая информация может быть полезна самому предприятию
Отсутствие взаимодействия между различными подразделениями компании при заполнении формы
Слайд 37Перспективы
инновационного развития компаний
По данным HeadHunter
Отмечается интенсивный рост числа
вакансий в отрасли «Производство» в период с января 2009 года
по февраль 2013 года.
Рост обеспечен также интересом к профессионалам реального сектора со стороны регионального бизнеса. По России отмечен взрывообразный подъем в различных отраслях – от IT до фармацевтики
Интерес российского бизнеса к инновациям будет продолжать возрастать «естественным» путем в силу завершения массовой модернизации производств и роста конкуренции
Слайд 393. Государственная поддержка инновационной деятельности
Слайд 40Государственная политика РФ по стимулированию инновационной деятельности и венчурной индустрии
Совершенствование нормативно-правовой базы
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа
Технопарки высоких технологий и
Бизнес-инкубаторы
Центры трансфера технологий и коллективного пользования
ОАО Российская венчурная компания
Региональные венчурные фонды
ОАО «Роснано»
Слайд 41Финансовые инструменты поддержки инновационных компаний на стадии НИОКР
Слайд 42Финансовые инструменты поддержки инновационных компаний на стадии внедрения и промышленного
производства
Слайд 43Денежный
поток
время
Стадия
СТАРТ-АП
Ранний рост
Выход на международный рынок
Расширение
Предпосевное финансирование
IPO
Внешэкономбанк
Посевной фонд РВК
«Долина
смерти»
Бизнес-ангелы
РВК, РФТР
РИИ ММВБ
РОСНАНО
Фонд содействия
Слайд 44Новые меры государственной политики
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации
новых технологий «Сколково»
Технологические региональные кластеры
Нанотехнологические центры
Технологические федеральные платформы
Слайд 45Фонд «Сколково»
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий
«Сколково»
Экстерриториальность
Пять технологических кластеров
Инвестиции в НИР при потенциале коммерциализации
Покрытие таможенных платежей
и налоговые каникулы
Слайд 46Функции Нанотехнологического центра
• Проведение ОКР и ОТР по заказу коммерческих
структур;
• Обеспечение материально-технической базы для проведения прикладных разработок;
• Обеспечение маркетинговой
и управленческой поддержки;
• Обеспечение охраны и защиты интеллектуальной собственности;
• Создание условий для посевного финансирования и инкубирования инновационных компаний
• Содействие образовательной деятельности, организация и проведение тренингов и семинаров;
• Проведение испытаний, включая сертификационные
Слайд 47Технологические территориальные кластеры
объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и
сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями
территориальной близости
и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг
взаимодополняющие друг друга и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний
Слайд 48 Система венчурного инвестирования в России
Принята правовая форма венчурного
фонда –
Закрытый ПИФ Венчурных инвестиций
Государственные программы
Региональные венчурные фонды
РВК
РИФИКТ
Сети бизнес-ангелов – частных инвесторов (десять сетей)
Фондовый рынок для продажи акций венчурных компаний
РТС – РИИ - (500 до 5 000 млн. рублей)
Сектор на ММВБ – (100 до 5 000 млн. рублей)
Слайд 49ОАО «Российская венчурная компания» www.rusventure.ru
РВК создана в 2006 году
по решению Правительства РФ как фонд венчурных фондов с целью
создания собственной венчурной индустрии. В конце 2007 году уставной капитал РВК достиг
30 млрд.рублей.
Функции РВК:
Создание венчурных фондов.
Поддержка российских инновационно-технологических компаний
Продвижение наукоемкой высокотехнологической продукции на международных рынках
Утверждены правила - частные инвесторы могут выкупить долю РВК в бизнесах, инвестируемых созданными венчурными фондами по начальной стоимости плюс 5% в год, но не выше среднего уровня инфляции.
Слайд 50Фонд «посевного» инвестирования ОАО «РВК» www.rusventure.ru
Инновационная компания может претендовать
на получение инвестиций в размере не более 25 млн. руб.
Обязательным
условием предоставления инвестиций, является наличие частного со-инвестора на не менее, чем 25% от необходимых средств.
С целью повышения эффективности и масштаба процесса финансирования инновационных компаний на «посевной» стадии, ОАО «РВК» будет мотивировать частных инвесторов и управляющие команды («венчурных партнеров»), предоставляя им права на выкуп своих долей.
Слайд 51Фонд инфраструктурных инвестиций
ОАО РВК («ИнфраФонд РВК»)
Цель - предоставление рынку
набора сервисов и услуг, необходимых технологическим компаниям в области маркетинга,
финансов, юриспруденции и других
ИнфраФонд предоставляет не более 75% от объема инвестиционной потребности инфраструктурных компаний в денежной, имущественной формах, либо в виде прав на результаты интеллектуальной деятельности в сумме (эквиваленте) не более 100 млн. рублей на первом раунде инвестирования;
Слайд 52Пример инвестиций
Фонда посевных инвестиций РВК
Медбиофарм (г.Обнинск) разработал тест
системы ранней диагностики инфаркта по выделяющимся антителам.
Если обнаружить в первые
6-7 часов, то омертвления сердечной мышцы не будет
Стадия – прототип
Инвестиции 28 млн.руб. (21 м.р. – ПФ, 7м.р. – МБФ)
Посевной Фонд РВК – 44% с учетом вклада акционеров и предоставлением права выкупа
Менеджеры через год взяли кредит под контракт с РЖД и выкупили долю ПФ РВК, заплатив на 30% дороже
Слайд 53Программы Фонда содействия
Старт – 550 проектов в год
Финансирование МП 1-3-й
годы по 1 млн.руб., 2 млн.руб., 3 млн.руб.
УМНИК – 1500
грантов
Финансирование физ.лица 18-28 лет по 200 тыс. рублей два года
Пуск - Финансирование совместных инновационных проектов МП и вуза
ТЕМП - Финансирование МП для доработки технологии по лицензии вуза
Развитие - Софинансирование МП для НИОКР
Ставка - Финансирование части процентной ставки МП по кредиту или лизингу
Слайд 54Недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса
Объем программ Small Business
Innovation Research (SBIR) Program и Small Business Technology Transfer (STTR)
Program в США составляет 2 млрд. долларов,
в России «инновационный» компонент федеральной программы поддержки малого инновационного бизнеса эквивалентен примерно 67 млн. долларов,
размеры Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – примерно 113 млн. долларов
Слайд 554. Схема венчурного инвестирования
Слайд 56Венчурное инвестирование
Инвестиции в обмен на долю в Уставном капитале растущей
компании с целью получения прибыли после продажи этой доли через
определенное время.
Венчурное инвестирование – не предполагает залога и материальной ответственности получателя инвестиций.
Слайд 57Выход из бизнеса
(продажа венчурным инвестором своей части уставного капитала)
Продажа
своей части бизнеса другим участникам компании
Продажа своей части бизнеса крупным
заинтересованным менеджерам со стороны
Продажа своей части бизнеса менеджерам собственной компании
Продажа своей части или всего бизнеса более крупным фондам
Продажа части или всего бизнеса стратегическим инвесторам
Продажа бизнеса на бирже (IPO)
Слайд 58Цели поиска объектов
венчурного инвестирования
1. Интеллектуальная собственность на глобальном рынке
в сочетании с рыночными активами и адекватной командой
2. Потенциал нелинейного
роста продаж в зависимости от определенного ресурса
Слайд 59Соотношение научной (% от ВВП)
и патентной активности (на 1
млн. жителей)
Слайд 60
Инвесторы
бизнесов повышенного риска
Бизнес-ангелы, некоммерческие фонды
От 250 т.р. до
12 млн.р.
Слайд 61Распределение долей
участников инновационного бизнеса
Слайд 62Как зарабатывают инвесторы фонда
и управляющая компания
Исходный объем фонда –
80 млн долларов
Расходы УК – 2 млн. дол. в год
(5 лет) – 10 млн. долларов
Проинвестировано в проекты – 70 млн. долларов
Рост капитализации всех компаний за 5 лет – 5 кратный
Суммарная цена портфеля фонда через 5 лет – 350 млн.
