Слайд 1Задержка психического развития. Типы задержки психического развития.
Выполнила: студентка группы СДО-17
Мироненко вероника
Слайд 3 Выделяют 4 основных типа ЗПР:
Конституционального характера;
Соматогенного характера;
Психогенного характера;
Церебрально-органического характера.
Слайд 4ЗПР конституционального происхождения
При этом виде задержки психического развития эмоционально –
волевая сфера ребенка находится на более раннем этапе физического и психического
становления. Наблюдается преобладание игровой мотивации поведения, поверхностность представлений, легкая внушаемость. У таких детей даже при обучении в общеобразовательной школе сохраняется приоритет игровых интересов. При этой форме ЗПР гармонический инфантилизм можно считать главной формой психического инфантилизма, при которой наиболее ярко выражено недоразвитие в эмоционально – волевой сфере. Ученые отмечают, что гармонический инфантилизм нередко можно встретить у близнецов, это может указывать на связь данной патологии с развитием многоплодности. Обучение детей с данным типом ЗПР должно происходить в специальной коррекционной школе.
Слайд 5ЗПР соматогенного происхождения
Причинами данного типа задержки психического развития являются различные
хронические заболевания, инфекции, детские неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития
соматической системы. При этой форме ЗПР у детей может присутствовать стойкое астеническое проявление, которое снижает не только физический статус, но и психологическое равновесие ребенка. Детям присуща боязливость, стеснительность, неуверенность в себе. Дети этой категории ЗПР мало общаются со сверстниками из-за опеки родителей, которые стараются оградить своих детей от лишнего, на их взгляд, общения, поэтому у них занижен порог межличностных связей. При этом виде ЗПР дети нуждаются в лечении в специальных санаториях. Дальнейшее становление и обучение этих детей зависит от их состояния здоровья.
Слайд 6ЗПР психогенного характера
Центральным ядром данной формы задержки психического развития является
семейное неблагополучие (неблагополучная или неполная семья, различного рода психические травмы).
Если с раннего возраста на психику ребенка оказывалось травмирующее влияние неблагоприятных социальных условий, то это может привести к серьезному нарушению в нервно-психической деятельности ребенка и, как следствие, к сдвигам вегетативной функции, а следом и психических. В этом случае можно говорить об аномалии в развитии личности. Данную форму ЗПР нужно правильно дифференцировать от педагогической запущенности, которая патологическим состоянием не характеризуется, а возникает на фоне недостатка знаний, умений и интеллектуального недоразвития.
ЗПР церебрально-органического происхождения
Слайд 7Этот тип задержки психического развития встречается чаще других. Часто обладает
яркостью и стойкостью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности
ребенка. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы.
На этот вид ЗПР могут оказать свое патологическое влияние токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т.п.
Дети с этим видом ЗПР характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.
Слайд 8Психофизическая характеристика детей с ЗПР
В данное время внимание многих специалистов
из областей педагогики, психологии и медицины привлекают дети с не сильно выраженными
основами интеллектуальной недостаточности, которая наиболее заметно начинает бросаться в глаза, когда дети поступают в общеобразовательные школы. При обследовании таких детей выяснилось, что основной причиной их не успеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. В связи с этим, такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и т. п. формируются не только позже, но и несколько иначе.
Если сравнить детей, нормально развивающихся с этой категорией детей, то у вторых отмечается низкий уровень восприятия (данные Б. И. Белого, П. Б. Шошина). Представления об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойств и предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принять и переработать поступающие к ним через органы чувств информацию. К особенностям восприятия относится и неспособность ребенка найти необходимую вещь, если он заведомо не знает,
Слайд 9где она находится. Такие дети страдают недостатком пространственного восприятия и
недостатками в мыслительной деятельности. Для детей с ЗПР представляется трудность
целостное восприятие. Детям этой категории с большим трудом удается или вообще не удается вычленить отдельную часть из общего объекта, дорисовать, достроить объект.
Исследования Шошина П. Б. показали, что на быстроту восприятия этой категории детей влияет любое отклонение от их привычных условий жизни. Например, им трудно быстро определить предмет и его свойства, если этот предмет стоит не так, как они привыкли, такое же действие может оказать плохая освещенность, либо одновременная подача нескольких сигналов. Некоторые исследователи отмечают трудности детей с задержкой психического развития в ориентации влево вправо, а также то, что у этой категории детей целенаправленность и поэтапность в обследовании предмета отсутствуют, их действия при этом импульсивны и непоследовательны (Л. В. Кузнецова).
Слайд 10У детей с задержкой психического развития страдает процесс сложно-логического мышления.
Наглядно-действенное мышление у них протекает почти наравне с нормально развивающимися
детьми. Наглядно-образное мышление доступно не всем детям, в этой категории есть, дети которые лучше справляются с заданием, а есть те которые не могут в полном объеме его выполнить.
К первому классу дети с ЗПР испытывают трудности в сформированности словесно-логического уровня. Дети не понимают, что в задании главное, что второстепенное. В этом контексте понимания главное для них - речевое наглядно-образное мышление, а не конкретно-понятийное. Эта категория детей отличается еще и инертностью мышления.