Слайд 1Художественная культура
II половины XIX века
Слайд 2Все эти факты свидетельствовали о достаточно широком распространении в пореформенной
России книги, одной из важнейших культурных ценностей.
Общие условия социально-экономического
и общественного развития, подъем умственной и духовной жизни, некоторое смягчение цензуры, рост грамотности способствовали увеличению выпуска книг, журналов и газет.
В стране увеличилась полиграфическая база.
Среди издаваемых книг преобладали естественнонаучные, справочные, учебные.
В столицах и провинциальных городах к середине 90-х годов число книжных магазинов выросло примерно до 2 тыс.
Книгоиздательство
Большое развитие по сравнению с предшествующей эпохой получили различные формы культурно - просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки).
Слайд 3В начале 80-х годов для посещения была открыта картинная галерея
П. М. Третьякова. В 1893 г. он передал собрание своих
картин в дар Москве.
В пореформенное время получило широкое развитие частное коллекционирование
На основе частных собраний создавались национальные художественные музеи, доступные для широкого обозрения.
И. Крамской. П. М. Третьяков
Частное
коллекционирование
И. Е.Репин. П. М. Третьяков
Слайд 4Третьяковская галерея
Основана в 1856 г.
Крупнейшая в мире коллекция русского изобразительного
искусства
1892 г. - П.М. Третьяков передал свою художественную галерею в
дар г. Москве
1287 живописных
518 графических
произведений
русской школы,
75 картин
8 рисунков
европейской
школы,
15 скульптур
коллекция икон.
Слайд 5Третьяковская галерея
В.Г. Худяков. Стычка с финлядскими котрабандистами
Именно эта картина положила
начало галереи.
Слайд 6Третьяковская галерея
Н.Г. Шильдер. Искушение
Тема - искушения честной бедности. Разодетая в
кружева и ленты сводня предлагает девушке, живущей с больной матерью
скудным заработком от вышивки, дорогой браслет за благосклонность к мужчине, лицо которого еле видно в проеме двери.
Слайд 7Свое собрание русского прикладного искусства передал в 1905 г. Историческому
музею П. И. Щукин. Оно составило один из отделов музея.
В 1894 году в Москве был организован Литературно-театральный музей, основу которого составила обширная коллекция по истории русского и западноевропейского театра А. А. Бахрушина (ныне Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина).
Впервые появились краеведческие, мемориальные музеи.
При участии общественности в России было организовано много разнообразных по профилю музеев: исторических, естественнонаучных, художественных, промышленных, сельскохозяйственных.
Общее число музеев в стране выросло до 80. Особенностью их стала общедоступность.
П.И. Щукин
Музеи
Слайд 8В общей сложности ее посетили около 30 тыс. человек.
Общедоступность
многих музеев, развитие выставочного дела свидетельствовали о демократизации культуры.
Так,
выставки художников-передвижников, первая из которых была организована в 1871 г., стали впервые знакомить с русской живописью не только столичную, но и провинциальную публику.
Выставка открылась в залах Академии художеств, затем демонстрировалась в Москве, Киеве, Харькове.
В середине 80-х годов выставки передвижников происходили в 14 городах России.
Щукинский музей
Художники-передвижники
Музеи
Слайд 9Товарищество передвижных
художественных выставок
ТПХВ - это объединение российских художников
Время существования:1870-1923
гг.
Противопоставляли себя представителям официального академизма
(классического искусства)
Ведущий стиль – реализм (точная и объективная фиксация действительности)
Цели:
устройство во всех городах империи передвижных художественных выставок
доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством
развития любви к искусству в обществе
Слайд 10Крамской Иван Николаевич
Неизвестная
Александр III
Л.Н. Толстой
Слайд 11Крамской Иван Николаевич
Христос в пустыне
Сюжет картины связан с описанным в
Новом Завете 40-дневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он
удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.
Слайд 12Бурлаки на Волге
Передвижники. Репин Илья Ефимович
Бурлаки показаны в момент изнурительной
и отупляющей работы. Однако это не вызывает чувства уныния, безнадежности.
Наоборот, тяжелая поступь бурлаков, мощь тружеников — все это оставляет впечатление о внутренней силы народа, о великой силе России.
Слайд 13Передвижники. Репин Илья Ефимович
Иван Грозный и сын его Иван 16.11.1581
г.
Картина не понравилась Александру III, в результате чего 1 апреля
1885 года была запрещена к показу, тем самым став первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской Империи.
Слайд 14Передвижники. Репин Илья Ефимович
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Турецкий султан Мухаммад
IV послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира.
Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над ним.
Слайд 15Передвижники. И.Шишкин. Утро в сосновом лесу
Шишкину замысел картины подсказал Савицкий.
Медведей написал Савицкий в самой картине. Медведи получились у Савицкого
столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Многие жители России называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине 4 медведя. Во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».
Слайд 16Передвижники. И.Шишкин. Первый снег
Слайд 17Передвижники. И.Шишкин
На севере диком
Рожь
Корабельная роща
Слайд 18Передвижники. В.М. Васнецов. Три богатыря
Слайд 19Алёнушка
Васнецов В.М.
Витязь на распутье
С квартиры на квартиру
Слайд 20Передвижники. В.Перов. Последний кабак у заставы.
Слайд 21Передвижники. В.Перов. Тройка
Трое уставших и замёрзших детей тащат по зимней
улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками
на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Ледяной ветер дует в лицо детям. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми.
Слайд 22Передвижники. В.Перов.
Старики-родители на могиле сына
Картина написана на сюжет из
романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Она проникнута подлинным трагизмом, поражает
своим драматизмом, безысходной скорбью... Силуэт сгорбленных спин передает горькие переживания героев на могиле сына. Старики никак не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем.
Чувство одиночества стариков подчеркнуто и пейзажем заброшенного сельского кладбища. На могиле, где покоится «страстное, грешное, бунтующее сердце» атеиста Базарова, нет креста. Лишь тоненький кустик, выросший из нее, увенчан венком, подобным терновому венцу Христа.
Слайд 23Передвижники. Суриков В.И.
Утро стрелецкой казни
Слайд 24«Переход Суворова
через Альпы»
Меншиков в Берёзове
Суриков Василий Иванович
Слайд 25Боярыня Морозова
Передвижники. Суриков В.И.
Слайд 26Саврасов Алексей Кондратьевич
Грачи прилетели
Плоты
На картине изображено с. Сусанино Костромской
губернии. Изображена Воскресенская церковь, сохранившаяся до наших дней (сейчас в
церкви — музей Ивана Сусанина).
Слайд 27Куинджи Архип Иванович
Берёзовая роща
Берёзовая роща
Слайд 28Левитан Исаак Ильич
Над вечным покоем
На крутом высоком берегу стоит одинокая
деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами.
Существует мнение, что эта картина является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин. Город Плес. Ивановская область.
Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный
свято погребен
В такой же белой горестной рубашке...
Н. Рубцов
Слайд 29Левитан Исаак Ильич
Золотая осень
Слайд 30Левитан Исаак Ильич
Март
Вечерний звон
Березовая роща
Левитан очень любил свою родную природу,
часто он уединялся с ней находя в ней понимание ее
красоты, которые отразились в его пейзажах. Левитан даже в не очень хорошую погоду он находил свои редкие колоритные оттенки русской непогоды. Воспевая природу Верхней волги он показал миру его прекрасные шедевры.
Слайд 31Серов Валентин Александрович
Девочка с персиками
На картине изображена 12-летняя дочь Саввы
Мамонтова. Картина одухотворена невинным детским и счастливым взглядом.
«Всё, чего я
добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».
Слайд 32Марк Матвеевич Анткольский
Иван Грозный
Памятник Петру I в Таганроге
Слайд 33Александр Михайлович Опекушин
А.С. Пушкин
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не
зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Слух обо мне
пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Слайд 34Михаил Осипович Микешин
Памятник имеет монументальную форму колокола. Он увенчан сферой,
так называемой державой – символом царской власти, на которой расположена
скульптурная группа «Православие», олицетворяющая Божие покровительство над великой страной: фигура ангела, осеняющего крестом коленопреклонённую женщину в национальном русском костюме – символ России. Вокруг державы размещены шесть скульптурных групп, включающих фигуры русских исторических деятелей – князя Рюрика, Владимира Мономаха, Дмитрия Донского, Ивана III, Минина и Пожарского, Петра I. Он опоясан скульптурным фризом, на котором по окружности в технике горельефа изображены 109 портретов выдающихся исторических персонажей, представляющих собой «всех достойных людей, которые по разным отраслям знаний, ума, науки и т.п. способствовали возвеличению России». Четыре группы: «Просветители», «Военные люди и герои», «Государст-венные люди» и «Писатели и художники
Тысячелетие России
Слайд 35Михаил Осипович Микешин
Румянцев, Потемкин, Суворов
Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в
руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая
мантия, у ног возлегает корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного. Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи
Екатерина II
Слайд 36Исторический музей. А.Семенов, В.Шервуд.
Слайд 37М.Е. Салтыков-Щедрин
Ф.М.Достоевский
Литература
Слайд 38Н.А.Некрасов
И.С.Тургенев
Литература
Слайд 39А.П.Чехов
И.Шишкин
Литература
Живопись
Слайд 40Музыка. Могучая кучка
М.А. Балакирев . Увертюра «Русь», симфоническая поэма «Тамара»
М.П.
Мусоргский. Оперы «Борис Годунов», «Хованщина»
Ц.А. Кюи. Оперы «Кавказский пленник»,
«Капитанская дочка»
А.П. Бородин. «Князь Игорь»
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Псковитянка», «Сказка о царе Салтане»
Слайд 41Музыка. Петр Ильич Чайковский
Опера «Евгений Онегин»
Опера «Пиковая дама»
Балет «Лебединое озеро»
Балет
«Спящая красавица»
Балет «Щелкунчик»