Слайд 1Выявление отклоняющегося развития У младших школьников.
Каждый желает знать…!
ПОДГОТОВИЛА:
Педагог-психолог Обуховской
СОШ Ромашова И.В.
Слайд 3ЗАКОН Об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012
Статья 5. Право на
образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации
1.
В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (также см. ст. 19 Закона о социальной защите инвалидов в РФ №181-ФЗ от24.11.1995г.), для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 4ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ РАЗВИТИЕ
По мнению многих современных исследователей, применительно к самым различным
категориям так называемых «проблемных» детей, является термин «отклоняющееся развитие».
Признаки отклоняющегося развития
проявляются через психику ребенка, через его предъявление себя миру, через его поведение.
«Отклоняющееся развитие – на основе оценки показателя или параметра от уровня сформированности того же параметра, принимаемого за нормативный» (М.М. Семаго)
Слайд 5ПОНЯТИЕ НОРМЫ
Норма – неустойчивое понятие, изменяется со временем.
Отклоняющееся развитие в
узком понимании – это несоответствие уровня сформированности определенных параметров требованиям
конкретного образовательного учреждения.
Конкретно сейчас мы говорим о «норме» относительно основной массы тех детей, что учатся в нашей школе, в нашем классе.
Слайд 6Базовые составляющие развития
Произвольность двигательной активности
Пространственные представления
Эмоциональная регуляция
Познавательная деятельность
Поведение
Самосознание
Слайд 7Произвольность двигательной активности
Произвольность состоит из трех уровней и буквально «модулирует»
все развитие ребенка. Как мы можем ее отследить?
1) По степени
развитости уровня двигательной активности, которая лежит в «основании» произвольности. Двигательная активность – это все действия, крупная и мелкая моторика, которую совершает ребенок.
Как мы можем понять, что у ребенка недостаточно развит этот вид произвольности?
- неловкие движения;
- невозможность удержать равновесие;
- невозможность воспроизвести определенную последовательность движений, в том числе мимических;
- «корявый» неустойчивый почерк;
- слишком сильный или слишком слабый нажим на карандаш;
Слайд 8Произвольность двигательной активности
2) По степени развитости уровня произвольной регуляции высших
психических функций (память, внимание, произвольность различных форм мышления).
Как мы
можем понять, что у ребенка недостаточно развит этот вид произвольности?
- невозможность долго концентрировать внимание на задании;
- невозможность удерживать в памяти простую инструкцию к действию;
- неспособность понять суть заданий;
3) По степени развитости уровня произвольной регуляции собственных эмоций.
Как мы можем понять, что у ребенка недостаточно развит этот вид произвольности?
- наличие/отсутствие импульсивности;
- высокая/низкая степень выраженности эмоциональных реакций;
- неспособность удерживать эмоции, анализировать их
Слайд 9Пространственные представления
С двигательной активностью и ее организацией тесно связано формирование
пространственных и пространственно-временных представлений ребенка.
Как мы можем понять, что
у ребенка недостаточно развиты пространственные представления?
- недостаточное овладение пространством собственного тела – непонимание положения органов в пространстве, неумение расслабиться или напрячься;
- невозможность ориентироваться в тетради – неровные строчки, буквы, несоблюдение требований оформления работы;
- невозможность использования или ошибки в использовании понятий «ближе-дальше», «ниже-выше», предлогов «над», «под», «между» и т.д.;
- нескладная речь, невозможность стройно изложить мысль;
- сложности в пространственно-временных ориентировках – «Перед зимой бывает…» «После вторника будет …»
Слайд 10Эмоциональная регуляция
3. Эмоциональная регуляция несет в себе основы отношения ребенка
к миру, как он воспринимает окружающий его мир и людей
в этом мире. Проявляется это отношение через поведение и взаимоотношения ребенка с собой, одноклассниками, учителем.
Как мы можем понять, что у ребенка недостаточно развита эмоциональная регуляция?
- постоянно отвлекается на посторонние стимулы, даже самые незначительные;
- чрезмерная реакция на изменение какого-либо привычного условия – например, на изменение расписания уроков, потерю «любимого» карандаша, изменение места за партой;
- невозможность подчиняться общим правилам, несдержанность;
- чрезмерная реакция на негативное событие – неожиданную оценку, замечание, ссору с одноклассниками;
- некоторая стереотипность поведения в повторяющихся ситуациях, невозможность создать новую модель поведения;
- невозможность наладить удовлетворяющие взаимоотношения с одноклассниками, учителем, неспособность адекватного реагирования на поведение других людей;
Слайд 11Базовые составляющие развития
Произвольность двигательной активности
Пространственные представления
Эмоциональная регуляция
Познавательная деятельность
Поведение
Самосознание
Слайд 12Что же делать?
Внимательно относится к таким детям, создавать ситуацию
успеха
Проводить различные (простые и сложные) развивающие занятия
Сотрудничать с
родителями, стимулировать их к активному участию в воспитании и обучении своего ребенка
При необходимости – провести ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута или разработки адаптированной образовательной программы
Слайд 13ВАЖНО ПОМНИТЬ!
Через двигательное и эмоциональное развитие «запускается» и
интеллектуальное развитие ребенка
Истинное бережное, внимательное и уважительное
отношение к ребенку является самым большим активатором его развития
Простой разговор «по душам» и совместная ИГРА могут заменить часы «лекций» и нудных занятий