Разделы презентаций


ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ

Содержание

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ».ОСНОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ – «недоимки» классической философии: абсолютизация разумного; оторванность от жизненных проблем; игнорирование отдельного, «конкретного» человека.2.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ.
1. Особенности современной западной философии. «Философия

жизни».
2. Иррационализм экзистенциализма и психоаналитической философии.
3. Философия науки XIX–ХХ

вв.
4. Феноменология, прагматизм, персонализм.
5. Основные представители и идеи герменевтики, структурализма и постмодернизма.

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ.1. Особенности современной западной философии. «Философия жизни».2. Иррационализм экзистенциализма и психоаналитической философии. 3.

Слайд 2 ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ

ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ».
ОСНОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ – «недоимки» классической

философии: абсолютизация разумного; оторванность от жизненных проблем; игнорирование отдельного, «конкретного» человека.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ – кризис западной цивилизации: империализм, обострение классовой борьбы, первая мировая война.

3. КУЛЬТУРНЫЕ – новые направления в искусстве: модернизм (символизм, акмеизм, импрессионизм) и авангард (футуризм, сюрреализм, дадаизм).

4. НАУЧНЫЕ – кризис механической картины мира: открытие микромира, теория относительности Эйнштейна.

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ. «ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ».ОСНОВАНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ

Слайд 3ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ

ФИЛОСОФИИ

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

Слайд 4«Философия жизни» – реакция на панлогизм и трансцендентализм НКФ
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-

ЖИЗНЬ (А НЕ РАЗУМ) ЕСТЬ ОСНОВА БЫТИЯ;
ИНТУИТИВИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ


КАК АДЕКВАТНЫЕ СУЩНОСТИ ЖИЗНИ СПОСОБЫ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ;
ЭСТЕТИЗМ: ИСКУССТВО КАК АДЕКВАТНАЯ ПОЛУЧЕННЫМ ЗНАНИЯМ ФОРМА ИХ ВЫРАЖЕНИЯ

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1

«Философия жизни» – реакция на панлогизм и трансцендентализм НКФБАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ- ЖИЗНЬ (А НЕ РАЗУМ) ЕСТЬ ОСНОВА БЫТИЯ;

Слайд 5

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX

ВВ. ВОПРОС № 1

АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788–1860)

1. КРИТИКА ПАНЛОГИЗМА ГЕГЕЛЯ. Он одним из первых переосмыслил формулу Гегеля «Все действительное — разумно, все разумное — действительно». И помог ему в этом реальный исторический опыт, который все больше и больше свидетельствовал о том, что слепой инстинкт, воля к жизни нередко перевешивают доводы рассудка.
2. МИР ЕСТЬ НЕ САМОРАЗВИТИЕ ДУХА, А ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, он обусловлен априорными формами сознания (время, пространство, каузальность).
3. Носитель представлений – тело, а сущность тела – ВОЛЯ К ЖИЗНИ. Это – «вещь - в - себе», способ бытия всех тел, суть мира. Этапы объективации воли:
- силы природы (тяготение, магнетизм) — слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление;
- растительный мир – характеризуется наличием чувствительности, например, к холоду или свету, — неким подобием представления;
животное царство уже способно видеть, ощущать и активно действовать в окружающем его мире. На этой ступени уже более ясен характер воли и её противоречивость: каждое животное существует за счёт пожирания другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же;
человек есть высшая ступень объективации воли, осознающая свою смертность, войны, революции, бессмысленные кровопролития, ложь, обман и пр.
4. СУЩНОСТЬ ВОЛИ – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ через борьбу с другими волями, конфликты, мучения и безысходные страдания.
5. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ТРАГЕДИЯ, ведь суть жизни – страдания, непрерывное движение сквозь боль и скуку. Способы достойной жизни: - искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
- этический (моральный) аскетизм: самоограничение и помощь другим.
- философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.


Слайд 6ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1
ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844

– 1900)
1. «Жизнь — это воля к власти; по

природе нам свойственно желание господствовать над миром, переделывать его сообразно нашим предпочтениям, и утверждать свою силу в максимально возможной степени».
2. «Христианская мораль, отождествляющая праведность с кротостью и рабской покорностью, как ничто другое, повинна в создании культурного климата, подавляющего порыв к превосходству и самореализации».
- это рабская мораль;
- это стадная мораль;
- это отчуждающая мораль; «ПАДАЮЩЕГО ПОДТОЛКНИ!»
- это лицемерная мораль;
- это бессильная мораль.
3. «БОГ УМЕР. БОГ МЕРТВ. И МЫ УБИЛИ ЕГО».
4. "Я учу вас о сверхчеловеке. Человек — это то, что должно преодолеть... Сверхчеловек — соль земли. <...> Взгляните на добрых и праведных. Кого ненавидят они больше всего на свете? Человека, который рушит их скрижали, сокрушителя, нарушителя закона; но он — творец».
5. «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью... В человеке важно то, что он МОСТ, а не ЦЕЛЬ: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель».
6. Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники и святые. Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами.







"ВСЁ, ЧТО НАС НЕ УБИВАЕТ - ДЕЛАЕТ НАС СИЛЬНЕЕ"

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 – 1900) 1. «Жизнь — это

Слайд 7КОСМОЛОГИЯ ЖИЗНИ АНРИ БЕРГСОНА (1859-1941)

Бог
жизненный порыв (он вне материи

и духа, они есть продукты его распада)
борьба с материей




победа

привитие жизни к материи

инстинкт: дорациональная способность сохранения жизни

интеллект: рациональная деятельность, направленная на вещи

интуиция: сверхрациональная деятельность. Направленная на творчество, она есть воссоздание реальности; направленная на сознание она открывает его субстанциональную основу – длительность как субъективное переживание времени. Жизнь сознания тем самым противопоставляется «механическому» времени материи.












ПОРАЖЕНИЕ

КОСМОЛОГИЯ ЖИЗНИ АНРИ БЕРГСОНА (1859-1941)Бог жизненный порыв (он вне материи и духа, они есть продукты его распада)борьба

Слайд 8ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР
1880 - 1936

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС №

1
1. Основа бытия – воля к жизни, способ проявления жизни

– историческое чередование культурных форм.
2. Критика основных постулатов западной исторической науки – европоцентризма, панлогизма, историзма, «линейной» направленности.
3. Учение о восьми равноценных по уровню достигнутой зрелости культурах: египетской, индийской, вавилонской, китайской, «апполоновской» (греко-римской), «фаустовской» (западноевропейской), майя, магической (арабо-византийской) и назревающей русско-сибирской.
4. Движение истории – это развитие культурно-исторических форм, средний срок жизни которых примерно 1200-1500 лет.
5. Смерть культуры – это цивилизация: мировые города, городская масса, деньги, захватнические войны.

1918 г.

ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР1880 - 1936ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 1 1. Основа бытия – воля к

Слайд 9ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ
АТЕИСТИЧЕСКИЙ
Карл Ясперс
1883-1969
Габриэль Марсель (1889-1973)
Николай Александрович Бердяев
(1874-1948)
Мартин Хайдеггер

(1889-1960)

Альбер Камю (1913-1960)

Жан-Поль Сартр
(1905-1980)

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования (человека)», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности».

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2. ИРРАЦИОНАЛИЗМ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА И ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИРЕЛИГИОЗНЫЙАТЕИСТИЧЕСКИЙКарл Ясперс 1883-1969Габриэль Марсель (1889-1973)Николай

Слайд 10

ЗАПАДНАЯ

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2.

1. ЧЕЛОВЕКУ РЕАЛЬНОСТЬ ОТКРЫВАЕТСЯ В ДВУХ ФОРМАХ: СУБЪЕКТИВНОЙ И ОБЪЕКТИВНОЙ. Наша значимость связана не с фактами объективного мира, над которым мы не властны, а с осознанием субъективного, который мы полностью контролируем.

2. ТОЛЬКО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРЕДШЕСТВУЕТ СУЩНОСТИ; ЛЮДИ САМИ ДЕЛАЮТ СЕБЯ ТЕМ, ЧЕМ ОНИ СТАНОВЯТСЯ.

3. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СОВЕРШЕННО СВОБОДЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К СВОЕЙ ПРИРОДЕ И СУДЬБЕ. Каждый из нас — властелин нашего субъективного мира, он сам выбирает свою сущность.

4. ВЫСОКООРГАНИЗОВАННЫЙ И ЖЕСТКО УПОРЯДОЧЕННЫЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР ПРОТИВОСТОИТ ЧЕЛОВЕКУ И КАЖЕТСЯ АБСУРДНЫМ («АД – ЭТО ДРУГИЕ» Ж.- П. Сартр).

5. ПОЛНОСТЬЮ ПРИЗНАВАЛ АБСУРДНОСТЬ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА И ВОПРЕКИ ЭТОМУ АБСУРДУ ПОДЛИННАЯ ЛИЧНОСТЬ ДОЛЖНА БУНТОВАТЬ И САМА ТВОРИТЬ ЦЕННОСТИ.


Слайд 11

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2.

Зигмунд Фрейд
(1856 - 1939)

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Формы проявления и методы исследования бессознательного:
1) анализ невротических симптомов (печаль, расстройства сна, снижение аппетита, подавленность, усталость, раздражительность);
2) толкование сновидений;
3) анализ ошибочных действий (оговорок, описок, очиток, забывания имен и намерений, потери предметов и т.п.).





Слайд 13
ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX

ВВ. ВОПРОС № 2.
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875–1961)

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2. КАРЛ ГУСТАВ

Слайд 14АРХЕТИ́П (от Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание

коллективного бессознательного и являемые в образах и мотивах сновидений, мифов,

сказок и т.п.

ПРИМЕРЫ АРХЕТИПОВ
ПЕРСОНА - это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество.
АНИМА И АНИМУС отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус - мужские (маскулинные) характеристики в женском.
ТЕНЬ - это некая обратная, темная сторона Я. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни. Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков и в этом качестве играет большую роль в формировании депрессии и неврозов. Юнг, как психотерапевт, писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы.
Но наиболее важным архетипом Юнг считал САМОСТЬ. Сочетая и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости (и психотерапии) - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактуализации, что определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности.
Также к архетипам относятся: ПОХИЩЕНИЕ ОГНЯ. ЖЕРТВА, ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ХАОС. АКТ ТВОРЕНИЯ. ГРЕХОПАДЕНИЕ, ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ. СОЮЗ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ. СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ. УБИЙСТВО ВОЖДЯ (ЦЕЗАРЯ, ЦАРЯ), ОТЦЕУБИЙСТВО, БРАТОУБИЙСТВО. ВОЗМЕЗДИЕ. БОГИНЯ-ДЕВА, БОГИНЯ ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА. БОРЬБА БОГОВ МЕЖДУ СОБОЙ. ОЧИЩЕНИЕ, КРОВЬ, МЕСТЬ ЗА ОТЦОВ. ВОЗРОЖДЕНИЕ, ИЛИ ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ. ВОСКРЕШЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. БОЖЕСТВЕННЫЙ СУД.

БАЗОВЫЕ СВОЙСТВА АРХЕТИПОВ
Архетип, являясь структурой коллективного бессознательного, должен проявляться у всех народов и во все эпохи.
Архетип должен восприниматься доосознанно (а не вследствие научения).
Архетип должен иметь черты, связывающие его с жизнью как процессом либо элементами таковой; не бывает «оторванных от жизни» архетипов.
Архетип должен иметь объединяющую силу для некоторого количества индивидов.
Архетип обладает сильным влиянием на эмоции человека.

АРХЕТИ́П (от Αρχέτυπο — первообраз) — универсальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного и являемые в образах и

Слайд 15Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ,

он пришел к выводу, что с помощью этой противоположных ориентаций

невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в неё психологические функции.
ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ИМ, — ЭТО МЫШЛЕНИЕ, ОЩУЩЕНИЕ, ЧУВСТВО И ИНТУИЦИЯ.
МЫШЛЕНИЕ И ЧУВСТВО
Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует своё внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит ценности вещей в категориях “плохой или хороший”, “приятный или неприятный”, “побуждает к чему-либо или взывает скуку”.
ОЩУЩЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ
Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.
Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация обычно является доминирующей, точно также, только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и осознаётся. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека.

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию ЭКСТРАВЕРСИИ И ИНТРОВЕРСИИ, он пришел к выводу, что с помощью

Слайд 16

















1. Продуктивный способ обретения человеком единства с миром – любовь и труд (биофилия).
2. Непродуктивность - это неспособность любить и реализовать себя, использовать свои силы, место которых занимают навязанные бессознательной тревогой формы активности, она выражается в четырех формах «бегства от свободы»:
- садизм – эксплуататорский характер;
- мазохизм – рецептивный характер;
- деструктивизм – стяжательский характер; НЕКРОФИЛИЯ
- «автоматизирующий конформизм» (реализуется в форме отказа от
собственного «Я», обезличивания, подчинения массовым стандартам) –
рыночный характер.






ЭРИХ ФРОММ (1900-1980)

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 2.

Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура - страсти человека и тревоги его — продукт культуры».

… дружелюбие или враждебность и разрушительность, жажда власти и стремление к подчинению, отчужденность, тенденция к самовозвеличению, скупость, тяга к чувственным наслаждениям или страх перед ними — все эти и многие другие стремления и страхи, которые можно обнаружить в человеке, развиваются как реакции на определенные условия жизни. <…> Ни одна из таких склонностей не является изначально присущей человеку. <…> Образ жизни, обусловленный особенностям экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.


Слайд 17

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ.

ВОПРОС № 3.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ XIX–ХХ ВВ.
1. КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ

Огюст КОНТ (1798 -1857)

ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ
Теологическая (фиктивная): объяснение посредством сверхъестественных факторов (фетишизм, политеизм, монотеизм).
Метафизическая (абстрактная): объяснение посредством «сущностей» или «абстракций» (философия).
Позитивная (реальная, научная): объяснение посредством законов, «подчинение воображения наблюдению)».

ЗАПАДНАЯ

Слайд 18

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС

№ 3.

Ри́хард Авена́риус (1843 – 1896)

Эрнст Мах (1838 – 1916)

ПРИНЦИПЫ ПОНИМАНИЯ НАУЧНОГО ОПЫТА В ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМЕ

2. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (МАХИЗМ) - ВТОРАЯ ВОЛНА ПОЗИТИВИЗМА

нейтральность элементов мира
(против основного вопроса философии)
равноправие элементов мира
(против категориального аппарата философии)
функционализм (против детерминизма)
дискриптивизм (против научного объяснения и предсказания)
принцип экономии мышления (принцип предпочтения научных концепций)

ЗАПАДНАЯ

Слайд 19

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3.

3. НЕОПОЗИТИВИЗМ (логический позитивизм)
Центр: кафедра философии индуктивных наук Венского университета.
Основные представители: МОРИЦ ШЛИК, КУРТ ГЕДЕЛЬ, РУДОЛЬФ КАРНАП, ОТТО НЕЙРАТ. Также (но независимо от кружка) в рамках этого направления работал ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН.

Лю́двиг Витгенште́йн
(1889 – 1951)

• Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление «за» языком — это химера).
• Есть только один мир — мир фактов, со-бытий (со­существование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.
• Предложение — картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).
• Смысл предложения выражает со-бытие.
• Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.
• Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: «Сергей любит Лену» и «Сергей ненавидит Лену». В фактуальном мире мы обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. «В мире,— пишет Витгенштейн,— все есть, как оно есть, а все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности...». Высшее себя показывает, оно мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)
• «То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно». Обо всем остальном, например мистическом, лучше молчать.
• Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.
• Цель философии — не особые философские предложения, а логическое прояснение языка. Потому философия — это не особое учение, а деятельность по прояснению языка.


Слайд 20

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3.

В 1929 на конференции в Праге Отто Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. ВЕНСКИЙ КРУЖОК», в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма. Источниками этого нового движения манифест кружка объявляет ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЭМПИРИЗМ, БРИТАНСКИЙ УТИЛИТАРИЗМ И ЛИБЕРАЛИЗМ.
«Метод логического анализа и есть то, что существенно отличает новый эмпиризм и позитивизм от старого... Когда кто - то утверждает: «Бог существует», «Первоосновой мира является бессознательное», «Существует энтилехия как последний принцип живого существа», то мы спрашиваем: «Что ты имеешь в виду под этими высказываниями?» И тогда оказывается, что существует резкая граница между двумя видами высказываний. К одному виду принадлежат высказывания, как они осуществляются в эмпирической науке; их смысл можно установить посредством логического анализа, точнее — посредством их сведения к простым высказываниям о том, что дано эмпирически. Другие высказывания, к которым относят приведенные выше, оказываются полностью бессмысленными (bedeutungsleer), если принимать их такими, как их видит метафизик. Метафизик и теолог верят, сами себя вводя в заблуждение, что своими предложениями они что-то высказывают, представляют какое - то положение дел. Анализ, однако, показывает, что эти высказывания ничего не означают, а являются выражением некоторого чувства жизни. Выражение такого рода чувства конечно же может быть важной жизненной задачей. Но адекватным выразительным средством для этого является искусство, например лирика или музыка. Если же вместо этого избирается теоретическая языковая форма, то появляется опасность симуляции теоретического содержания там, где его вообще нет. Если метафизик или теолог хочет сохранить привычную языковую экипировку, то он должен осознавать и признавать, что он осуществляет не изложение, а выражение, производит не теорию, результат познания, а поэзию или миф».
«НАУЧНОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. ВЕНСКИЙ КРУЖОК»

Отто Нейрат (1882 – 1945)


Слайд 21ВЫВОД : наука есть обобщение опыта, она индуктивна

ВЫВОД : наука есть обобщение опыта, она индуктивна

Слайд 222. Модель теоретического познания
ВЫВОД: научное знание – верифицируемо!
Оно начинается

с опыта или сводится к опыту!

2. Модель теоретического познанияВЫВОД: научное знание – верифицируемо! Оно начинается с опыта или сводится к опыту!

Слайд 23ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3.

4. ПОСТПОЗИТИВИЗМ

КАРЛ ПОППЕР
(1902 - 1994)










НОВАТОРСТВО
Изменить отношение к опыту: искать не миллион подтверждений, а одно опровержение: фальсификационизм;
Изменить отношение к методу: не индукция (т.к. она редко полная), а метод проб и ошибок (как у природы);
Изменить отношение к истине – это не норма, а идеал - все теории будут опровергнуты.

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 3.

Слайд 24МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: Учение о парадигме Т. Куна
Структура парадигмы:
Символические обобщения

(F=ma).
Концептуальные модели («Все состоит из атомов», «Нет ничего случайного»).
Ценностные установки

(независимость науки от философии и религии, экспериментально-математическое естествознание).
Образцы решения задач.

Стадии развития науки:
Допарадигмальная: сбор и обобщение материала, смешение субъективного и объективного в объяснении.
Создание парадигмы: появление теории и ее признание научным сообществом.
Нормальная наука: успешная работа парадигмы.
Революционная наука: аномалии достигают критической массы, отказ от парадигмы.


ПАРАДИГМА: дисциплинарная матрица в виде эффективной теории, применяемая в качестве образца постановки и решения научных задач. Парадигма предполагает: эффективную теорию; классиков ее применения; научное сообщество, которое им подражает.

МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: Учение о парадигме Т. КунаСтруктура парадигмы:Символические обобщения (F=ma).Концептуальные модели («Все состоит из атомов», «Нет

Слайд 25


















Побеждает та НИП, в которой теоретический
рост

превосходит эмпирический.
1. Критика Т. Куна


Нет одной парадигмы в

дисциплине;
Парадигму не бросают, старая и новая парадигмы конкурируют.

Имре Лакатос

2. Учение о научно-исследовательских программах: совокупностях теорий, связанных генетически и методологически.

Побеждает та НИП, в которой теоретическийрост  превосходит эмпирический.1.  Критика Т. КунаНет

Слайд 26Пол Фейерабенд
1924-1994

Пол Фейерабенд1924-1994

Слайд 27

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 4.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ПРАГМАТИЗМ, ПЕРСОНАЛИЗМ

ЭДМУНД ГУ́ССЕРЛЬ (1859 – 1938)

1. Термин «феноменология» происходит от греческих слов phainómenon, которое означает «то, что является» и lógos – «изучение». В изложении Гуссерля феноменология изучает структуры и содержание сознания.
2. Цель феноменологии - объективное изучение того, что обычно считается субъективным – феноменов сознания (чувств, суждений, восприятий и пр.).
3. Феноменология лежит в основе философии (как человеческого, т.е. через сознание видения мира) и именно феноменология, через прояснение объективного механизма работы сознания, должна сделать философию строгой (общезначимой) наукой.
4. Элементы акта сознания — {Субъект (как синтез апостериорного и априорного Я)), Объект, Смыслы}.
5. Обычные люди верят в объективность внешнего мира (естественная установка), феноменолог — в априорную реальность смыслов своего сознания (феноменологическая установка) – мир есть «порождение» нашего сознания (радикальная беспредпосылочность). Для перехода от естественной установки к феноменологической необходимо совершить три редукции (ЭПОХЕ) – т.е. использовать «метод рефлексии».


Слайд 28 {ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ (КАК СИНТЕЗ АПОСТЕРИОРНОГО И АПРИОРНОГО

Я)), СМЫСЛЫ}




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
РЕДУКЦИЯ РЕДУКЦИЯ РЕДУКЦИЯ
(устраняет внешний мир и (устраняется апостериорное Я) (исключаются априорные)
все науки, которые его категории
изучают: «является не мир, но
смысл мира»)
6. ЧТО ЖЕ НАХОДИМ МЫ ВНУТРИ ПОСЛЕ СОВЕРШЕНИЯ ЭПОХЕ?
ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ (направленность на что-то, поток феноменов)

НОЭМА НОЭЗИС
(“что” сознания: образ и смысл в их единстве) (“как” сознания, т.е. способы полагания предмета:
воспоминания и мечты,
предвосхищения и желания,
представления и оценки).



СОЗНАНИЕ – СФЕРА СВОБОДЫ, МИР – ПРОДУКТ РАЗВЕРТЫВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОСТИ, ПРИПИСЫВАЮЩЕЙ ВСЕМУ СМЫСЛЫ.

{ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ (КАК СИНТЕЗ АПОСТЕРИОРНОГО И АПРИОРНОГО Я)), СМЫСЛЫ} ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Слайд 29БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ
(1) Сознание — это жизненный мир человека, его

опыт, наполненный цветами, звуками, запахами.
(2) Сознание интенционально (от лат. «быть

на что-либо направленным»), т.е. обращено к познаваемому.
(3) Чтобы не внести в него чуждые ему предпосылки, не являющиеся результатом философствования, они должны быть «заключены в скобки». Речь идет о приеме «эпохе» (от греч. «воздержание от необоснованных суждений»).
(4) Сознание оперирует феноменами (от греч. «являющееся»), тем, что содержит смыслы.
(5) Можно сказать, что все сведено (редуцировано) к феноменам. В этом заключен смысл феноменологической редукции.
(6) Чтобы обеспечить полноту сознания, необходимо варьировать феномены, или, что то же самое, переживания.
(7) Чем больше вариаций, чем тщательнее синтезируется поток переживаний, тем выше шанс усмотреть идентичное, сущностное, т.е. эйдосы (от греч. «сущность»).
(8) Усмотрение сущности есть, по определению, эйдетическая интуиция.
(9) Выявленные смыслы позволяют прояснить содержание всего того, что было предварительно взято в скобки, в том числе и статус объектов.
(10) Согласованность человеческого опыта выступает как истина.
(11) Истина для всех людей одна и та же, ибо Другой — такой же, как и Я.
(12) В истинном бытии реализуется ответственность людей.
(13) Философская неряшливость приводит к утрате наукой своей жизненной значимости, к забвению человека, к кризисам, в том числе к фашизму и тоталитаризму. В этом состоит кризис всех типов наук.
(14) Выходом из критической ситуации является тщательная феноменологическая работа.

БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ(1) Сознание — это жизненный мир человека, его опыт, наполненный цветами, звуками, запахами.(2) Сознание интенционально

Слайд 304. Способ устранения кризиса наук – их возращение к подлинному

бытию:

ПРИРОДА

ДОМ

РОДИНА

«СРЕДА ВЕЩЕЙ»
(идеализация, формализация, символизация, измерение, технизация)
ИСТОРИЧЕСКИ
ОБУСЛОВЛЕННЫЙ
Lebenswelt
НЕОБХОДИМО ВИДЕТЬ ВЕЩИ ЧЕРЕЗ

ПРИЗМУ ЖИЗНЕННОГО МИРА
4. Способ устранения кризиса наук – их возращение к подлинному бытию:ПРИРОДА↓ДОМ↓РОДИНА↓«СРЕДА ВЕЩЕЙ»(идеализация, формализация, символизация, измерение, технизация)ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЙLebensweltНЕОБХОДИМО

Слайд 31

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 4.

Чарльз Пирс
(1839 - 1914)

Джон Дьюи
(1859 - 1952)

ПРАГМАТИЗМ

1. В качестве цели человеческого существования прагматизм выдвигает индивидуальное благополучие (богатство, слава и пр.).
2. Основным героем философии прагматизма является делец - энергичный, волевой стяжатель, проникнутый духом индивидуализма и эгоизма. А долгое и обстоятельное размышление — нужно ли оно? Ведь за это время можно упустить шанс. Важна энергия, практическая сметливость, размах и деловитость, убежденность, что с любой проблемой можно справиться.
3. Субъективный идеализм. Каждому человеку дан лишь его индивидуальный непосредственный опыт как совокупность чувственных восприятий, волевых усилий, эмоций, а также подсознательных психических актов. Этот внутренний индивидуальный опыт человека должен быть гармонизирован. Сознание человека направляется на свой внутренний мир, чтобы собственное мышление согласовать с действиями.
4. Познание рассматривается прагматистами как попытка решить определенную проблему в конкретной ситуации; человек сам себе создает объект познания.
5. Истину прагматисты толкуют как соответствие мысли действию, считают ее научной в том случае, если она представляет собой полезную рабочую гипотезу. Еще Ч. Пирс утверждал, что истина состоит в будущей полезности для наших целей. Как только истина перестает «работать» на нас, она перестает быть истиной. Прагматисты отрицают объективность истины, а, следовательно, научной теории. КРИТЕРИЕМ ИСТИНЫ ОБЪЯВЛЯЮТ «ПОЛЬЗУ» ИЛИ «УДОБСТВО». Идеи и теории толкуются в прагматизме как «инструменты» (поэтому Дьюи назвал прагматизм «инструментализмом»), которые служат орудиями для успешного разрешения напряженных ситуаций.
6. Согласно прагматизму смысл жизни в том, чтобы найти себе удобное место под солнцем, а для этого хороши все средства, которые полезны, независимо от того, соответствуют они какой-либо теории или нет.


Слайд 32ПЕРСОНАЛИЗМ
1. Персонализм с самого начала противопоставляет себя как идеализму («чистый»

дух), так и материализму («чистое» тело).
2. Персонализм утверждает единство материального

и духовного начала, и это единство находится в человеке, поэтому именно человек и является центром познания, центром всех ценностей и всей деятельности. А поскольку в каждом человеке это единство проявляется по-своему, каждый человек есть личность, неповторимое создание, то и этих центров может быть столько, сколько людей на земле.
3. Основными терминами персонализма являются вовлечение и трансценденция: вовлечение человека в материальный (экстериоризация) и духовный процесс (интериоризация) настоящего мира и трансценденция, т. е. выход его из этого процесса.
4. Начало, объединяющее все личности – Бог. Истоки каждого человека как личности находятся в том, что человек есть образ и подобие Божье. Человеку нужно вернуться к своим истокам — к Богу и таким образом познать самого себя и обрести мир и в своей душе, и в обществе. Задача персоналистов не в построении новой системы, а в переориентации человека, возврате его к первохристианским истокам.
5. Личность характеризуется свободой, поэтому ни о каких детерминирующих моментах общества речь идти не может: человек свободен и поэтому он не подчиняется экономическим и историческим закономерностям. Внутренней самоцелью истории человечества является развитие личностного начала.
6. Истинное познание человека, личности самого себя невозможно без общения, без коммуникации. Человек не всегда имеет возможность полного общения с другим человеком, но, даже находясь в одиночестве, человек, тем не менее, остается личностью. Это возможно постольку, поскольку с человеком всегда есть Бог. В человеке всегда есть это Божественное «Ты», и, погружаясь в свои собственные глубины, человек всегда общается с Богом, Который никогда его не покидает, в отличие от наших земных собеседников.
7. Природа и общество не противостоят личности как чуждые и внешние объекты, а раскрываются в своей полноте и уникальности посредством диалога. Смыслом и целью персоналистской революции является установление личностной коммуникации, полнотой отношений "Я" к "Ты". Коммуникация, пережитая как личностный опыт связи "Я" и "Ты" в "Мы", предстает как высшая ценность и норма Персоналистского Универсума, общности людей, связанных братской любовно. Любовь трактуется как ответственность "Я" перед "Ты", как единственный способ решения основной культурной задачи, нравственного совершенствования личности.
8. Особая миссия возлагается на религию, которая должна выйти из теологической самоизоляции и стать ведущей конструктивной силой построения свободного сообщества свободных личностей. Именно религия, опираясь на содействие социальных институтов и структур, способна реально изменить мотивацию человеческого поведения. Без религиозного содержания общественные организации являются "ложными богами", деятельность которых лишь усиливает процессы отчуждения.

ПЕРСОНАЛИЗМ1. Персонализм с самого начала противопоставляет себя как идеализму («чистый» дух), так и материализму («чистое» тело).2. Персонализм

Слайд 33

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

И ИДЕИ ГЕРМЕНЕВТИКИ, СТРУКТУРАЛИЗМА И ПОСТМОДЕРНИЗМА

ГЕРМЕНЕВТИКА – ТЕОРИЯ ПОНИМАНИЯ

Гермес - толковал волю богов людям

филологическая герменевтика

экзегетика

юридическая герменевтика

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС

Слайд 34Ф.Шлейермахер
1768-1834
заложил основы герменевтики как общей теории понимания (грамматическая и психологическая

интерпретации)
В.Дильтей
1833-1911
герменевтика как методология наук о духе
Г. Гадамер
1900-2002
понимание как интерпретация, т.е.

воссоздание смысла на основе сотворчества автора и читателя

М.Хайдеггер
1889-1976
понимание как способ бытия человека, «язык – дом бытия»

Ф.Шлейермахер1768-1834заложил основы герменевтики как общей теории понимания (грамматическая и психологическая интерпретации)В.Дильтей1833-1911герменевтика как методология наук о духеГ. Гадамер1900-2002понимание

Слайд 35ПОНИМАНИЕ – РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ СМЫСЛОВ ИЗ АРТЕФАКТОВ
Виды: а) психологическая герменевтика

б) теоретическая герменевтика
Стратегии:

а) реконструкция смысла (экзегетика, Э.Бетти: «смысл следует не вносить, а выносить»);
б) конструирование смысла (Гадамер);
в) деконструкция смысла (постмодернисты).


" ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ   ИСТИНА   ГЕРМЕНЕВТИКИ  ТАКОВА:  
ИСТИНУ  НЕ МОЖЕТ ПОЗНАВАТЬ И СООБЩАТЬ КТО-ТО ОДИН. ВСЕМЕРНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ДИАЛОГ, ДАВАТЬ СКАЗАТЬ СВОЕ СЛОВО И ИНАКОМЫСЛЯЩЕМУ, УМЕТЬ УСВАИВАТЬ ПРОИЗНОСИМОЕ ИМ - ВОТ В ЧЕМ ДУША  ГЕРМЕНЕВТИКИ ".
(Г. ГАДАМЕР)

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5

ПОНИМАНИЕ – РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ СМЫСЛОВ ИЗ АРТЕФАКТОВВиды: а) психологическая герменевтика

Слайд 36 ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5

СТРУКТУРАЛИЗМ
Ф. де Соссю́р

(1857 — 1913 гг.)

СТРУКТУРНАЯ ЛИНГВИСТИКА

В. Я. Пропп (1895 — 1970 гг.)

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

К. Леви́-Стросс
(1908 — 2009 гг.)

СТРУКТУРЫ МИФОВ

Теоретические труды Соссюра ознаменовали поворот лингвистики от исторического и сравнительного изучения языков в их развитии (т.е. диахронии) к анализу языковой синхронии, т.е. структуры конкретного языка в определенный момент времени.

Пропп в конце 1920-х годов предложил относительно небольшой набор глубинных функций, задающих на первый взгляд бесконечное разнообразие повествовательных структур волшебных сказок, а также формальный аппарат для порождения этих поверхностных структур.

Мифологическое мышление, по Леви-Стросу, специфично для архаических обществ и противостоит индивидуальному как бессознательное – сознательному. Миф для него – инструмент первобытной логики, которая оперирует бинарными оппозициями типа высокий / низкий, небо / земля, правый / левый, парный / непарный, священный / профанный и т.д. Таким образом, миф для Леви-Строса – это прежде всего способ реконструкции структур архаического мышления.

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5

Слайд 37Жак Лакан
(1901 — 1981 гг.)
Структуры бессознательного
Лакан интерпретировал

язык как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное «структурировано как

язык». Феномен вытеснения Лакан описывает в терминах классической риторики текста, а именно как процесс метафорического замещения. Другой ключевой феномен – влечение – определяется Лаканом как метонимия беспрестанного поиска, исходный и конечный пункт которого составляет мнимая первичная утрата, на деле же – неизбежный для человека как такового «недостаток бытия».

Порядок применения структурного метода
Фрагмент культуры понимается как структура
Определяются его элементы и виды отношений между элементами
Фиксируются все возможные способы преобразования структур
Выводятся следствия из этих преобразований (интерпретация)

СТРУКТУРАЛИЗМ, интеллектуальное движение, для которого характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений. Методологическим образцом для структурализма служит структурная лингвистика – наиболее влиятельное в 20 в. направление в науке о языке. Лингвист пытается в явном виде описать скрытые противопоставления, структуры и правила, которые делают возможными языковые высказывания, тогда как структуралист рассматривает одежду, литературу, этикет, миф, жесты как многочисленные «языки», на которых общаются представители той или иной культуры; он пытается выделить скрытую систему противопоставлений, которые в каждом случае определяют структуру конкретных действий или объектов.

Жак Лакан   (1901 — 1981 гг.)Структуры бессознательногоЛакан интерпретировал язык как структурное условие «психоаналитических» феноменов; само

Слайд 38ПОСТМОДЕРНИЗМ - идейное направление второй половины XX века, имеющее целью

критику основ современной западной цивилизации, заложенных в эпоху Просвещения.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Критика концепции «человека разумного».
Критика прогресса как универсального мерила успеха.
Критика метанарраций.
Неразличение нормы и патологии.
Разработка метода деконструкции.
Создание концепции симулякров.

Р. Барт
(1915-1980)

Ж. Бодрийяр
(1929-2007)

Ж. Делез
(1925-1995)

Ж. Деррида
(1930-2004)

ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВВ. ВОПРОС № 5

ПОСТМОДЕРНИЗМ - идейное направление второй половины XX века, имеющее целью критику основ современной западной цивилизации, заложенных в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика