Разделы презентаций


Языкознание как область науки Недопекина Екатерина Михайловна к.ф.н, PhD,

Содержание

Язык: его роль и функцииЯзык не существует вне общества, общество не мыслится без языка. Язык – явление социальное, а не природное.Камала и Амала – дети-мауглиЯзык изучается только в обществе!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Языкознание как область науки
Недопекина Екатерина Михайловна
к.ф.н, PhD, доцент
кафедра общего и

русского языкознания
филологического факультета
1/09/2020

Языкознание как область наукиНедопекина Екатерина Михайловнак.ф.н, PhD, доценткафедра общего и русского языкознанияфилологического факультета1/09/2020

Слайд 2Язык: его роль и функции
Язык не существует вне общества, общество

не мыслится без языка. Язык – явление социальное, а не

природное.

Камала и Амала – дети-маугли

Язык изучается только в обществе!

Язык: его роль и функцииЯзык не существует вне общества, общество не мыслится без языка. Язык – явление

Слайд 3Биологический взгляд на язык
Язык не наследуется!
Франция
Язык – естественный организм, возникает

самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул

эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции (эволюционная лингвистика). Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.

США

Биологический взгляд на языкЯзык не наследуется!ФранцияЯзык – естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает

Слайд 411
Коммуникация животных?
Коммуникация животные рефлекторна, или они используют звукоподражания (попугаи), их

коммуникация не содержит мысли.
Теория И.П. Павлова о первой и второй

сигнальных системах. 1 – есть у всех живых существ; 2- только у человека (т.к. связана с абстрактным мышлением).
11Коммуникация животных?Коммуникация животные рефлекторна, или они используют звукоподражания (попугаи), их коммуникация не содержит мысли.Теория И.П. Павлова о

Слайд 5Язык как общественное явление
Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейе,

Н.Я. Марр
11
Язык – это необходимое условие существования и развития общества!
Язык

не является порождением базиса.
Язык не относится к надстройке, так как не может быть классовым.
Речь – часть надстройки.
Язык обслуживает все общество!! Язык – это особое орудие, он не производит ничего материального, не является частью культуры.
Язык как общественное явлениеФ. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейе, Н.Я. Марр11Язык – это необходимое условие существования

Слайд 6Язык и мышление
2 ошибочных постулата:
Язык = мышление
Язык оторван от мышления
Мышление

без языка – это «предвидение».

Человек использует потенциал языка (формулы) не

только для воспроизведения старого, но и для создания нового (иногда неологизмы).

Мышление невозможно без языка, как и язык невозможен без мышления, потому что мысли рождаются на базе языка и закрепляются в нем.
Язык и мышление2 ошибочных постулата:Язык = мышлениеЯзык оторван от мышленияМышление без языка – это «предвидение».Человек использует потенциал

Слайд 7Язык как система. Структура языка
Теория знака
Знак
материален;
не имеет значения, но

направлен на него;
не совпадает с материальной характеристикой;
его содержание определяется аналитически

выявленными признаками;
определяется местом и ролью в системе.

Буква – это знак, а знак – элементы системы.

Слова =/= вещь: есть синонимы (разные слова для одного значения), омонимы (разные значения для одного слова), переносные значения, иностранные слова для одного значения.

Язык как система. Структура языкаТеория знакаЗнакматериален; не имеет значения, но направлен на него;не совпадает с материальной характеристикой;его

Слайд 8Теории знака
Эдмунд Гуссерль:

Всякое выражение – знак;
Настоящие знаки и метки (х,

*);
Знаки направлены на значение;
Знаки относятся к предмету, к выражению говорящего

и значению;
1 значение и разные предметы (универсалия); один предмет и разные значения (синонимы).

Карл Бюлер:

У знака экспрессивная функция;
Функция призыва;
Функция представления.

Луи Эльмслев
Язык как система

Теории знакаЭдмунд Гуссерль:Всякое выражение – знак;Настоящие знаки и метки (х, *);Знаки направлены на значение;Знаки относятся к предмету,

Слайд 9Принцип коммуникации
Артикуляционный и акустический комплексы
Понимание ???
Розовое платье
Я понимаю
Понимает молодая мама
Табак

- tabak
Русский
Турок

Принцип коммуникацииАртикуляционный и акустический комплексыПонимание ???Розовое платьеЯ понимаюПонимает молодая мамаТабак - tabakРусский Турок

Слайд 10Язык и речь
Ф. де Соссюр: язык – это нечто социальное,

по существу независимое от индивида; речь – индивидуальная сторона коммуникации.
Language

(речевая детальность) - ?
Lange (язык)
Parole (речь)
Язык и речьФ. де Соссюр: язык – это нечто социальное, по существу независимое от индивида; речь –

Слайд 11Синхрония и диахрония
Синхрония исключает вмешательство времени. Этот аспект подлинная реальность

для говорящего!!

Диахрония исключает возможность увидеть больше одной вещи за

раз. Не то же, что история языка!!!
Синхрония и диахронияСинхрония исключает вмешательство времени. Этот аспект подлинная реальность для говорящего!! Диахрония исключает возможность увидеть больше

Слайд 12Связь языка с другими науками
*
Археология,
География, Логика,

Связь языка с другими науками*Археология,География, Логика,

Слайд 13Когнитивная лингвистика
Когнитивная лингвистика – направление в языкознании, которое исследует проблемы

соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации

мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта, связь отдельных когнитивных способностей человека с языком и формы их взаимодействия.

