Слайд 1Задержка психического развития
церебрально-органического генеза
Слайд 2
При этом варианте ЗПР сочетаются черты незрелости и
различной степени поврежденности ряда психических функций.
В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей (И.Ф. Марковская, 1993):
группа а — в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;
группа б — доминируют симптомы поврежденности: выявляются парциальные нарушения корковых функций, в структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.
Слайд 3При нарушении функционирования энергетического блока у детей с ЗПР ЦОГ
отмечается неустойчивость и истощаемость психического тонуса, как следствие, повышенная утомляемость
и снижение работоспособности, проявления расторможенности. Отклонения в работе энергетического блока ведут к нарушениям процесса внимания, который обеспечивает основу любой психической деятельности.
Нарушения в деятельности блока приема, переработки и хранения информации проявляются в расстройствах гнозиса и мнезиса. Недостатки внимания также негативно сказываются на процессах ощущения и восприятия.
Клинические исследования деятельности мозга детей с ЗПР ЦОГ показали, что у них может быть нарушено функционирование одного или нескольких блоков (по А. Р. Лурия). Варианты этих нарушений зависят от качества, силы и времени воздействия вредоносного фактора, что, в свою очередь, ведет к соответствующим внешним проявлениям.
Слайд 4Внимание
Нарушения внимания детей данной категории проявляются в снижении устойчивости, концентрации,
неадекватных колебаниях внимания. Г. И. Жаренкова выделяет следующие варианты снижения
устойчивости внимания: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.
З. Тжесоглава отмечает, что для таких детей характерен чрезвычайно ограниченный объем внимания, «генерализированное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках, «прилипание» (персеверация), выражающееся в снижении способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Внимание детей с ЗПР ЦОГ трудно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности. Им присуща утомляемость и истощаемость процесса внимания, повышенная отвлекаемость на второстепенные раздражители. В результате очевидна недостаточная целенаправленность деятельности детей, которые большей частью действуют импульсивно.
Слайд 5Восприятие
Как отмечает Л. А. Венгер, восприятие составляет
основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовывать деятельность
в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Установлено, что у детей с ЗПР ЦОГ восприятие также характеризуется рядом особенностей. К ним относятся недостаточная полнота и точность восприятия, что, по мнению О. В. Защиринской, напрямую связано с нарушением внимания, а также механизмов произвольности у таких детей, активность восприятия и скорость выполнения перцептивных операций снижена, слабо сформировано аналитическое восприятие. Дети с ЗПР ЦОГ не обдумывают информацию, которую воспринимают («вижу, но не думаю»). В процессе восприятия у них нарушена сама функция поиска, они не пытаются всмотреться в объект, материал воспринимают поверхностно; не умеют выделять основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Одной из особенностей их восприятия является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг). Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предмета.
Слайд 6Ориентировочно-исследовательская деятельность
Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по
сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет,
не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов. Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предметов, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс усвоения предметов на ощупь.
Слайд 7Память
Память детей с ЗПР ЦОГ также отличается качественным своеобразием. В
первую очередь у детей ограничен объем памяти, снижена скорость и
прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. Особенно страдают те виды памяти, которые требуют участия мыслительных процессов. Дети с ЗПР ЦОГ испытывают наибольшие трудности в овладении опосредованным запоминанием. Наблюдается значительное расхождение между возможностью применить определенный интеллектуальный прием и продуктивностью его использования. Дети с ЗПР ЦОГ с трудом овладевают сложными видами памяти, поэтому преимущественно пользуются механическим заучиванием. Р. В. Демьянчук, исследуя память детей с ЗПР ЦОГ, отмечает, общие закономерности особенностей памяти, а также некоторые факты, оказывающие влияние на процессы запоминания: в структуре кратковременной памяти доминирует зрительный тип памяти; объем как кратковременной, так и долговременной памяти значительно снижен; низкие показатели образной и ассоциативной памяти; преобладание активной непроизвольной памяти.
Слайд 8Мышление
У детей с ЗПР ЦОГ отставание отмечается уже на уровне
наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи
подчеркивают сложность создания целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. У таких детей преобладает репродуктивный характер деятельности, замедлен процесс формирования мыслительных операций. Ряд исследований обнаруживает недостаточный уровень сформированности основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции; отмечает непланомерность анализа, недостаточную его тонкость, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы.
В целом мышление детей с ЗПР ЦОГ характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной гибкости мышления, склонности к шаблонам, стереотипным решениям. Способ действия, эффективный в одних условиях, неоправданно переносится в другие.
Слайд 9Познавательная деятельность
Для познавательной деятельности детей с ЗПР характерна неравномерность развития
отдельных ее сторон. В ряде исследований отмечается, что у детей
с ЗПР отсутствует, как умение самостоятельно поставить задачу, так и готовность к выполнению данного им задания - в этом проявляется их недостаточная познавательная активность. У многих не наблюдается и ориентировочного этапа деятельности: дети приступают к решению задачи, не проанализировав условий и не наметив плана. Основные затруднения при выполнении задания связаны с импульсивностью действий. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую работу приводит детей ко многим ошибкам. Из-за этого они часто производят лишние, хаотичные действия в поисках верного решения или удовлетворяются первым пришедшим в голову способом.
Слайд 10Эмоционально-волевая сфера
Особого внимания заслуживает рассмотрение эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
ЦОГ. Она представлена органическим инфантилизмом. У таких детей часто отсутствует
живость и яркость эмоций. Они характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. В игровой деятельности проявляется бедность воображения и творчества, определенная монотонность и однообразие действий, преобладание компонента двигательной расторможенности.
В зависимости от преобладающего эмоционального фона выделяют неустойчивый и тормозимый варианты течения органического инфантилизма. Неустойчивый вариант течения органического инфантилизма характеризуется психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью. Для таких детей характерна малая способность к волевому усилию и систематической деятельности. Тормозимый вариант характеризуется преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью, боязливостью.
Слайд 11Речевое развитие
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с
ЗПР. Нарушения речи при ЗПР преимущественно носят системный характер и
входят в структуру дефекта.
Большинству детей присущи недостатки звукопроизношения. Г. Г. Голубева отмечает среди нарушений звукопроизносительной стороны речи преимущество смешений и искажений, что указывает на недоразвитие фонематических процессов. Данные нарушения оказывают негативное влияние на овладение лексико-грамматической стороной речи и снижают возможности детей в понимании речи. Среди воспитанников специализированных групп много детей с таким речевым нарушением, как дизартрия.
Основными характерными чертами словарного запаса детей с ЗПР являются бедность и неточность (Е. В. Мальцева, З. Тржесоглава, С. Г. Шевченко). Одной из выраженных особенностей является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ЗПР ЦОГ понимают значение многих слов, однако их актуализация вызывает большие затруднения. Для таких детей характерно неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафазии, несформированность обобщающих понятий и, соответственно, отсутствие в словаре обобщающих слов. Отмечается несформированность семантических полей, трудности в актуализации словаря. В словаре детей с ЗПР ЦОГ преобладают существительные и глаголы, употребление которых сужено.
Слайд 12Вывод
1) Недостаточная познавательная активность и незрелость высших психических функций –
внимания, восприятия, памяти и мышления - определяют своеобразие протекания у
детей с ЗПР ЦОГ познавательной деятельности. Поскольку познавательная деятельность является способом освоения знаний и представлений об окружающем, то у детей данной категории «багаж» знаний часто ограничивается обиходными представлениями и характеризуется бедностью и неточностью.
2) Недоразвитие когнитивных предпосылок и ограниченность представлений об окружающем мире определяют ряд особенностей речевого развития детей с ЗПР ЦОГ. Среди них бедность и неточность словаря, несформированность семантических полей, фонематических процессов, системы словоизменения и словообразования. Связное высказывание, как наиболее сложный и поздний вид речевой деятельности, к старшему дошкольному возрасту оказывается несформированным.