Слайд 1Южно - Уральский Государственный Университет
Факультет военного обучения
Кафедра Танковых Войск
Слайд 3Тема 1
Краткая история
развития БТВТ.
Общее устройство
боевых машин
Слайд 4
Занятие №1 л
"Краткая история
создания и развития БТВТ.
Общее
устройство
боевых машин"
Слайд 51. Краткая история создания и развития БТВТ.
Назначение танков,
БМП, БТР.
2.Боевые и технические характеристики. Общее устройство машин.
3. Отделения
корпуса. Размещение экипажа. Устройство и крепление башни на корпусе.
4. Люки и лючки корпуса и башни, правила пользования ими.
5. Расположение и крепление комплекса вооружения, агрегатов и узлов трансмиссии и ходовой части, наружного и внутреннего оборудования
Учебные вопросы:
Слайд 6
1. Закон РФ «Об
образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
2. Федеральный закон
«Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. (с изменениями от 30 декабря 1999 г.).
3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г.
4. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г.
5. Закон Российской Федерации № 5485-1 от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».
Слайд 7
6. Постановление Правительства Российской
Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г. Об утверждении
Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).
7. Постановление Правительства РФ № 152 от 06 марта 2008 г. «Об обучении граждан РФ по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»,
8. «Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации» (Утверждены Указом Президента РФ № 1495 от 10 ноября 2007 года).
Слайд 8
9. Приказ Министра обороны
РФ № 666, Минобрнауки РФ № 249 от 10.07.2009 года
«Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
12. Устав ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».
13. Программа военной подготовки сержантов и солдат по военно-учетным специальностям танко-технического и автотехнического обеспечения
Слайд 9
9. Устройство бронетанковой техники:
учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / И.Ю. Лепешинский,
Е.В. Брусникин, С.Д. Герасимов, А.А. Русанов, Д.В. Погодаев. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. С. 108-145.
10. Общее устройство боевой машины пехоты БМП-2: учеб. пособие / И. Ю. Лепешинский, К. С. Крюков, А. В. Пепеляев, С. Д. Герасимов, В. П. Погодаев, А. И. Луцук, К. А. Манченко. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010.-268 с.
11. Конструкция многоцелевых колесных машин. Бронетранспортер БТР-80: учебное пособие / Ф.И. Глебов, С.Л Лопатин, А.А.Нецветаев, И.Ю. Кузнецов, М.А.Радченко.– Омск: ОТИИ, 2008. – 263 с.
Слайд 10Введеие
Предназначение, организационная структура
и задачи, решаемые факультетом
военного обучения и
кафедрой танковых войск.
Организация учебно-воспитательного
процесса на военной кафедре
Слайд 11Приказом №159 от 28 сентября 1944 г. в институте была
создана военная кафедра.
Июнь 1947 г. - первый выпуск студентов по
военной подготовке. Выпускные экзамены сдали 89 человек и им были присвоены звания офицеров и сержантов запаса.
1952 г. - кафедра перешла на подготовку заместителей командиров танковых рот по технической части.
1963 г. - начало подготовки инженеров по ремонту и эксплуатации электроспецоборудования
1 сентября 1995 г. - создан факультет военного обучения
Слайд 12Начальник факультета полковник Карпов Николай Алексеевич
Начальник учебной части факультета
полковник Крикунов Константин Николаевич
Начальник
кафедры танковых войск полковник Дудоров Вячеслав Викторович
Слайд 13Кафедра танковых войск:
ВУС 824 «Специалист по ремонту и хранению гусеничной
бронетанковой техники и шасси специальных машин на ее базе »
ВУС
825 «Специалист по ремонту и хранению колесной бронетанковой техники и шасси специальных машин на ее базе »
Слайд 14Иметь представление:
- об основных образцах бронетанковой техники, стоящих на вооружении
в Вооруженных Силах Российской Федерации, и перспективах развития бронетанкового вооружения
и техники;
- об основных тенденциях и направлениях развития современных технологий в эксплуатации, хранении и ремонте бронетанковой техники;
- об основах планирования ремонта бронетанковой техники и выполнения мероприятий по поддержанию технологического, производственно-ремонтного оборудования в работоспособном состоянии.
Знать:
- назначение, общее устройство, конструктивные особенности бронетанковой техники;
- основные правила эксплуатации и хранения объектов бронетанковой техники;
- технологию ремонта объектов бронетанковой техники и технические требования на войсковой ремонт;
- устройство и порядок использования стационарных и подвижных средств технического обслуживания и ремонта;
- особенности устройства узлов, агрегатов объектов бронетанковой техники и их ремонта;
- структуру и порядок оформления технологической документации;
- требования безопасности при эксплуатации и ремонте бронетанковой техники.
Слайд 15Уметь:
- выполнять работы по техническому обслуживанию и комплексному войсковому ремонту
машин с использованием средств технического обслуживания и ремонта в объеме
обязанностей по специальности в стационарных и полевых условиях;
- оформлять технологическую, техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов.
Слайд 23Студенты имеют право:
– на досрочную сдачу экзаменов и зачётов по
предметам военного обучения с последующим освобождением от занятий на военном
факультете в текущем семестре;
– принимать участие в военно-научных и научно-исследовательских работах по военной тематике;
– на прохождение обучения с разрешения начальника факультета военного обучения по индивидуальным планам.
Слайд 24 Студенты обязаны:
– добросовестно изучать военное дело, настойчиво овладевать командирскими,
методическими и практическими навыками по установленной военно-учетной специальности военного обучения;
–
на занятиях по военному обучению соблюдать требования общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации и распорядка дня военной кафедры;
– прибывать на занятия опрятно одетым и иметь аккуратную причёску;
– постоянно посещать все виды занятий по военному обучению, предусмотренные программой обучения, принимать участие в мероприятиях, проводимых военным факультетом;
– беречь имущество учебного заведения, бережно относиться к вооружению, военной технике и военному имуществу, строго соблюдать требования безопасности при обращении с оружием, в работе с боевой техникой и в других случаях;
– соблюдать режим секретности;
– соблюдать правила пожарной безопасности.
Слайд 25В период прохождения студентами военного обучения в университете к ним
могут применяться следующие поощрения и дисциплинарные взыскания:
а) поощрения:
– снятие ранее
наложенного дисциплинарного взыскания;
– объявление благодарности;
– награждение грамотой, ценным подарком или деньгами;
б) дисциплинарные взыскания:
– выговор;
– строгий выговор;
– освобождение от военного обучения с расторжением контракта.
Слайд 281 учебный вопрос
Краткая история
создания и
развития БТВТ. Назначение танков,
БМП, БТР
Слайд 29Впервые танки были применены английской армией на западном фронте в
сентябре 1916 г. в операции на реке Сомме (49 танков)
против немецкой армии во Франции.
Применение танков готовилось в строгой секретности. Они переправлялись на материк, будучи замаскированными под большие резервуары – емкости, по английски «tank».
Слайд 30 Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
Первые советские
танки (1920-1931 гг.).
Период создания полного комплекта бронетанковой техники (1931-1939
гг.).
Бронетанковая техника в канун и в период Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Период послевоенного танкостроения:
первое послевоенное поколение (1945 - 1960 гг.);
второе послевоенное поколение (1960 - 1990 гг.);
третье послевоенное поколение (1990 г. и по настоящее время).
Слайд 31 В 1914 году разработана, а в 1915 г. построена
бронированная колесно-гусеничная машина
Масса машины 3,5-4 т.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение – пулеметное.
Бронирование -противопуль ное.
Двигатель мощностью 15 кВт.
Трансмиссия – планетарная.
Комбинированный колесно -
гусеничный движитель (одна гусеница
и два управляемых колеса).
Максимальная скорость 25 км/ч.
«Вездеход» Пороховщикова А. А.
Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
Слайд 32Проект сверхтяжелого танка
Разработан проект – в 1915 – 1916 году
Менделеевым В.Д.
Масса - 170 т.
Экипаж - 8
человек.
Пушка - 120-мм.
Пулемет – 7,62 мм. установленный
во вращающейся башне.
Максимальная скорость – 24 км/ч.
Подвеска – пневматическая.
бронирование – противоснарядное 100-150 мм.
Предусмотрена возможность движения по рельсам железной дороги.
Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
Слайд 33Масса - 40 т.
Передние колеса - диаметром 9 м.
Заднее колесо меньшего диаметра – для управления.
Из-за технического несовершенства
разработка танка была прекращена построенный образец в 1923 г. был разобран.
Построен летом 1917 г. под руководством инженера Лебеденко Н. Н.
Колесный танк
Первые отечественные танки (1915 – 1917 гг.).
Слайд 34Первый захваченный французский танк «Рено».