Категоризация


процесс упорядочения полученных знаний, то есть распределения нового знания по тем или иным рубрикам, существующим в сознании человека, и часто задаваемых категориями языка, носителем которого этот человек является.

Концептуализация 


это процесс определения набора когнитивных признаков какого-либо явления реального или воображаемого мира, которые позволяют человеку иметь, хранить в сознании и пополнять новой информацией сколько-нибудь очерченное понятие и представление об этом явлении и отличать его от других феноменов.

Когнитивная лингвистикаКогнитивная лингвистика – направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в

Слайд 14Язык в когнитивной лингвистике
Язык в когнитивной лингвистике представляется как средство

доступа к мыслительным процессам. Именно в языке фиксируется опыт человечества,

его мышление.

Язык (объект когнитивной лингвистики) – познавательный механизм, система знаков, специфически кодифицирующая и трансформирующая информацию.
Язык в когнитивной лингвистикеЯзык в когнитивной лингвистике представляется как средство доступа к мыслительным процессам. Именно в языке

Слайд 15История развития когнитивной лингвистики
* Международный лингвистический симпозиум (весна 1989 г. В

Дуйсбурге (Германия)), которая стала Первой международной конференцией по когнитивной лингвистике.



- International Cognitive Linguistics Association,
журнал Cognitive Linguistics

В когнитивной лингвистике происходит новый виток развития сложных отношений языка и мышления, проблемы, в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Начало такому изучению положили нейрофизиологи, врачи, психологи (П. Брока, К. Вернике, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).


* Развитие психолингвистики, в рамках которой изучались процессы порождения и восприятия речи, процессы изучения языка как системы знаков, хранящейся в сознании человека, соотношение системы языка и ее использования, функционирования (американские психолингвисты (Ч. Осгуд, Т. Себеок, Дж. Гринберг, Дж. Кэролл, А.А. Леоньтев, И.Н Горелов, А.А. Залевская, Ю. Н. Караулов).

Отличие когнитивной лингвистики от других когнитивных наук

Материал: исследует сознание на материале языка
Методы: исследует когнитивные процессы, делает выводы о типах ментальных репрезентаций в сознании человека на основе применения к языку имеющихся в распоряжении лингвистики собственно лингвистических методов анализа с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования.
История развития когнитивной лингвистики* Международный лингвистический симпозиум (весна 1989 г. В Дуйсбурге (Германия)), которая стала Первой международной конференцией

Слайд 16Основные направления когнитивной лингвистики
Культурологическое
Лингво-культурологическое
Логическое 
Семантико-когнитивное 
Философско-семиотическое 
Междисциплинарные исследования концептов как элементов культуры в

опоре на данные разных наук; язык выступает как один из

источников знаний о концептах

Исследование названных языковыми единицами концептов как элементов нацинальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры

Анализ концептов логическими методами вне прямой зависимости от их языковой формы

Исследование лексической и грамматической семантики языка как средства доступа к содержанию концептов, как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере

Исследуются когнитивные основы знаковости

Концепт - устойчивая языковая или авторская идея, имеющая традиционное выражение.

Основные направления когнитивной лингвистикиКультурологическоеЛингво-культурологическоеЛогическое Семантико-когнитивное Философско-семиотическое Междисциплинарные исследования концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук; язык выступает

Слайд 17Лингвисты-когнитивисты
Charles J. Fillmore (Чарльз Филлмор)
George Lakoff (Джордж Лакофф)
Ronald Langacker (Лангакер,

Рональд)
Leonard Talmy (Леонард Талми)
Alexander Kibrik (Александр Евгеньевич Кибрик)

Лингвисты-когнитивистыCharles J. Fillmore (Чарльз Филлмор)George Lakoff (Джордж Лакофф)Ronald Langacker (Лангакер, Рональд)Leonard Talmy (Леонард Талми)Alexander Kibrik (Александр Евгеньевич

Слайд 18Список литературы:
Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию:

В 2-х т.–М., 1963.
2. Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в

историю. М., 1937, с. 277.
3. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).–2-е изд.–М., 1972.
4. Есперсен О. Философия грамматики.–М., 1958.
5. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи.–М., 1976.
6. Карцевский С.И. Повторительный курс русского языка.–М.-Л., 1928.
7. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление.–Л., 1972.
8. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику.–М., 1978.
9. Пешковский A.M. Русский синтаксис в научном освещении.–7-е изд.–М., 1956.
10. Реформатский А.А. Введение в языковедение [Текст] : учебник : Учебник для вузов/ А.А. Реформатский; Под ред.. В.А. Виноградов.- 5-e изд., испр : Аспект Пресс, 2010.
11. Смирницкий А.И. Объективность существования языка: Материалы к курсам языкознания-–М., 1954.
12. Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию.–М., 1977.
13. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания.–2-е изд., перераб.–М., 1975а.
14. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды, Москва: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1956-1957. 924 с
15. Ярцева В.Н. Взаимоотношение грамматики и лексики в системе языка//Исследования по общей теории грамматики [Сб.]/0тв. ред. В.Н. Ярцева.– М., 1968.– С. 5–57.
Список литературы:Бодуэн де Куртене И.А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2-х т.–М., 1963.2. Вандриес Ж. Язык.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика