Разделы презентаций


Теория поведения потребителей

Содержание

Литература:1. Экономическая теория: Учебник/под.ред. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: ИНФА-М, 2003г. С.89-118.2. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории: Макроэкономика, Микроэкономика: учебное пособие – СПб:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Лекция №8 Теория поведения потребителей
Понятие потребительского поведения, полезности, предельной полезности.
Кординалистский

подход исследования полезности
Ординалистский подход исследования полезности: кривая безразличия и норма

замены
Бюджетная линия и равновесие. Реакция на изменение дохода и цен
Лекция №8 Теория поведения потребителейПонятие потребительского поведения, полезности, предельной полезности.Кординалистский подход исследования полезностиОрдиналистский подход исследования полезности: кривая

Слайд 2Литература:
1. Экономическая теория: Учебник/под.ред. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина

и др. – М.: ИНФА-М, 2003г. С.89-118.
2. Андреев

Б.Ф. Системный курс экономической теории: Макроэкономика, Микроэкономика: учебное пособие – СПб: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000 г.с. 195 – 210
3. Экономическая теория: Учебник / под ред. Камаева – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2002 с.90-109
4. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / кол. авт.под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю. Юданова Финансовая академия при Правительстве РФ – М.: КНОРУС, 2006 с.148-182
5. История экономических учений: учебное пособие / под.ред. В.А. Автомонова, О.Онаньина, И.Макашевой – М.: ИНФАРА – М, 2006. с.205-206
Литература:1.   Экономическая теория: Учебник/под.ред. В.И. Ведяпина, А.И. Добрынина и др. – М.: ИНФА-М, 2003г. С.89-118.2.

Слайд 3Исследование теории потребительского поведения – Маржинальная школа (маржинализм) – 70

годы XIXв – XXв
Предмет изучения – поведение индивида (человека)
Достижение цели

– максимизация полезности
Метод изучения – предельный анализ (предельные величины)
Теория потребительского выбора
Теория предельной полезности
Проблема меновой ценности благ (пропорция обмена)
Исследование теории потребительского поведения – Маржинальная школа (маржинализм) – 70 годы XIXв – XXвПредмет изучения – поведение

Слайд 4 Маржинальная школа: 2 направления:


Кардиналистский

Ординалистский
подход (70г.XIXв ) подход(к.XIXв нач XXв )
попытки количественно относительный подход,
измерить полезность порядковый подход
ЮТИЛ. В. Парето, Е. Слуцкий,
У.Джевонс, К.Менгер Р.Аллен, Дж.Хикс
Л. Вальрос

Маржинальная школа: 2 направления:Кардиналистский

Слайд 5 Потребительское поведение

(выбор блага потребителем)


желание

доступность
(полезность блага) (возможность)

вкусы, покупательские денежные
намерения, предпочтения доходы

кривая безразличия бюджетная
линия
Потребительское поведение

Слайд 6 Рациональное поведение (экономическое понятие) это достижение максимальных

результатов при имеющихся ограничениях т.е. максимизация полезности

Рациональное поведение (экономическое понятие) это достижение максимальных результатов при имеющихся ограничениях т.е. максимизация полезности

Слайд 7Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей осуществляющих выбор

товаров с учетом цен и личного бюджета (денежных доходов)

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса покупателей осуществляющих выбор товаров с учетом цен и личного бюджета

Слайд 8 Полезность

удовлетворение

от потребления
товара или услуги
Общая Предельная
Полезность        удовлетворение

Слайд 9Оценка полезности: индивидуальна

субъективна
Оценка полезности: индивидуальна

Слайд 10Общая полезность (ТИ) удовлетворение полученное от потребления всего набора единиц

товара (услуг) в определенный период времени

Общая полезность (ТИ) удовлетворение полученное от потребления всего набора единиц товара (услуг) в определенный период времени

Слайд 11Предельная полезность (МИ) приращение (увеличение) общей полезности в результате потребления

дополнительной единицы данного товара (услуги)

Предельная полезность (МИ) приращение (увеличение) общей полезности в результате потребления дополнительной единицы данного товара (услуги)

Слайд 12ЮТИЛ (util): воображаемая единица (мера) удовлетворения потребности от потребления товара

(мера измерения полезности)

ЮТИЛ (util): воображаемая единица (мера) удовлетворения потребности от потребления товара (мера измерения полезности)