В марте 1919 г. части
РККА захватили несколько французских танков «Рено». Один из них отправили
в Москву в качестве подарка В. И. Ленину.
В конце 1919 г. трофейный танк «Рено» поступает на Сормовский завод «Красное Сормово». как образец для создания первого советского танка.
Слайд 35Танк «Рено русский»
Боевая масса 7 т.
Экипаж 2 человека.
Бронирование – 8 -16 мм.
Вооружен 37-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом.
Карбюраторный двигатель АМО мощностью 33,5 л.с. (24,6 кВт).
Максимальная скорость 8,5 км/ч.
Всего было построено 17 танков и каждый со своим названием.
Первые советские танки (1920-1931 гг.).
Слайд 36Танк Т-18,
более известный как танк МС-1.
Экипаж 3 человека.
Боевая масса 5,5 т.
Бронирование – 8 -16 мм.
Пушка –
37-мм.
Пулемет – 1(один) 7,62-мм.
Карбюраторный двигатель АМО
мощностью 33,5 л.с. (24,6 кВт).
Максимальная скорость 22 км/ч.
Принят на вооружение в 1927 году.
С 1927-1931гг. построено более 900 танков.
Первые советские танки (1920-1931 гг.).
Слайд 37Легкий советский танк Т-26 (образца 1931 г.).
Боевая масса – 8,2
т.
Экипаж – 3 человека.
Броневая защита – 13-15 мм.
Пулемет – 7,62
мм. (1 один -2 два).
Максимальная скорость – 30 км/час.
Запас хода по шоссе – 100-140 км.
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 38Боевая масса – 3,2 т.
Экипаж – 2 человека.
Броневая защита –
8 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (1 один).
Запас хода по
шоссе – 230 км.
Максимальная скорость
по шоссе – 40 км/час.
при движении на плаву – 6 км/час.
Плавающий танк Т-37 (принят на вооружение в 1932 году).
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 39Легкий советский танк Т-26 (образца 1933 г.).
Боевая масса – 9,6
т.
Экипаж – 3 человека.
Броневая защита – 13-15 мм.
Мощность двигателя –
90 л.с.
Пушка – 45 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (1 один -2 два).
Максимальная скорость – 30 км/час.
Запас хода по шоссе – 100-140 км.
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 40Танкетка Т-27 (принята на вооружение 13 февраля 1931 года)
Боевая масса
– 2,7 т.
Экипаж – 2 человека.
Броневая защита – 6-10 мм.
Пулемет
– 7,62 мм. (1 один).
Максимальная скорость – 40 км/час.
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 41Легкий колесно-гусеничный быстроходный танк БТ-7
(принят на вооружение в 1935
году).
Боевая масса – 13 т.
Экипаж – 3 человека.
Броневая защита –
15 мм.
Пушка – 45 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (2 два).
Скорость движения:
на колесах – 73 км/час.
на гусеницах – 53 км/час.
Запас хода:
на колесах - 500 км.
гусеницах - 375 км.
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 42Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Средний танк Т-28
(принят на вооружение в 1932 году)
Боевая масса – 27,8 т.
Экипаж
– 6 человек.
Броневая защита – 20-30 мм.
Пушка – 76,2 мм.
Пулемет – 7,62 мм. (4 четыре).
Максимальная скорость – 45 км/час.
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 43Тяжелый танк Т-35 (принят на вооружение в 1933 году)
Боевая масса
– 50 т.
Экипаж – 11 человек.
Броневая защита – 20-30 мм.
Высота
– 4 метра.
Пушка – 1(одна) – 76,2 мм. и 2(две) – 45 мм.
Пулемет – 7,62 мм. – 6(шесть).
Максимальная скорость – 29 км/час.
Длинна – 10 метров.
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 44В эти годы была выработана классификация танков.
В основу классификации
положен весовой признак:
легкие танки - массой до 20 т;
средние танки - массой от 20 до 40 т;
тяжелые танки - массой свыше 40 т.
Период создания полного комплекта
бронетанковой техники (1931-1939 гг.).
Слайд 45Легкий танк Т-70 (принят на вооружение в 1942 году)
Боевая масса
9,8 т.
Экипаж 2 человека.
Бронирование – 25 - 40мм.
Вооружение
– пушка – 45 мм. и пулемет – 7,62 мм.
Максимальная скорость 45 км/ч.
Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Слайд 46Средний танк Т-34-76 (принят на вооружение в 1939 году)
Боевая масса
28,5 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 20 - 65
мм.
Вооружение – пушка – 76,2 мм. и пулемет – 7,62 мм. (2 два)
Максимальная скорость 55 км/ч.
Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Слайд 47Средний танк Т-34-85 (принят на вооружение в 1943 году).
Боевая масса
32 т.
Экипаж 5 человек.
Бронирование – 20 – 90
мм.
Вооружение – пушка – 85 мм. и пулемет – 7,62 мм.
Максимальная скорость 34 км/ч.
Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Слайд 48Тяжелый танк КВ -1 (принят на вооружение в 1939 году).
Боевая
масса 47,5 т.
Экипаж 5 человек.
Бронирование – 30 –
75 мм.
Вооружение – пушка – 76,2 мм. и пулемет – 7,62 мм. (4 четыре)
Максимальная скорость 34 км/ч.
Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Слайд 49Тяжелый танк КВ -2 (принят на вооружение в начале 1940
года)
Боевая масса 52 т.
Экипаж 6 человек.
Бронирование – 30
- 75мм.
Вооружение – пушка – 152,4 мм. и пулемет – 7,62-мм. (3 три).
Максимальная скорость 35 км/ч.
Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Слайд 50Бронетанковая техника в канун и в период
Вликой Отечественной войны
(1939-1945 гг.).
Тяжелый танк ИС-2 (принят на вооружение в 1943 году).
Боевая
масса 46 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 20 – 160 мм.
Вооружение – пушка – от 85 мм. до 122 мм.(в зависимости от модификации) и пулемет – 7,62 мм. (3 три).
Максимальная скорость 37 км/ч.
Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Слайд 51САУ ИСУ-152 (принята на вооружение в 1943 году).
Боевая масса 46
т.
Экипаж 5 человек.
Бронирование – 60 – 90 мм.
Вооружение
– пушка – 152 мм.
Максимальная скорость 35 км/ч.
Бронетанковая техника в канун и в период
Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.).
Слайд 52Тяжелый танк Т-10 (принят на вооружение в 1954 году).
Боевая
масса 50 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – до 200
мм.
Вооружение – пушка – 122 мм. и пулемет – 14,5 мм. (2 два).
Максимальная скорость 50 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Первое послевоенное поколение (1945 – 1960 гг.).
Слайд 53Средний танк Т-54 (принят на вооружение в 1950 году).
Боевая
масса 36 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 100 –
200 мм.
Вооружение – пушка – 100 мм. и пулемет – 7,62 мм. (1 один)и 12,7 мм. (1 один).
Максимальная скорость 50 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Первое послевоенное поколение (1945 – 1960 гг.).
Слайд 54Средний танк Т-62 (принят на вооружение в 1961 году).
Боевая
масса 37,5 т.
Экипаж 4 человека.
Бронирование – 46 –
242 мм.
Вооружение – пушка – 115 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 37 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Слайд 55Средний танк Т-64 (принят на вооружение в 1967 году).
Боевая
масса 42,4 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – 30 –
450 мм. (комбинированная).
Вооружение – пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Слайд 56Средний танк Т-72 (принят на вооружение в 1973 году).
Боевая
масса 44,5 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – комбинированная броня.
Вооружение
– пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Слайд 57Средний танк Т-80 (принят на вооружение в 1976 году).
Боевая
масса 46 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – комбинированная броня.
Вооружение
– пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 70 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Слайд 58Средний танк Т-90 (принят на вооружение в 1993 году).
Боевая
масса 46,5 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – комбинированная броня.
Вооружение
– пушка – 125 мм., пулемет – 7,62 мм., пулемет – 12,7 мм.
Максимальная скорость 60 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Третье послевоенное поколение (1990г. – по настоящее время).
Слайд 59Плавающий танк ПТ-76 (принят на вооружение в 1951 году).
Боевая
масса 14 т.
Экипаж 3 человека.
Бронирование – 6 –
20 мм.
Вооружение – пушка – 76,2 мм. и пулемет – 7,62 мм.
Максимальная скорость: по шоссе – 44 км/ч.
на плаву – 12 км/ч.
Период послевоенного танкостроения.
Первое послевоенное поколение (1945 – 1960 гг.).
Слайд 60Боевая машина пехоты БМП-1 (принята на вооружение в 1966 году).
Полная боевая масса – 13 т.
