Слайд 1Выбор места мостового перехода
Слайд 2Положение мостового перехода в большинстве случаев влияет на направление и
(или) положение трассы проектируемой дороги.
Проект строительства моста через р. Каму
и р. Буй в Удмуртии.
Строительство вантового моста на о-в Русский в г. Владивостоке. Срок окончания строительства было приурочено к проведению саммита «АТЭС» в 2012 году
Слайд 3 На выбор места мостового перехода, в свою очередь, в общем
случае оказывают влияние следующие многочисленные факторы:
Общее направление проектируемой линии;
Морфологические и
гидрологические характеристики реки;
Инженерно-геологические условия;
Требования судоходства и др.
Далее рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно.
Слайд 4 1. Место мостового перехода должно быть, по возможности, ближе к
кратчайшему направлению железнодорожной линии для достижения её наименьшего удлинения.
Особенно большое
значение этот фактор имеет при проектировании грузонапряженных ж.д. (уменьшение перепробега и эксплуатационных расходов) и высокоскоростных магистралей (уменьшение времени хода поезда).
Однако, при большой стоимости моста, может быть экономически целесообразным и отклонение трассы (т.е. её удлинение) для устройства перехода в более благоприятном месте.
В общем случае или ориентировочно:
Если В≤100 м, то место перехода подчиняется направлению ж.д.;
Если 100Если В≥1000 м, то трассы подчиняется месту мостового перехода.
Слайд 5 2. Ось мостового перехода, по возможности, должна быть перпендикулярна оси
русла и общему потоку воды при паводке или половодье.
При этом
длина моста, пойменных насыпей и регуляционных сооружений, а также их стоимость будет минимальной (рис.1).
Более безопасными при этом будут и условия судоходства или лесосплава.
Русло также должно быть устойчивым (в плане) и прямолинейным (рис.2).
Рисунок 1
Рисунок 2
Слайд 6 3. В пределах ширины разлива реки следует избегать устройства кривых.
В
противном случае образуются зоны возможного усиленного размыва пойменных насыпей или
экологически неблагоприятные зоны застоя воды (и скопления загрязнителей) и возможного прорыва насыпи.
Размещение кривых на поймах должно быть обосновано.
Слайд 7 4. На участке мостового перехода, желательны узкие поймы с повышенными
отметками, не заболоченные, по возможности без озер, протоков и стариц
(староречий).
Это обеспечит меньшую протяженность и высоту пойменных насыпей и регуляционных сооружений, а может быть и отсутствие последних. При этом должны быть удобными и подходы к мосту.
5. Не следует пересекать реку в местах: возможного образования наледей, заторов льда, «заломов» сплавляемого леса (т.к. это может вызвать не предусмотренные в расчетах дополнительные подъем уровня воды и нагрузки на опоры), а также в местах разветвления русла на рукава с наличием островов (т.к. при этом увеличивается отверстие и длина моста).
Слайд 8 6. Следует избегать пересечения рек вблизи мест впадения крупных водотоков
с низовой стороны из-за образования наносных скоплений в районе моста
и появления непрогнозируемых русловых деформаций у его опор.
7. При необходимости следует рассматривать варианты возможного спрямления русла с устройством запруд.
8. По инженерно-геологическим условиям предпочтительнее участки реки, где коренные и плотные породы залегают на более высокий отметках.
Исключены переходы на участках распространения карста (размываемых и вымываемых пород).
Следует избегать укладки трассы в пределах оползневых припойменных косогоров.
Слайд 9 9. При пересечении реки вблизи гидроузла трассу ж.д. необходимо располагать
с учетом гидротехнических особенностей его работы. Проектом гидроузла может быть
предусмотрено пересечение водотока железной дорогой по плотине.
10. С целью повышения безопасности створ мостового перехода лучше располагать выше по течению относительно подводных газо- и нефтепроводов на расстоянии от 75 до 350 м в зависимости от категории ж.д. и класса трубопровода.
11. В условиях города необходимо также учитывать:
задачи, которые решает мост (или подводный тоннель);
наличие удобных в экономическом и эксплуатационном плане подходов к мосту (застройку территории, расположение улиц и т.п.).
Правильный учет всего комплекса требований ведет к необходимости рассмотрения целого ряда возможных вариантов мостового перехода и выбора из их числа наиболее целесообразного (наилучшего).
Слайд 10Организация и состав инженерных изысканий мостового перехода
Слайд 11 1. Общие сведения об изысканиях мостовых переходов
В процессе комплексных изысканий
выполняются следующие виды работ:
инженерно-геодезические изыскания;
инженерно-геологические изыскания;
инженерно-гидрологические изыскания.