Слайд 13Полезность, цена, доход – содержание теории поведения потребителя. Особенно сильно

влияет на поведение потребителя: социальный статус и доход

Полезность, цена, доход – содержание теории поведения потребителя. Особенно сильно влияет на поведение потребителя: социальный статус и

Слайд 142 вопрос
Кардинализм (кардиналистский подход)

Полезность (общая, предельная) как психологическая реальность которую

можно измерить с помощью абсолютных величин (Ютел)
Проблема не была решена

так как измерить количественно полезность невозможно, но косвенно в деньгах можно (Маршал)
2 вопросКардинализм (кардиналистский подход)Полезность (общая, предельная) как психологическая реальность которую можно измерить с помощью абсолютных величин (Ютел)Проблема

Слайд 15Полезность товара – это его потребительский эффект сопоставимый и соотносимый

покупателем с уплаченными за них деньгами
«Овчина выделки не стоит»
«Это

того не стоит»
Полезность товара – это его потребительский эффект сопоставимый и соотносимый покупателем с уплаченными за них деньгами «Овчина

Слайд 16 Полезность в увязке с закономерностью процесса потребления –

по мере насыщения потребностей напряженность потребностей убывает – закон убывающей

предельной полезности (1й закон Госсена)
Полезность в увязке с закономерностью процесса потребления – по мере насыщения потребностей напряженность потребностей убывает

Слайд 17Меновая ценность благ – пропорция их обмена. Условия при которых

достигается максимальный уровень удовольствия (2й закон Госсена)


Меновая ценность благ – пропорция их обмена. Условия при которых достигается максимальный уровень удовольствия (2й закон Госсена)

Слайд 18Рис. Общая и предельная полезность
ТИ – общая полезность
МИ – предельная

полезность
Линия предельной полезности является также линией спроса (если полезность выразить

в денежных единицах и полезность денежных единиц неизменна)
Рис. Общая и предельная полезностьТИ – общая полезностьМИ – предельная полезностьЛиния предельной полезности является также линией спроса

Слайд 19Если добавление дополнительной единицы потребительского блага не увеличивает общего уровня

полезности значит исходные состояние является оптимальным (равновесным) т.е. достигнута максимизация

полезности
Если добавление дополнительной единицы потребительского блага не увеличивает общего уровня полезности значит исходные состояние является оптимальным (равновесным)

Слайд 20На основе данных построить график общей полезности (ТИ), предельной полезности

(МИ). Полезность выразить в денежных единицах (1 руб=2 ЮТИЛЯ) и

построить кривую спроса

На основе данных построить график общей полезности (ТИ), предельной полезности (МИ). Полезность выразить в денежных единицах (1

Слайд 21Парадокс воды и алмаза (XIX век) А.Смит
Полезность воды?
Полезность алмазов?
Почему цена

алмазов > цены на воду?

Парадокс воды и алмаза (XIX век) А.СмитПолезность воды?Полезность алмазов?Почему цена алмазов > цены на воду?

Слайд 22 Величина запасов воды и алмазов

Вода

Алмаз
Q-много Q-мало (редкость)
общая полезность общая полезность
велика (ТИ) низка (ТИ)
предельная полезность предельная полезность
низкая (МИ) высокая (МИ)
Цена (Р) низка Цена (Р) высока

Цена определяется не общей, а предельной полезностью

Величина запасов воды и алмазовВода

Слайд 233 вопрос
Ординализм – методологический подход основан на ранжировании (порядковом сравнении)

благ потребителем → блага выстроить в ряд в порядке убывания

их ценности (полезности) - субъективизм индивидуальных оценок (суверенитет потребителя)
3 вопросОрдинализм – методологический подход основан на ранжировании (порядковом сравнении) благ потребителем → блага выстроить в ряд

Слайд 24Максимизация полезности – методом выбора наиболее предпочтительного набора благ. Полезность

– это порядковая предпочтительность благ. Перемещение данного набора благ


по пирамиде сравнительной ценности показывает снижение удовлетворения потребителей
Максимизация полезности – методом выбора наиболее предпочтительного набора благ. Полезность – это порядковая предпочтительность благ. Перемещение данного

Слайд 25Для анализа потребительских предпочтений служит кривая безразличия – линия показывающая

различные сочетания (комбинации) товаров и услуг, дающие одинаковый уровень полезности