Боевой расчет (экип.+ дес.) –
3+8 чел.
Скорость движение: по шоссе – 65 км/ч.
на плаву – 7 км/ч.
Запас хода – 550 – 600 км.
Вооружение:
пушка – 73 мм. гладкоствольная.
пулемет – 7,62 мм. (1 один).
ПТУР – 9М14М.
Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Слайд 61Боевая машина пехоты БМП-2 (принята на вооружение в 1985 году).
Полная боевая масса – 14 т.
Боевой расчет (экип.+ дес.) –
3+7 чел.
Скорость движение: по шоссе – 65 км/ч.
на плаву – 7 км/ч.
Запас хода – 550 – 600 км.
Вооружение:
пушка – 30 мм. автоматическая.
пулемет – 7,62 мм. (1 один).
ПТУР – 9М111М2, 9М113.
Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Слайд 62Боевая машина пехоты БМП-3 (принята на вооружение в 1987 году).
Полная боевая масса – 18,7 т.
Боевой расчет (экип.+ дес.) –
3+7 чел.
Скорость движение: по шоссе – 70 км/ч.
на плаву – 10 км/ч.
Запас хода – 600 км.
Вооружение:
орудие-пусковая установка – 100 мм.
пушка – 30 мм. автоматическая.
пулемет – 7,62 мм. (3 три).
ПТУР – 9М1112.
Период послевоенного танкостроения.
Второе послевоенное поколение (1960 – 1990 гг.).
Слайд 632 учебный вопрос
Назначение
танков, БМП, БТР.
Боевые и
технические
характеристики.
Слайд 64Бронетанковое вооружение и техника — боевые и бронированные машины на
колёсном и гусеничном шасси, танки используемые в качестве вооружения, а
также машины, созданные на их базе или предназначенные для их обслуживания и мотоциклы, используемые в качестве техники в вооружённых силах.
БТВТ подразделяется на:
бронетанковое вооружение (БТВ) — бронированные боевые машины переднего края, такие как танки, БМП, БТР, БМД;
бронетанковую технику (БТТ) — военные машины на базе (шасси) БТВ, БРЭМ, танковые тягачи, подвижные танкоремонтные мастерские, машины технического обслуживания, мотоциклы).
Слайд 65Бронетранспортёр (броневой транспортёр, БТР) — броневая боевая машина, транспортёр, предназначенная для
доставки личного состава (стрелков) мотострелковых (пехотных, мотопехотных, десантных и так
далее) подразделений, материальных средств к месту выполнения поставленной боевой задачи и эвакуации раненых и поражённых с места боя.
Боевая машина пехоты, БМП — бронированная боевая машина, предназначенная для транспортировки личного состава к месту выполнения поставленной боевой задачи, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою.
Танк — бронированная боевая машина на гусеничном ходу, с пушечным вооружением в качестве основного, предназначенная для борьбы с танками и другими бронированными объектами противника, уничтожения огневых средств и живой силы противника, разрушения оборонительных сооружений типа дотов и дзотов.
Слайд 66Боевыми и техническими характеристиками боевых машин называется совокупность данных, характеризующих
их боевые свойства.
Боевые и технические характеристики подразделяются на пять разделов:
общие данные;
вооружение;
броневая защита;
подвижность;
средства связи и специальное оборудование.
К общим данным БТХ относятся:
боевая масса,
экипаж (экипаж и десант для БМП и БТР)
и основные размеры.
Слайд 67Боевой массой называется масса полностью укомплектованной машины с экипажем, боекомплектом
и заправленными эксплуатационными материалами. Боевая масса выражается в тоннах. Боевая
масса современных основных танков составляет примерно 40 т, а боевая масса БМП и БТР находится в пределах 10–15 т.
Экипаж. Экипаж современных танков состоит из 3 человек, а экипаж и десант БМП и БТР – из 9–11 человек.
Основные размеры. К основным размерам относятся длина машины (с вооружением и без вооружения), ширина и высота.
Длина современных машин по корпусу составляет 5–8 м, а длина с пушкой вперед достигает 10 м.
Ширина машин тесно связана с возможностью перевозки их по железной дороге. Ширина современных боевых машин не превышает величины, допустимой условиями железнодорожных перевозок, и составляет не более 3,4 м.
Высота боевых машин в определенной степени определяет их уязвимость от средств поражения противника, а также их устойчивость при движении по косогорам. Чем больше высота машины, тем она больше уязвима и менее устойчива. Естественное стремление при создании боевых машин – уменьшение их высоты.
Слайд 68Вооружение современных боевых машин состоит в основном из пушки и
пулеметов. На некоторых машинах, например, БМП, применяются дополнительно противотанковые управляемые
ракеты.
Броневая защита боевой машины характеризуется толщиной броневых листов и их углами наклона к вертикали. В зависимости от этих параметров броневая защита подразделяется на противопульную и противоснарядную.
Противопульной броней называется такая броня, которая обеспечивает надежную защиту от ружейно-пулеметного огня. Толщина противопульной брони достигает 30 мм. Противопульная броня применяется на БМП, БТР и других легких машинах.
Противоснарядная броня обеспечивает защиту от снарядов калибра 20 мм и выше. Противоснарядное бронирование применяется на танках.
Слайд 69Подвижность боевой машины характеризуется скоростями движения, запасом хода и параметрами
проходимости: средним давлением на грунт, углами подъема и крена, шириной
преодолеваемого рва, высотой стенки, глубиной брода и клиренсом.
Скорость движения. Необходимо отличать максимальную и среднюю скорости движения.
Максимальной скоростью называется скорость, соответствующая движению одиночной машины на горизонтальном участке асфальтированного шоссе на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя.
Запасом хода называется число километров, которое может пройти машина, используя полностью запас топлива. Для плавающих машин на плаву запас хода определяется в часах работы двигателя.
Средним давлением называется отношение веса машины к площади опорной поверхности. Среднее давление характеризует проходимость машины по мягким грунтам (по пашне, мокрому лугу, болоту).
Углы подъема и крена. Максимальная величина преодолеваемого машиной подъема зависит от мощности двигателя и сцепных свойств опорной поверхности с грунтом. Обычно угол подъема современных гусеничных и колесных боевых машин составляет 30°.
Примерно такого же порядка (около 25°) будет и угол крена, при котором машина может двигаться без потери управляемости.
Слайд 70Ширина рва. Предельная ширина преодолеваемого рва зависит от длины машины
и расположения центра тяжести. Если центр тяжести расположен посредине машины,
то теоретически ширина преодолеваемого рва равна половине длины машины. Практически, с учетом смещения центра тяжести и осыпания краев рва, эта ширина составляет примерно 0,4 от длины машины.
Высота стенки. Предельная высота преодолеваемой стенки для большинства машин равна высоте расположения оси переднего колеса и находится в пределах 0,7–1,0 м.
Глубина брода. Глубина преодолеваемого брода зависит от высоты расположения воздухопритоков корпуса БТВ. Для танков она составляет 1,2–1,3 м.
Клиренс. Клиренсом называется расстояние от опорной поверхности ходовой части до днища машины. Величина клиренса характеризует проходимость машины по мягким грунтам, снегу, вырубленному лесу и др. Чем больше клиренс, тем меньше вероятность посадки машины днищем на препятствие. Клиренс современных гусеничных и колесных боевых машин находится в пределах 0,4–0,5 м.
Слайд 713 учебный вопрос
Общее устройство машин.
Отделения корпуса.
Размещение экипажа.
Слайд 721.Корпус.
2.Башня.
3.Ходовая часть.
4.Силовая установка.
5.Трансмиссия.
6.Комплекс вооружения и управления огнем.
7.Электрооборудование.
8.Средства связи.
9.Специальное оборудование (ОПВТ,
ТДА, ППО, защита от ОМП, система пуска дымовых гранат).
10.Возимый комплект
ЗИП.
Слайд 73По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три
отделения: отделение управления, боевое отделение и силовое отделение.
отделение
управления
боевое отделение
силовое
отделение
Слайд 751.Корпус.
2.Башня.
3.Ходовая часть.
4.Силовая установка.
5.Трансмиссия.
6.Комплекс вооружения и управления огнем.
7.Электрооборудование.
8.Средства связи.
9.Специальное оборудование (ОПВТ,
ТДА, ППО, защита от ОМП, система пуска дымовых гранат).
10.Возимый комплект
ЗИП.
Слайд 77Рулевое управление
Тормозные системы
Зип, инструмент и принадлежности
Специальное оборудование
Средства связи
Электрооборудование
Трансмиссия
Ходовая часть
Корпус
Башня
Вооружение
Силовая установка
Слайд 78Отделение управления
Боевое отделение
Силовое отделение