Обычная схема выплат ( без учета налогов) –
Возврат суммы 80 млн. долларов инвесторам фонда (иногда
с учетом стоимости этих денег во времени по ставке 5%
80*(1+0,05)5= 102 млн.дол
Остаток 248 млн. дол. распределяется в пропорции:
20% - УК = 49,6 млн.дол.
80% - Акционерам согласно их вкладам = 198,4 млн.дол.
Слайд 63Процесс отбора венчурных бизнесов
Слайд 64За 2012 год рынок венчурных инвестиций в России более чем
удвоился
Венчурные инвестиции путем приобретения неконтрольных долей российских проектов в сфере
информационных, биологических или промышленных технологий
2012 г. - $910,6 млн.
2011 г. - $400 млн .
Более 70% инвестиций вложено в IT и интернет-проекты
в 2012 г. была заключена 201 венчурная сделка.
Состоялось 12 выходов из ранее профинансированных компаний, на этом инвесторы заработали $372 млн,
Выдано 700 грантов на $150 млн.
Слайд 65Наиболее востребованными у венчурных инвесторов в 2012 году были проекты
в сфере электронной коммерции:
с такими проектами было проведено более
50% сделок
Инвесторы стали больше интересоваться стартапами, связанными с IT в медицине, образовании, финансах, т. е. в тех отраслях, которые традиционно важны в реальной жизни и у которых хороший потенциал для развития в интернете.
Желание инвестировать в российские стартапы изъявили
в 2012 г. - 160 фондов.
в 2011 г. - 110-120 фондов
Слайд 66Критерии отбора бизнес-предложений в венчурном фонде
«Инновационные решения»
Уникальные технологии и
ноу-хау;
Профессиональная команда управляющих;
Рабочий прототип продукта;
Понятная и прозрачная
бизнес-модель;
Ориентация на глобальный рынок
Слайд 67Анализ конкретной ситуации
Выход ФПИ РВК из компании «МАРОМА Технологии»
Слайд 68Компания ООО «МАРОМА Технологии»
Производство высокотемпературных шаровых кранов из износостойких
керамико-металлических материалов (Керметов)
для эксплуатации в условиях абразивных сред и температуры
до 6000С
Проект направлен на замещение импортной продукции изделиями отечественного производства по цене как минимум в три раза меньшей
Слайд 69Инвестиционная история
Первое финансирование в проект «МАРОМА» было осуществлено по
программе «СТАРТ» Фонда содействия
ФПИ РВК в уставном капитале ООО имел
25,5% с осени 2010 г. с целью создание и доведение прототипа до уровня коммерческого продукта.
Осенью 2012 г. ФПИ РВК продал свою долю в уставном капитале Управляющей компании «Сберинвест» с доходностью 50% годовых
Слайд 70Рынок Компании ООО«МАРОМА Технологии»
Отрасли — основные потребители запорной трубопроводной арматуры:
нефтепереработка (доля рынка 30%),
горная металлургия — глинозёмные, магниевые, калийные производства
(30%),
коксохимия (10%),
нефтехимия (10%),
целлюлозно-бумажная отрасль (10%).
Общее количество подлежащей замене запорной арматуры составляет более 1,0 млн шт.
Слайд 71Перспективы развития
При удешевлении шаровых кранов в 3–5 раз относительно
импортных аналогов
спрос на них составит ориентировочно 30–40 тыс. шт.
ежегодно,
потенциальный объём рынка для компании по всей номенклатуре кранов в течении нескольких лет составит 3–4 млрд руб
Ключевой фактор успеха реализации проекта - отсутствие конкурентов-производителей шаровых кранов с затворными узлами из твердосплавных керметов
Слайд 72Цель инвестиций УК «Сберинвест» в
Компанию ООО«МАРОМА Технологии»
1.
Организация серийного производства шаровых кранов DN50 и PN40
2. Дальнейшее
расширение номенклатуры выпускаемых кранов и иных износостойких изделий с использованием разработанных технологий с учетом потребностей рынка
Слайд 735. Особенности инновационно-технологического бизнеса
Слайд 74Взаимосвязанные особенности инновационно-технологического бизнеса
Маркетинговые
Правовые
Финансовые
Организационные
Кадровые
Слайд 75
Технологические
инновации
Рыночные
инновации
Организационные
инновации
HR
инновации
Айсберг инноваций
Подобно айсбергу, технологии часто оказываются
«на поверхности» инновационного процесса
Технология, однако, зачастую не является ключевым фактором
успеха
Указанные аспекты инновационной деятельности на самом деле существенно перекрываются и взаимно дополняют друг друга
Слайд 76Маркетинговые особенности
инновационно-технологического бизнеса
Слайд 77Проверка концепции нового товара на потенциальных покупателях
Концепция товара – конкретное
предложение рынку в терминах потребителя
Проверка концепции товара - апробация на
возможных покупателях
Результаты проверки концепции товара:
понятно и достоверно для покупателей
покупатели подтверждают наличия преимуществ
степень удовлетворения покупателей
намерение покупателей купить
предполагаемая цена
предложения покупателей по улучшению
Слайд 78Результаты опроса потенциальных покупателей нового технологичного продукта
Анализ барьеров для выхода
на рынок (патенты, таможенные и торговые правила и пр.)
Анализ
рисков
Оценка ресурсов капитала и труда
Оценки возможных доходов
Слайд 79Правовые особенности
инновационно-технологического бизнеса
Слайд 80Создание инновации – процесс производства интеллектуальных ресурсов нового бизнеса
Идея нового
товара
Лабораторный образец
Опытный образец
Анализ продаж малой серии
Обоснование решения:
о серийном
выпуске,
о системе сбыта,
о послепродажном обслуживании
Зн1 + Зн2 + ……+ ЗнN = Знi
N
i = 1
Слайд 81Структура интеллектуальных ресурсов
нового бизнеса
Знi =Знi форм +
Знi неформ
1. Формализованное знание (документированное, кодифицированное) –
Результаты научно-технической
деятельности на материальном носителе
2. Неформализованное знание
(скрытое, недокументированное) –
Технические элементы: ноу-хау, умения, навыки
Творческий потенциал: опыт, способности
Слайд 82Правовая охрана интеллектуальной собственности как интеллектуальных ресурсов
Формализованное знание –
Оформление
и регистрация:
объектов авторского и патентного права
коммерческой тайны
Неформализованное знание –
Комплексное
соглашение между работодателем и автором о:
конфиденциальности
передаче прав на полученные результаты
Слайд 83Вопросы интеллектуальной собственности в инновационном бизнесе
Подтверждение определенности собственника
Определение объема прав,
которые могут повлиять на коммерциализацию
Наличие охранных документов
Анализ исследований на патентную
чистоту и патентоспособность
Слайд 84Финансовые особенности
инновационно-технологического бизнеса
Слайд 85Изменение вероятности получения инвестиций на разных этапах развития проекта
Время
Вероятность получения
инвестиций
Концепт
Лабор. образец
Прототип
Продажа опытных партий
Серийное производство
Слайд 86Источники финансирования
инновационных проектов
Личный капитал предпринимателей (или капитал друзей/родственников)
Частные инвестиции
Государственная поддержка
Венчурное инвестирование
Предварительное финансирование поставщиками и заказчиками
Средства стратегического
партнера
Слайд 87Источники финансирования
Личные или благотворительные средства
SWEAT EQUITY AND PERSONAL SAVINGS
SEED CAPITAL
PREVENTURE
CAPITAL
VENTURE
CAPITAL
Программа СТАРТ
Бизнес - ангелы
Фонд Содействия
Бизнес - ангелы
Венчурные фонды
Проекты государственного значения
КОНЦЕПЦИЯ
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ПРОТОТИП
ОПЫТНЫЙ ОБРАЗЕЦ
ПЕРВЫЕ ПРОДАЖИ
РАСШИРЕНИЕ ПРОДАЖ
Слайд 88
Необхо-димое
финанси-рование
50-70т.р.
150-250т.р.
300-750т.р.
500-1200т.р.
1-3 млн. р.
Средняя стоимость работ
на этапах инновационного бизнеса
www.ifti.ru
Этап проекта
Слайд 89Организационные особенности инновационно-технологического бизнеса
Слайд 90
Схема коммерциализации разработки
Слайд 91Стадии развития
венчурного инновационного бизнеса
Знания
идея
бизнеса
Деньги
выход
Слайд 92Хронология развития успешного инновационного бизнеса
1. Научные знания.
2. Бизнес-идея.
3. Бизнес-план.
4. Созданная
компания.
5. Защита ИС.
6. Прототип.
7. Лицензии, сертификаты, КД.
8. Производство и первые
продажи.
9. Увеличение объема продаж.
10. Котировки и выход.
«Seed» (Посевная стадия) - это стадии 5 – 7
«Start-up» (Старт-бизнеса) -это пункт 8, 9, 10
Слайд 93Кадровые особенности инновационно-технологического бизнеса
Слайд 94Определяющий вклад менеджмента
в прирост стоимости инновации
Основной прирост стоимости
инновации идет не только от величины затрат при выполнении работ
на каждой из стадий инновационного проекта
Определяющий вклад вносят эффективные управленческие решения, принимаемые особенно на ранних стадиях
В этот период продукт и рынок еще носят гипотетический характер.
Слайд 95Ролевые функции участников инновационного бизнеса
Автор
Менеджер
Предприниматель
Стратегический партнер
Инвестор
Слайд 96Обучения команд
инновационных бизнесов (проектов)
Разработка обеспечивающих функций для планирования работ
в своей компании, в т.ч.:
Экспресс-оценка коммерческой привлекательности инновационного бизнеса
Правовая обоснованность
инновационного бизнеса
План маркетинга инновационного бизнеса
2. Обучение навыкам управления путем разработки плана проекта и системы управления для своей проектно-ориентированной компании
3. Внедрение системы управления в своей компании с участием консультантов
Слайд 97Инновационный проект создания нового товара
Инновационный проект – это:
предпроектная и
прединвестиционная фазы инвестиционного проекта
план разработки бизнес-плана, т.е.
план разработки
обоснования управленческого решения о серийном выпуске, сбыте и послепродажном обслуживании
Слайд 99Структура управления на каждой стадии инновационного проекта
Цель выполнения работ
Результаты
выполненных работ
Результаты информационных исследований
Факторы для принятия решения о целесообразности следующей
стадии
Слайд 100Инструменты управление
инновационным проектомя
Декомпозиция при планировании
Составление смет разного уровня
Формирование списка
конкретных работ, оценка их продолжительности
Создание непосредственно плана проекта, сбор остальных
результатов и их обобщение
Управление рисками
2.1 Компенсация риска – система материальных и информационных резервов
2.2 Диссипация риска
диверсификация деятельности на разных рынках
распределение риска между смежниками с фиксацией ответственности при неудаче
дробление рынка сбыта и рынка поставщиков
Слайд 1016. Структура презентации заявки на венчурное инвестирование
Слайд 102Структура краткой информации о бизнес-предложении
для венчурного инвестирования
(elevator pitch)
1. Подтверждение
привлекательных (лучших по сравнению с конкурентами) потребительских свойств нового продукта/технологии
2. Перспективы рынка нового продукта/технологии, договоренности с будущими покупателями, уже состоявшиеся продажи
3. Ожидаемая рентабельность нового продукта, хотя бы некоторые выигрышные экономические характеристики нового продукта
4. Требуемая сумма венчурных инвестиций с обоснованием зачем, на какие цели нужны инвестиции
5. Предлагаемые условия инвестору.
Слайд 103п.1. - Подтверждение привлекательных потребительских свойств нового продукта / технологии
Краткое
описание сути технологического новшества, в чем оригинальность
Сравнение основных потребительских
свойств предлагаемого продукта / технологии по сравнению с существующими на рынке (в табличной форме)
Результаты патентных исследований нового продукта / технологии согласно ГОСТ Р.15.011-96
на патентоспособность
Слайд 104п. 2. - Перспективы рынка
нового продукта / технологии
Концепция товара
– конкретное предложение рынку в терминах потребителя
Проверка концепции товара -
апробация на возможных покупателях
Результаты проверки концепции товара:
понятно и достоверно
подтверждение наличия преимуществ
степень удовлетворения
намерение купить
предполагаемая цена
предложения по улучшению
Слайд 105 п.3. - Выигрышные экономические характеристики нового продукта / технологии
План расходов
и приходов денежных средств
Доказательства возможности поступлений денежных средств (договора о
поставках, протоколы о намерениях, данные по продажам похожих конкурентов,….).
Анализ расходов в связи с существующими рисками
Слайд 106п.4. - Требуемая сумма венчурных инвестиций с обоснованием
зачем, на
какие цели нужны инвестиции
Инновационный проект –
это план работ
на инновационном этапе жизненного цикла продукта
с целью разработки обоснования управленческого решения о серийном выпуске, сбыте и послепродажном обслуживании
Слайд 107п.5. - Предлагаемые условия инвестору
Какую долю инвестируемого бизнеса готовы передать
инвестору?
Кто купит через несколько лет эту долю инвестора, за какую
сумму и откуда такая сумма у него появится:
менеджеры инвестируемой компании
заинтересованные лица со стороны
другие фонды
стратегические инвесторы
Слайд 108Структура краткой презентации
для ФПИ РВК
Новизна, инновационность, венчурная составляющая идеи
Сценарии
использования нового продукта
Портрет покупателя, его поиск и привлечение
Источники дохода
Конкуренты и аналоги, конкурентные преимущества
План проекта , с чего начинать реализацию проекта
Команда проекта
Слайд 109Домашнее задание
Экспресс-оценка
коммерческого потенциала
идеи нового продукта / технологии
Quicklook
Слайд 110Экспресс-оценка идеи
нового продукта / технологии
Последовательность шагов для уточнения коммерческого потенциала
прикладной идеи на ранней стадии :
Уточнение мнения автора
Получение представления о
потенциальных рынках
Составление «портрета» конечных пользователей
Сбор и анализ информации от экспертов (потенциальных покупателей0
Уточнение преград и возможностей
Слайд 111Контакты с Автором
Это - важный первый шаг в анализе технологии.
Автор лучше всех знает:
суть технологии,
стадию разработки,
причину разработки технологии
Типовые
вопросы к автору:
Какие особенности технология имеет, которые не были доступны на рынке?
Какие выгоды эта технология предлагает?
Для каких рынков это является применимым?
Слайд 112Вопросы для интервью возможных покупателей
Нужна ли Вам новая технология или
новый продукт? Почему? Какую проблему для Вас новый продукт решает?
Какие
подобные продукты находятся на рынке и по каким ценам?
Что сочли бы доказательством выполнения заявляемых параметров будущей новой технологии или нового продукта?
Готовы ли купить новую технологию или новый продукт? По какой цене?
Какие предложения по улучшению нового товара могли бы высказать?
Какие преграды на рынке существуют для нового товара?
Какие возможности можно предложить новому товару?
Слайд 113Структура отчета о проведенной экспресс-оценки идеи нового продукта / технологии
Описание
Технологии
Потенциальные Выгоды
Потенциальные Коммерческие Рынки
Интерес Рынка
Статус Развития Технологии
Статус Интеллектуальной собственности Технологии
Конкурирующие
Технологии и Конкуренты
Барьеры к Входу Рынка
Рекомендации
Приложения
Слайд 114Выбор проектов для анализа
из БД конкурса «Русские инновации»
http://www.inno.ru/projects/
Команды слушателей
выбирают среди заявок, присланных на конкурс «Русские инновации» новую технологию
или новый продукт, коммерческий потенциал которого им предстоит оценить
В.Г. Зинов
логин– zinov, пароль – p6091
Слайд 115Приглашаем к сотрудничеству!
Зинов Владимир Глебович
м.т. 8-909-680-20-22
р.т. (495)
564-84-68
zinov@anx.ru
www.fitb.ane.ru