Слайд 1
Выполнение социального заказа
по подготовке специалистов для системы дошкольного образования
Санкт-Петербурга
Овечкина Т. А, к.п.н., зав. структурным подразделением «Институт детства» СПб АППО
Слайд 2 Нормативно-правовые основы развития образования в РФ
Стратегия развития образования:
Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013г. № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
Постановление Правительства СПб от 04.06.2014г. № 453 "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы
Слайд 3Введение ФГОС (общее образование):
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ
МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155)
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373 )
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ от17.12.2010г. № 1897 )
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (приказ МОиН РФ от 19.12.2014 г. № 1598)
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ МОиН РФ от 19.12.2014г. № 1599)
Введение Профессионального стандарта педагога (с 01.01.2017г.):
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н)
Слайд 4Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»
Статья 10 – дошкольное образование определено как
первый уровень общего образования (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее)
Статья 11 – вводится федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования
(ФГОС ДО вступил в силу с 01.01.2014 г.)
Слайд 5Перспективные направления развития дошкольного образования в Санкт-Петербурге
Обеспечение доступности и высокого
качества дошкольного образования
Внедрение ФГОС дошкольного образования
Развитие вариативных форм дошкольного образования
Развитие
инклюзивного образования
Повышение уровня квалификации руководящих и педагогических работников системы дошкольного образования
Обеспечение научно-методического сопровождения развития системы дошкольного образования Санкт-Петербурга
Слайд 6 Структура системы дошкольного образования Санкт-Петербурга
1059- государственные дошкольные образовательные
учреждения
79 – дошкольные отделения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного
образования детей
14- образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
36- частные дошкольные образовательные учреждения
(1188 ОУ)
Охват детей от 1 года до 7 лет дошкольными образовательными услугами составляет около 78% (в старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 лет – около 96%)
Слайд 7 Развитие вариативных форм дошкольного образования в Санкт-Петербурге
Группы общеразвивающей направленности;
Группы
компенсирующей направленности;
Группы оздоровительной направленности;
Группы комбинированной направленности (инклюзивное образование);
Группы по присмотру
и уходу для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет (обеспечивается комплекс мер по питанию, хозяйственно-бытовому обслуживанию, обеспечение личной гигиены, режима дня);
Разновозрастные группы (дети разных возрастов)
Семейные группы;
Службы ранней помощи для детей с ОВЗ;
Центры сопровождения ребенка с ОВЗ;
Логопедические пункты (для детей с нарушениями речевого развития).
Слайд 8В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ:
-
Дошкольное образование – первый уровень общего образования;
Любая школа вправе
реализовывать образовательные программы дошкольного образования (при наличии лицензии)
___________________________________________________
Необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя школы
Слайд 9 Профессиональные качества педагога, обеспечивающие его готовность работать в современных
условиях развития системы образования:
готовность и умение постоянно учиться;
готовность к переменам,
к освоению нового;
мобильность, ответственность, творчество.
Слайд 10 Квалификационные характеристики должностей работников образования
(приказ Минздравсоцразвития РФ
от 26.08.2010 № 761н)
Основные составляющие компетентности работников образования:
- профессиональная
- коммуникативная
- информационная
- правовая
Слайд 11Профессиональная компетентность:
качество действий педагога, обеспечивающих эффективное
решение педагогических проблем и профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях
педагогической деятельности; владение современными образовательными технологиями, в т.ч. технологиями педагогической диагностики и их постоянное совершенствование; использование новой литературы и др. источников информации, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Слайд 12 Коммуникативная компетентность:
качество действий педагога, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной
связи с другим человеком, установление контакта с обучающимися, родителями, коллегами; умение выработать тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи; публичное представлением результатов своей работы.
Слайд 13Информационная компетентность:
качество действий педагога, обеспечивающих эффективный поиск,
структурирование информации, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами;
использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов; работа с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами; ведение документации на электронных носителях.
Правовая компетентность:
качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и других нормативных документов для решения соответствующих профессиональных задач.
Слайд 14 Федеральный Закон РФ
«Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ)
Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников:
Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы воспитания и обучения.
Слайд 156.Учитывать особенности психофизического развития обучающихся.
7. Систематически повышать свой профессиональный уровень.
8.
Проходить аттестацию в установленном порядке.
9. Проходить медицинские осмотры.
10. Походить обучение
и проверку знаний по охране труда.
11. Соблюдать Устав образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка.
Слайд 16ФГОС дошкольного образования
Новая идеология образовательной деятельности;
Новая структура содержания
образования дошкольников (образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие
ребенка);
Ведущей составляющей ФГОС ДО являются требования к условиям реализации Программы (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим, финансовым);
Результаты освоения Программы – целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Слайд 17Организация введения ФГОС дошкольного образования в Санкт-Петербурге
Разработка «дорожных карт» на
уровне города, каждого района и образовательного учреждения – это планы
конкретных действий.
Определение перечня ДОУ-«пилотных площадок» по апробации ФГОС дошкольного образования.
Определение критериев готовности дошкольного учреждения к введению ФГОС дошкольного образования.
Проведение городского мониторинга стартовых условий всех дошкольных образовательных учреждений СПб
Определение плана повышения квалификации руководителей и педагогов ДОУ в контексте ФГОС ДО (на городском и районном уровне)
Организация постоянного информационного сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования
Слайд 18Требования к кадровым условиям реализации ФГОС
Квалификация педагогических работников должна соответствовать
квалификационным характеристикам «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. приказом МЗиСР
РФ от 26.08.2010г.№ 761н;
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей в соответствии с п. 3.2.5 ФГОС;
Профессиональное развитие педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительное профессиональное образование
Слайд 19Основные компетенции педагогов ДОУ
ФГОС ДО определяет основные компетенции, которыми должны
обладать педагоги:
обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с
каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
поддержку индивидуальности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных способностей детей;
построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Слайд 20 Новые умения педагогов в соответствии с ФГОС ДО
Участие в проектировании и разработке основной образовательной программы дошкольного образования,
создаваемой в ДОУ
Проектирование своей рабочей программы образовательной деятельности
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с образовательными областями ФГОС, видом группы, особенностями развития воспитанников
Овладение технологиями исследовательской, проектной деятельности с детьми
Освоение и организация вариативных форм взаимодействия с родителями воспитанников
Слайд 21Введение Профессионального стандарта педагога-новые компетенции
Участие в разработке программы развития образовательного
учреждения
Работа в условиях реализации инклюзивного образования
Работа с одаренными детьми
Обучение русскому
языку детей, для которых он не является родным
Работа с обучающимися, имеющими различные проблемы в развитии (ОВЗ), другими категориями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Слайд 22Участие педагогов ДОУ в инновационной деятельности
1.ОУ- Федеральные стажировочные площадки (ФСП)
2.ОУ-
Региональные инновационные площадки (РИП):
Экспериментальные площадки
Ресурсные центры
Педагогические лаборатории
3. ОУ - «пилотные
площадки» (апробация введения ФГОС, создание новых практик дошкольного образования)
Слайд 23 Участие педагогов
в профессиональных конкурсах
Цели:
- стимулирование инновационной деятельности педагогических коллективов образовательных организаций Санкт-Петербурга;
- оценка инновационных продуктов, новых практик образования, созданных в процессе инновационной деятельности образовательных организаций Санкт-Петербурга;
-выявление готовности представленных на конкурс инновационных результатов к системному внедрению в образовательных организациях Санкт-Петербурга.
Слайд 24Конкурс «Воспитатель года»
Формы участия педагогов:
Написание эссе на тему («Моя
философия дошкольного образования»)
Создание интернет-ресурса (личный сайт педагога, страничка сайта);
Представление творческой
презентации опыта работы;
Проведение педагогическое мероприятия с детьми;
Проведение мастер-класса (с педагогами);
«Педагогический брифинг» (участие в пресс-конференции).
Слайд 25 Желаем творческих успехов и достижений
в профессиональной деятельности!
Слайд 26
Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования
Тел. (812) 315-35-53
Сайт http://www.spbappo.ru
2016 год