Слайд 1Взгляды на семейное воспитание педагогов в советское время.
Януш Корчак
«Как любить ребенка»
Выполнили:
Чурина Виктория, Иванцова Анастасия
Факультет педагогики и психологии
Группа: ПОДб
1701-62-00
2018
Слайд 2Януш Корчак был писателем, врачом, ученым, воспитателем. И во все
сферы своей деятельности вносил что-то очень свое — то возвышенно-сказочное
и одновременно ощутимо реальное.
В. А. Сухомлинский в предисловии к своей книге «Сердце отдаю детям» пишет о том, как знакомство с произведениями Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» и «Как любить ребенка» раскрыло перед ним мир человека, всего себя без остатка отдало детям: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг впечатляющей нравственной силы и чистоты послужили мне вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце».
Слайд 3Так же как и Толстой, Я. Корчак неоднократно подчеркивал значение
счастливого, радостного детства в формировании личности, считая, что без переживания
во всей полноте детства искалечена вся жизнь человека.
Идея абсолютной ценности детства легла в основу важнейшего принципа его воспитательной системы — уважения личности и прав ребенка.
«Дети — не будущие люди, они уже люди… дети — это существа, в чьих душах содержатся ростки всех тех мыслей и чувств, которые нами движут, и мы должны бережно и нежно направлять их на рост» (Корчак. Я. Как любить ребенка. М., 1990, с. 320)
Слайд 4Педагогические произведения.
1.Воспитательные моменты (Momenty wychowawcze, Warsaw, 1919 (три раздела), 2-е
издание—1924, дополнено четвёртым разделом)
2.Как любить ребёнка (Jak kochać dziecko, Warsaw
1919; сюда вошёл первый раздел («Ребёнок в семье») будущего варианта книги; 2-е издание, 1920 — Jak kochać dzieci — «Как любить детей» — включало все четыре раздела цикла; позже автор вернул книге первоначальное название)
3.O gazetce szkolnej (О школьной газете, Polska Składnica Pomocy Szkolnych, 1921; есть русский перевод)
4.Право ребёнка на уважение (Prawo dziecka do szacunku, Warsaw 1929)
5.Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых (1930)
6.Шутливая педагогика (Pedagogika żartobliwa, Warsaw 1939)
Слайд 5Опубликована в 1919 году.
Эта книга во всемирном списке педагогической
литературы и сегодня значится лидером воспитания человека в человеке. Она
пронизана любовью, в основе которой свобода и равенство маленького мыслящего и тонко чувствующего человека — чада.
На основе этой любви выведены своеобразные заповеди.
Первую их часть можно трактовать примерно так:
1. любить — любить детей вообще – не только собственного;
2. наблюдать (методично, последовательно, неустанно) ребенка;
3. не давить на личностное «я» потомка;
4. прежде чем требовать честность с чада, будь, прежде всего, честен с самим собой;
5. познай себя, не пользуясь преимуществом «я взрослый» — ребенок беззащитен.
Книга «Как любить ребенка»
Слайд 6Вторая – более конкретизирована:
1. возможность самореализации.
2. за подаренную тобой жизнь
ребенок отблагодарит рождением новой жизни.
3. что посадил, то и
собрал.
4. проблемы ребенка заслуживают внимания.
5. не оскорбляй унижением.
6. не пропусти важнейшую встречу – встречу с ребенком.
7. не имеешь возможности, средств сделать чего-то для малыша– не мучай и не проклинай себя.
8. сохрани его душу, не запирая её в клетку «наш», «мой».
9. не делай чужому малышу того, чтобы ты своему не хотел.
10. люби ребенка.
Слайд 7«Воспитание, – акцентирует автор, – не приятная забава, а работа,
в которую нужно вложить все усилия бессонных ночей, капитал тяжелых
переживаний и множество размышлений».
У ребенка есть права. В числе главных автор выделяет право: на смерть; на сегодняшний день; быть тем, что он есть.
В страхе, как бы смерть не отобрала ребенка, родители отбирают его у жизни. Не имеется в виду, что излишки опеки нужно заменить полным ее отсутствием. Однако синяки и ссадины нужны – они предмет гордости, путь к открытиям.
Нельзя игнорировать вопросы малыша. Родителям нужно позаботиться о том, чтобы найти ответы на вопросы детей.
Говорите с ребенком на равных, не допускайте снисходительных смешков, назидательного осуждения в отношении проблем, которые волнуют подростка.
Ваша задача – создание условий для его развития и становления.
Слайд 8Главная идея, стержень всех мыслей Корчака – любовь к детям.
Из деятельной любви к ребёнку вытекают и другие идеи Януша
Корчака – признание того, что все дети разные, а следовательно – принцип реальной выполнимости требований, предъявляемых ребёнку, право ребёнка на уважение, видение в ребёнке не только и не столько ребёнка, сколько человека, не будущего человека, а уже сегодняшнего, «настоящего», «полноценного» человека.
Слайд 9Любить ребёнка – значит готовить его к реальной жизни, значит
принимать его таким, каков он есть, тактично указывая на ошибки,
замечая недостатки, исправляя их педагогическими средствами.
Но видеть в ребёнке человека – это не быть с ним, что называется, «запанибрата». Ребёнок – человек, но человек формирующийся, раскрывающийся.
«Не подстраивайте ребёнка под себя!» - призывает Корчак.
Главный вклад Корчака в педагогику – это он сам, его деятельная, героическая любовь к детям, его пример учителя, гуманиста, героя.
Слайд 10В идее воспитания Януша Корчака главная мысль - это, прежде
всего любовь к детям. Исходя из нее педагог никогда не
навредит ребенку.
Из любви к ребенку можно строго с ним поговорить не нравоучительно, а отнестись к нему, как к человеку способному самостоятельно контролировать свои поступки и анализировать свое поведение. Направить, помочь, поддержать - важные моменты в педагогике. Главное все это делать, с целью воспитать настоящего человека.
Слайд 11И сегодня гуманистическое учения Я. Корчака находит отражение в теории
и практике воспитания: именем Корчака названы школы, детские сады и
дома; издано полное собрание его сочинений на польском, немецком и еврейском языках; люди посвящают Янушу Корчаку и его гуманистическим идеям всю свою жизнь или значительную часть своей жизни.
Педагог должен также постоянно саморазвиваться, уметь анализировать свои действия и всегда быть примером для детей, а не пустым нравоучителем.
Слайд 12Памятник Янушу Корчаку в Варшаве
Кенотаф Януша Корчака на еврейском кладбище
Варшавы