Слайд 1Задание 21 на ЕГЭ. Функционально-смысловые типы речи.
Слайд 2 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера
ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложениях 17,
18, 20, 22 перечислены последовательные действия персонажей.
2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.
3) Предложения 8–9 включают описание.
4) Предложения 24–26 содержат повествование.
5) Преобладающий тип текста—рассуждение.
Слайд 3Описание
Это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица
путем перечисления и раскрытия его основных признаков.
Цель
описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.
Слайд 4Примеры:
В предложении 17 представлено описание.
(17)И вот
уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял
голый, чёрный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая чёрная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему.
Слайд 5Примеры:
В предложении 5 содержится элемент описания.
(5)Вообразим
горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство,
окружённое толщами непроницаемого чёрного камня.
Слайд 6Повествование
Это рассказ, о каком-либо событии в его временной
последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о
следующих друг за другом действиях.
Слайд 7Примеры:
В предложениях 1-2 представлено повествование.
(1)Все собрались,
(2)Сначала речь держал председатель здешнего колхоза, на чьей земле был
сооружён этот памятник.
Слайд 8Примеры:
Предложения 1-2 содержат элемент повествования.
(1)Когда я
вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был
старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2)Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.
Слайд 9Рассуждение
Это умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной
форме(анализ особенностей, причин, следствий, перспектив каких-либо явлений, событий), доказательство справедливости
какой-либо точки зрения, оценка обсуждаемого, отношение к предмету изображения.
Слайд 10Примеры:
В предложениях 2-3 содержится рассуждение.
(2)А мне
кажется, что самая большая романтика — в повседневном труде учёного. (3)Ведь
учёный — это тот человек, которому общество, человечество поручает узнавать новое об окружающем мире и о нас самих, то есть совершать открытия.
Слайд 11Примеры:
В 15-16 предложениях текста представлено рассуждение.
(15)Но
почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На
подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания.
Слайд 12Примеры:
В 13-19 предложениях содержится рассуждение.
(13)В
одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими.
(14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. (18) Уважительно и как друг.
(19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно...
Слайд 13Возможные формулировки
21 задания:
В предложениях 17, 18, 20, 22 перечислены
последовательные действия персонажей.
Преобладающий тип текста—рассуждение.
7 предложение текста противопоставлено по смыслу
предложению 6.
В предложениях 5—9 приводятся примеры к утверждению, высказанному в 4 предложении.
Предложение 14 не содержит примеров к мысли из предложения 13.