Данные, собранные в процессе
изысканий, должны обеспечивать возможность:
выявление и оценки вариантов проектных решений всех сооружений и устройств мостового перехода;
разработки проектной документации по выбранному варианту проектного решения.
Слайд 12
Изыскания условно можно разделить на 3 этапа: подготовительный, полевой и
камеральный.
В подготовительный период собирают, анализируют и обобщают данные о районе
реки на участке пересечения, а также материалы прошлых лет; разрабатывают задание и программу изысканий, также смету на изыскательские работы; получают разрешение на производство изысканий.
Полевые изыскания выполняются на местности непосредственно в районе мостового перехода.
Камеральный этап – это обработка данных полевых изысканий.
Основные сведения об инженерно-геодезических изысканиях получены на кафедре «Инженерная геодезия», об инженерно-геологических изысканиях – на кафедре «Основания и фундаменты» и об инженерно-гидрологических изысканиях – на кафедре «Гидравлика» («Водоснабжение, водоотведение и гидравлика»).
Слайд 13 2. Инженерно-геодезические работы.
Для проектирования моста, подходов к нему и регуляционных
сооружений необходимы подробные топографические и ситуационные планы участка реки и
прилегающей местности в зоне намечаемого мостового перехода.
Для этих целей производят:
рекогносцировочные работы по установлению рациональных вариантов трассы мостового перехода;
съемку общего генерального плана мостового перехода:
поперек реки в пределах ее разлива (с запасом до 2 м над наивысшим уровнем воды заданной вероятности превышения);
вдоль пойм реки вверх по течению (≈ на 1,5 ширины разлива) и вниз по течению (≈ на 1 ширину разлива);
съемку детальных планов полосы отвода ж.д. и полосы вдоль русла реки вверх и вниз по течению в пределах до 1,5 длины отверстия моста, но не менее 100 м в каждую сторону от створа мостового перехода.
Генеральный (общий) план снимают, как правило, в масштабах от 1:1000 до 1:10 000 в зависимости от ширины разлива, а детальные планы – в масштабе от 1:500 до 1:2000 с сечением горизонталей 0,5-1,0 м.
При наличии интенсивного руслового процесса для прогноза деформаций по возможности производят также многократные съемки границ русла реки.
Содержание большинства геодезических работ было закреплено в период геодезической практики.
Слайд 14 3. Инженерно-гидрологические работы.
Гидрологические изыскания (морфометрические и гидрометрические) включают в себя:
съемку
поперечного сечения реки по морфоствору;
проведение краткосрочных водомерных наблюдений для установления
связи уровней по оси перехода с опорным водомерным постом с длительным периодом наблюдений;
установление характеристики главного русла и пойм в районе морфоствора, необходимых для определения коэффициентов шероховатости;
установление УВВ, в том числе прошлых лет по опросам старожилов и по следам на местности;
определение уклонов поверхности воды при различных уровнях воды;
определение скорости течения воды;
измерение глубин водотока;
определение траекторий струй водотока;
определение расходов воды и распределение общего расхода между руслом и поймами и др. (изучение русловых процессов, ледового режима, установление соотношений между различными характеристиками: Q(H), v(H) и др.).
Гидрологические работы могут выполняться как наземным способом, так и с помощью аэрофотосъемки.
При изысканиях мостовых переходов выполняют, как правило, только морфометрические работы.
В необходимых случаях их дополняют материалами более трудоемких и более продолжительных гидрометрических работ.
Морфометрические работы обычно выполняют в межпаводковый период.
Гидрометрические работы позволяют получать данные об изменениях характеристик водного потока в течение года и за многолетний период, в том числе в период паводков и половодий.
Слайд 15 4. Инженерно-геологические работы.
В процессе инженерно-геологических работ решаются следующие задачи:
изучается геологическое
строение грунтов;
изучаются особенности режима и качественного состава подземных вод;
изучаются возможные
физико-геологические процессы, неблагоприятные для строительства и эксплуатации объекта;
прогнозируются возможные изменения инженерно-геологических условий в процессе строительства и эксплуатации;
осуществляется разведка месторождений строительных материалов и грунтов и др.
Результаты инженерно-геологических изысканий должны содержать:
данные о грунтах русла и пойм и т.п.;
выводы о возможности и целесообразности сооружения моста в том или ином створе;
информацию о необходимом укреплении участков русла, берегов и др.
Состав и объемы инженерно-геологических изысканий зависят:
от изученности района;
от сложности инженерно-геологических условий проектирования (могут быть как простые, так и сложные):
просадочные грунты;
вечномерзлые грунты;
подземные льды;
карст;
склоновые процессы;
русловые процессы;
и т.д.
от этапа проектирования;
от типа и конструкции сооружения и др.