Слайд 1Языческая мифология
Лектор –
кандидат искусствоведения
Чащина С.В.
Слайд 2Термин «мифология»
от греч. от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение.
- форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности, характерный
для ранних этапов развития общества.
Слайд 3Виды мифов
Космогонические мифы — о происхождении мира,
солярные мифы
лунарные мифы
астральные мифы
Эсхатологические мифы —
о конце мира
Антропогонические мифы — о происхождении человека
культурный герой
Календарные мифы
мифы об
умирающем и воскресающем звере
Умирающий и воскресающий бог
Мифы о животных
Культовые мифы
Слайд 4«Языческий» - этимология
Славянский термин происходит от церк.-слав. ıảзы́къ, то есть «народ», «племя»,
которым в славянском переводе
Библии переведены еврейские термины гой /גוי и нохри /נכרי. .
Последние соответствуют
в греческом переводе слову εθνοί (этнос), в Вульгате — лат. gentilis. С точки зрения этимолога Фасмера, церковно-славянский термин является калькой с греческого.
Слайд 5Как в других языках называется
В большинстве европейских языков используются термины,
производные от лат. Paganismus (от paganus, означавшего исходно «сельский» или «провинциальный» (от
pagus «округ»), позднее получившее значение «простолюдин», «деревенщина»).
Христианство в Римской империи вначале распространялось в крупных городах, местах пребывания епископов. Уничижительное значение «невежественный нехристь» появляется в вульгарной латыни: в период до IV века христиане называли язычество religia pagana, то есть «деревенская вера».
После крещения и на Руси язычников называли «погаными» (от лат. paganus - земледелец).
Слайд 6Язычество
Абстрактное понятие «язычество» в русском языке появляется гораздо позже конкретных
терминов «язычник» и «языческий»
Язычество - обозначение нехристианских, религий в литературе христианский авторов.
Слайд 7Синонимы
Идолопоклонство (ст-слав.)
— религия, основанная на поклонении многим богам, в
отличие от авраамических религий — иудаизма, христианства, ислама.
Политеизм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «Бог,
божество»)
— «многобожие». Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм.
Слайд 8Структура языческого пантеона
Пантеон (греч. Πάνθειον, - все боги)
Языческий пантеон = отражение
социального устройства каждого конкретного периода. => не всегда жестко иерархизирован
- ???
Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других.
Слайд 9Праиндоевропейцы
(в литературе XIX — серед. XX веков — «арийцы») — носители праиндоевропейского языка,
жившие на прародине индоевропейцев ок. 6000 лет тому назад, во время энеолита и раннего бронзового
века. Общий для всех индоевропейских народов лексикон свидетельствует о том, что это был воинственный кочевой народ, одним из первых одомашнивший лошадь и использовавший для передвижения на большие расстояния повозки сначала на массивных сплошных, а позднее облегчённых колёсах со спицами. Благодаря использованию таких технологий, как колесо и колесница, их потомки — индоевропейцы — смогли заселить огромные просторы Евразии. Самоназвание праиндоевропейцев неизвестно.
Слайд 10Праиндоевропейская религия
выдающийся французский компаративист (сопоставлял языковой материал и мифы различных индоевропейских
народов)
пришёл к выводу, что протоиндоевропейское общество функционально делилось на три
сословия
жреческое (ср. брахманы),
воинское (ср. кшатрии) и
земледельческое (ср. вайшьи).
Каждой касте соответствовало особое божество:
у жрецов это был грозный, но справедливый бог-судья (Зевс — Юпитер — Один — Арамазд — Михр —Митра — Варуна),
у воинов — бог войны (Тор — Марс — Арес — Ваагн — Индра — Перун — Пяркунас),
у земледельцев — бог плодородия (Фрейр — Квирин — Велес).
Жорж Дюмезиль
(1898-1986)
Слайд 11Праиндоевропейская религия
в противовес теории Дюмезиля выдвигают дуалистический принцип индоевропейской социальной
организации, который, по их мнению, отразился в:
близнечном культе и
в мифе об инцесте близнецов,
в мифе о вражде пандавов
и кауравов (основной сюжет «Махабхараты»).
Боги представляются разделёнными на две оппозиционные группы, находящиеся вместе с тем в родственных отношениях (девы и асуры в Индии,
дэвы и ахуры в Иране,
ваны и асы в Скандинавии,
отчасти также олимпийские боги и титаны в Греции).
Тамаз Валерианович Гамкрелидзе и
Вячеслав Всеволодович Иванов (оба р. 1929)
Слайд 12Наиболее общие мифологемы
мирового дерева (у индоевропейцев мировое древо связано с
культом лошадей (Иггдрасиль — «скакун Одина» в Скандинавии;
ашваттха, от корня ашва («конь») — название мирового
древа в Индии)
Слайд 13Наиболее общие мифологемы
Мифологема нечистого змея
В. Н. Топоров и Вяч. Вс. Иванов разработали так называемую
«теорию основного мифа», согласно которой основной индоевропейской мифологемой является противостояние
Громовержца со Змеем. Ими восстанавливается имя основного противника бога-громовержца: славянский Велес, литовский Велняс, индийские Вала и Вритра.
С противником богов связан и ряд ассоциирующихся с водой персонажей чьи имена включают корень *dhon (от которого происходят названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай) —
у индоариев мать Вритры Дану и данавы,
у древних ирландцев племена богини Дану,
осетинский Донбеттыр.
Слайд 14Прародитель
Прародитель человеческого рода, имя которого обозначало «человек, мужчина» (индийский Ману, германский Манн).
Прародитель также считался первым умершим человеком, открывшим дорогу другим людям
в иной мир и ставшим его хозяином.
Мотив принесения первочеловека в жертву (скандинавского Имира или ведийского Пуруши, ср. сходный сюжет в русском «Стихе о Голубиной книге») уходит корнями в праиндоевропейскую древность. Во многих традициях мир создается путем расчленения тела первобытного существа (камни — из костей, земля — из плоти)
Мотив инцеста божественных близнецов, от которых произошло человечество (ведийские Яма и Ями, балтийские Юмис и Юмала, ср. у русских Иван-да-марья).
Мотив брака неба и земли (Уран и Гея в Греции, Дьяус и Притхиви в Индии) распространён и за пределами индоевропейской общности.
Слайд 15Загробный мир
Отличительная черта индоевропейских народов — вера в …
Как правило, отделён
от мира живых рекой.
Рай, как правило, помещался в далёких странах
(острова блаженных),
Ад представляли как холодную полость под землей, вход в которую стережёт свирепый пёс (Кербер — Гарм).
Слайд 16Славянская мифология
Славянская мифология и религия
формировались на протяжении долгого
периода в процессе выделения
древних славян из
индоевропейской общности народов
во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и
религией соседних народов.
Слайд 17Индоевропейский пласт
предполагается, что к нему относятся образы
бога грозы и боевой
дружины (Перун),
бога скота и потустороннего мира (Велес),
элементы образов
близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и
божества Неба-Отца (Стрибог).
Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля,
связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь),
солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
Слайд 18Диверсификация
При разделении праславянской общности стали формироваться племенные верования славян, имевшие значительные региональные отличия.
В
частности, религия западных славян перед началом христианизации, очевидно, значительно отличалась
от всех прочих.
Слайд 20Збручский идол
четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света.
Каждая его
сторона разделена на три уровня
На небесном уровне изображены божества, на
земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества),
а в подземном — некое хтоническое существо, держащее на себе землю.
Слайд 21ДЗ
http://www.inslav.ru/images/stories/pdf/1996_Ocherki_istorii_kul'tury_slav'an.pdf. Читать и конспектировать очерк 3 «Религиозные верования древних славян»
(с. 145-195).
Дополнительная литература: Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 тт.
(Под ред. Н.И. Толстого).
Т. 1-4. М., 1995, 1999, 2004, 2009, 2012.
Смотреть: 1я часть - http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/178926 (на лекции с 17 минуты); 2я часть - http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20898/video_id/177392
Слайд 22Для интересующихся музыкальной культурой
Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема
происхождения музыки. // Ранние формы искусства/ - М., 1972.