Для анализа потребительских предпочтений служит кривая безразличия – линия показывающая различные сочетания (комбинации) товаров и услуг, дающие

Слайд 26Рис: кривая безразличия
Любая комбинация товаров (любая точка на линии) имеет

равную общую полезность т.е. потребителю безразлично какую из этих комбинации

выбрать



Qx

A

Б

С

Е

F

H

K

Комбинация К имеет для потребителя большую полезность, а точка Н меньшую полезность чем любая точка на кривой безразличия

Рис: кривая безразличияЛюбая комбинация товаров (любая точка на линии) имеет равную общую полезность т.е. потребителю безразлично какую

Слайд 27Рис: Карта безразличия
Совокупность кривых безразличия – вкусы, предпочтения потребителей. Комбинация

товаров лежащих на более высоких кривых → большая полезность




i4
i3
i2
i1

Рис: Карта безразличияСовокупность кривых безразличия – вкусы, предпочтения потребителей. Комбинация товаров лежащих на более высоких кривых →

Слайд 28A,B,C,E,F – различные варианты разнообразных наборов благ (в разной степени

взаимозаменяемых)
Измерить количественно взаимозаменяемость - предельная норма замены
MRS = ∆Qx /

∆Qy при U – const
MRS – предельная норма замещения благ у и х. Qx и Qy количество взаимозаменяемых благ у и х.
A,B,C,E,F – различные варианты разнообразных наборов благ (в разной степени взаимозаменяемых)Измерить количественно взаимозаменяемость - предельная норма заменыMRS

Слайд 29Предельная норма замещения (замены)
- количество одного блага на вертикальной оси

от которого потребитель готов отказаться ради замены его на единицу

блага, отмеченных на горизонтальной оси
Предельная норма замещения (замены)- количество одного блага на вертикальной оси от которого потребитель готов отказаться ради замены

Слайд 30Кривая безразличия:
Отрицательный наклон, т.к. норма замещения двух благ всегда отрицательная

величина

Выпуклость к началу координат (обычно) т.к. предельная норма замещения непостоянна
Разный

наклон (крутизна) показывает разную предельную норму замещения
Может принять вид прямой линии, если блага совершенно взаимозаменяемые
Может принять вид прямого угла, если блага совершенно взаимодополняемые
Кривая безразличия:Отрицательный наклон, т.к. норма замещения двух благ всегда отрицательная величинаВыпуклость к началу координат (обычно) т.к. предельная

Слайд 31Задача: построить кривую безразличия и определить предельную норму замены на

основе данных таблицы

Задача: построить кривую безразличия и определить предельную норму замены на основе данных таблицы

Слайд 32Набор яблок и конфет имеющие для потребителя равную суммарную полезность

Набор яблок и конфет имеющие для потребителя равную суммарную полезность

Слайд 33Для расчета предельной нормы замены
Почему происходит уменьшение предельной нормы замены

Для расчета предельной нормы заменыПочему происходит уменьшение предельной нормы замены

Слайд 34Вопрос №4



Потребительский выбор
Желание (вкусы, предпочтения) – кривая безразличия)
Возможность (доступность) –

бюджетная линия

Вопрос №4Потребительский выборЖелание (вкусы, предпочтения) – кривая безразличия)Возможность (доступность) – бюджетная линия

Слайд 35Потребитель имеет некоторую сумму денежных средств (М), которую он хотел

бы израсходовать на приобретение товаров Х и У, цены на

которые Рх и Ру.
Потребитель имеет некоторую сумму денежных средств (М), которую он хотел бы израсходовать на приобретение товаров Х и

Слайд 36Потребитель может поступить по-разному:
Израсходовать все деньги на приобретение товаров х

(М=х*Рх)
На приобретение товаров у (М=у*Ру)
Выбрать любой промежуточный вариант (комбинацию товаров)


М=Рх*х + Ру*у

Потребитель может поступить по-разному:Израсходовать все деньги на приобретение товаров х (М=х*Рх)На приобретение товаров у (М=у*Ру)Выбрать любой промежуточный

Слайд 37Ру*у=М - Рх*х
или у= М/Ру – (Рх/Ру)*х где М/Ру –постоянная

величина
Рх/Ру – коэффициент при переменной
Таким образом прослеживается функциональная связь между количеством приобретаемых товаров
Ру*у=М - Рх*хили у= М/Ру – (Рх/Ру)*х где М/Ру –постоянная

Слайд 38Графическое изображение этой связи в «пространстве товаров» - прямая линия

с отрицательным наклоном
Рис. Бюджетная линия потребителя (кривая бюджетных ограничений)
у
х
Поле возможностей

(поле выбора потребителей)
Графическое изображение этой связи в «пространстве товаров» - прямая линия с отрицательным наклономРис. Бюджетная линия потребителя (кривая

Слайд 39Ограниченность денежных доходов (личного бюджета) вынуждает покупателя делать выбор: одно

благо купить от другого отказаться.
Любая точка на бюджетной линии –

это выбор из вариантов товаров между которыми потребитель распределяет свой денежный доход или максимальный объем товаров, который при данном уровне цен потребитель может приобрести в рамках своего бюджета (доход израсходован полностью)
Ограниченность денежных доходов (личного бюджета) вынуждает покупателя делать выбор: одно благо купить от другого отказаться.Любая точка на

Слайд 40Рис. Смещение бюджетной линии

у
х
Когда кривая бюджетных ограничений может сместиться?

Рис. Смещение бюджетной линииухКогда кривая бюджетных ограничений может сместиться?

Слайд 41Смещение бюджетной линии:
Растут денежные доходы (цены не меняются) - повышается

платежеспособный спрос (вверх вправо)
2. Снижение денежных доходов (цены не меняются)

– снижается платежеспособный спрос (вниз, влево)
3. Растут цены на товары и услуги (доход не меняется) → (вниз влево)
4. Снижаются цены на товары и услуги (доход не меняется) → (вверх влево)
Смещение бюджетной линии:Растут денежные доходы (цены не меняются) - повышается платежеспособный спрос (вверх вправо)2. Снижение денежных доходов

Слайд 42 Повторить по лекции «Экономические показатели» понятия: номинальный доход,

реальный доход (номинальная заработная плата, реальная заработная плата)

Повторить по лекции «Экономические показатели» понятия: номинальный доход, реальный доход (номинальная заработная плата, реальная заработная

Слайд 43Пути роста благосостояния
Доходы растут, цены неизменны
Цены снижаются доходы неизменны
Доходы растут

быстрее чем цены (рост реальных доходов)

Пути роста благосостоянияДоходы растут, цены неизменныЦены снижаются доходы неизменныДоходы растут быстрее чем цены (рост реальных доходов)

Слайд 44Рис. Совместный анализ желаний и возможностей (карта безразличия и бюджетная

линия)





Е
i4
i3
i2
i1
у
Точка (Е) пересечения бюджетной линии с кривой безразличия (наиболее высокой)

– точка оптимального потребительского выбора или точка равновесия потребителя
Рис. Совместный анализ желаний и возможностей (карта безразличия и бюджетная линия)Еi4i3i2i1уТочка (Е) пересечения бюджетной линии с кривой

Слайд 45Е – у потребителя отсутствуют мотивы замены равновесного набора товаров

каким либо другим

Е – у потребителя отсутствуют мотивы замены равновесного набора товаров каким либо другим

Слайд 46Пока предельная полезность на единицу затрат хотя бы одного блага

выше чем другого потребитель будет перераспределять покупки в их пользу
Равновесие

будет достигнуто только тогда, когда предельная полезность на единицу затрат сравнивается у всех благ. Нет мотивов к изменению структуры расходов у потребителя
Пока предельная полезность на единицу затрат хотя бы одного блага выше чем другого потребитель будет перераспределять покупки

Слайд 47Максимизация полезности - покупатель действует в соответствии с законом равных

предельных полезностей на единицу своих денежных доходов

Максимизация полезности - покупатель действует в соответствии с законом равных предельных полезностей на единицу своих денежных доходов

Слайд 48Экономический рационализм – состояние индивида является равновесным, т.е. оно для

него в данных условиях наиболее выгодно по сравнению с возможными

альтернативами, т.е. оптимально
Экономический рационализм – состояние индивида является равновесным, т.е. оно для него в данных условиях наиболее выгодно по

Слайд 49Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска
(Учебник «Экономическая теория»

под ред. Видяпина стр. 231-232)

Поведение потребителя в условиях неопределенности и риска (Учебник «Экономическая теория» под ред. Видяпина стр. 231-232)

Слайд 50Законспектировать «Эффект замещения», «Эффект дождя»

Законспектировать «Эффект замещения», «Эффект дождя»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика