Разделы презентаций


Западноевропейская философия ( Х VII-XVIII вв.)

Содержание

Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени XVII века.Проблема метода и научного познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.Философские взгляды Б. Спинозы.Джон Локк: теория познания.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Западноевропейская философия
(ХVII-XVIII вв.)

Западноевропейская философия (ХVII-XVIII вв.)

Слайд 2Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени XVII

века.
Проблема метода и научного познания в философии Ф. Бэкона и

Р. Декарта.
Философские взгляды Б. Спинозы.
Джон Локк: теория познания.
Исторические условия возникновения и характерные особенности философии Нового времени XVII века.Проблема метода и научного познания в философии

Слайд 3Западноевропейская философия формировалась в условиях становления классического капитализма в Европе.
Первой

важнейшей задачей философии стала разработка теории познания, методов научного исследования,

необходимые для прогресса науки, техники и т.д.
Вторая задача-разработка и обоснование буржуазной концепции человека, государства и общества в целом.

Характеристика

Западноевропейская философия формировалась в условиях становления классического капитализма в Европе.Первой важнейшей задачей философии стала разработка теории познания,

Слайд 4XVII в. – время зарождения новой «науки» - экспериментально-математического познания.

Развитие науки Нового времени была вызвана социальными преобразованиями, связана с

разложением феодальных общественных порядков и ослабления влияния церкви, что, в свою очередь, вызвало новую ориентацию философию.

XVII в. – время зарождения новой «науки» - экспериментально-математического познания. Развитие науки Нового времени была вызвана социальными

Слайд 5 Если в средние века философия выступала в союзе с богословием,

в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарными знаниями, то

в Новое время она опирается
на науку.
В связи с тем, что в мировоззрении Нового времени первое место занимала наука, основными вопросами философии становятся проблемы теории познания - гносеологии

Если в средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством и

Слайд 6Проблема способа познания мира
Эмпиризм
Ф.Бэкон
Сенсуализм
Дж.Локк
Рационализм
Р.Декарт
Проблемы гносеологии
в эпоху Нового времени

Проблема способа познания мираЭмпиризмФ.БэконСенсуализмДж.ЛоккРационализмР.ДекартПроблемы гносеологии в эпоху	Нового времени

Слайд 7Крупнейшие философы Западноевропейской философии
Ф.Бэкон
(1561-1626)
Д.Локк
1632-1704)


Рене Декарт
(1596-1650)

Крупнейшие философы Западноевропейской философии  Ф.Бэкон (1561-1626)  Д.Локк 1632-1704) Рене Декарт(1596-1650)

Слайд 8Методы познания
Рационализм - направление в философии, согласно которому основой как

бытия, так и познания является разум.
Представители: Демокрит, Эпикур, Декарт

Эмпиризм

- направление в философии, согласно которому в основе познания лежит чувственный опыт – «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)».
Представители: Томас Гоббс, Джон Локк, Бэкон
Методы познанияРационализм - направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум. Представители:

Слайд 9Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был

младшим (третьим) сыном в семье.
Он родился 31 марта 1596

года в городе Лаэ ( La Have en Touraine), ныне Декарт (Descartes), департамент Эндр и Луара, Франция.
Его мать умерла, когда ему был 1 год. Отец Декарта был судьёй в городе Ренн и в Лаэ появлялся редко; воспитанием мальчика занималась бабушка по матери.
В детстве Рене отличался хрупким здоровьем и невероятной любознательностью

Рене Декарт

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»

Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. Он родился

Слайд 10Рационализм
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) -

видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в

том, что он:
обосновал ведущую роль разума в познании;
выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии;
выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожденных идеях»
Рационализм Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 - 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта

Слайд 11 То, что в основе бытия и познания лежит разум,

Декарт доказал следующим образом:
в мире существует много вещей и явлений,

которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно сомневаться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:в мире существует много

Слайд 12сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
мыслить может

реально существующий человек;
следовательно, мышление является основой как бытия, так и

познания;
поскольку мышление - это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
его философское кредо
«Я мыслю, следовательно, я существую»

сомнение - свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;мыслить может реально существующий человек;следовательно, мышление является основой как

Слайд 13Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое

бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового философ выводит понятие

субстанции.
Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем,
кроме самого себя.
Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия. В качестве такового

Слайд 14Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
материальные (вещи);
духовные (идеи).
При

этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
протяжение - для

материальных;
мышление - для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком – протяжением
(в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности.
Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производных от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами.
Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:материальные (вещи);духовные (идеи).При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода

Слайд 15Учение о врожденных идеях
Существует особый род знаний, который не нуждается

ни в каких доказательствах. Данные истины изначально очевидны и достоверны

(«врожденные идеи»)
Они существуют в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Идеи могут быть двух видов:
понятия
cуждения
Учение о врожденных идеяхСуществует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины изначально

Слайд 16Примером могут служить следующие:
врожденных понятий – Бог (существует); «число» (существует),

«воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;
врожденных суждений – «целое

больше своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».
Целями познания по Декарту, являются:
расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;
использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;
изобретение новых технических средств;
усовершенствование природы человека.
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.
Примером могут служить следующие:врожденных понятий – Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т. д.;врожденных

Слайд 17Вывел научный метод познания – дедукцию – осуществление познания от

общего разумного основания к единичному, конкретному
Дедукция – это процесс получения

знаний при помощи разума, используя логические приемы.
В том числе:
Сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
Строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

Вывел научный метод познания – дедукцию – осуществление познания от общего разумного основания к единичному, конкретномуДедукция –

Слайд 18Предметом философских исследований Спинозы были:
проблема субстанции;
теория познания;
этика, вопрос соотношения

свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы – подробная разработка теории

субстанции, в которой рассматривалась суть бытия.
Выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир.

Спиноза

Предметом философских исследований Спинозы были:проблема субстанции; теория познания;этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.	Важная философская заслуга Спинозы –

Слайд 19Учение о единой субстанции
В противоположность дуализму Декарта Спиноза выдвигает монистическую

концепцию (монизм) во взглядах на мир. Вместо двух субстанций он

говорит об одной, главными свойствами которой является протяженность (атрибут материи) и мышление (свойство сознания).
Для Спинозы Природа и Бог это одно и то же (пантеизм). Природа - Бог способна «дышать» и «мыслить» (гилозоизм). Она является причиной самой себя, самостоятельна и независима от кого-либо или от чего-либо, бесконечна в пространстве и времени, несотворима и неуничтожима, неподвижна. Отдельные проявления субстанции Природа-Бог называются модусами
(вещи как таковые).
Учение о единой субстанцииВ противоположность дуализму Декарта Спиноза выдвигает монистическую концепцию (монизм) во взглядах на мир. Вместо

Слайд 20Учение о единой субстанции
не существует Бога, находящегося и творящего вне

Природы, возвышающегося над природой;
Бог внутри Природы; только единая Природа-Бог обладает

способностью творить, является «миром творящим» и создает»мир сотворенный» - единичные вещи;
единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;
внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.
Учение о единой субстанциине существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;Бог внутри Природы; только

Слайд 21Сама же субстанция (Природа-Бог)
обладает следующими качествами:
реально существует;
самостоятельна и независима

от кого-либо;
имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой

себя;
обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых – мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение – свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
бесконечна в пространстве и времени;
вечна (несотворима и неуничтожимая), неподвижна.
Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами:реально существует;самостоятельна и независима от кого-либо;имеет внутреннюю (а не внешнюю, как

Слайд 22Спиноза выделяет три ступени познания:
«познание в чистом виде», которое непосредственно

исходит из разума человека и не зависит ни от каких

внешних причин – высший вид познания;
познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций) – второй уровень, менее истинный;
чувственное отражение окружающего мира; полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.
Спиноза выделяет три ступени познания:«познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит

Слайд 23Английская философия Нового времени
имела материалистическую направленность (большинство философов Англии,

в противоположность философам других стран, н/р., Германии, предпочитало материалистически объяснять

проблемы бытия и резко критиковало идеализм);
Характеризовалась господством эмпиризма над рационализмом (Англия стала страной, где в вопросах познания преобладал эмпиризм);
Проявлял большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств).
Английская философия Нового времени имела материалистическую направленность (большинство философов Англии, в противоположность философам других стран, н/р., Германии,

Слайд 24Большое влияние на характер английской философии XVII в. имели следующие

политические события:
революция середины XVII в.
окончательная победа протестантизма над католицизмом,

достижение внутренней автономии англиканской Церкви, ее независимость от Папы Римского;
упрочение роли парламента;
развитие новых буржуазных общественно-экономических отношений.
Большое влияние на характер английской философии XVII в. имели следующие политические события:революция середины XVII в. окончательная победа

Слайд 25Наибольший след в философии Англии
нового времени оставили:
Фрэнсис Бэкон –

считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;
Томас Гоббс (уделял большое

внимание проблемам государства, автор книги «Левиафан», выдвинул идею «общественного договора»);
Джон Локк (изучал проблемы государства,
продолжил традицию Т. Гоббса).
Наибольший след в философии Англии нового времени оставили:Фрэнсис Бэкон – считается родоначальником эмпирического (опытного) направления в философии;Томас

Слайд 26Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский –

второе должностное лицо в стране
после короля. Фрэнсис Бэкон родился

22 января 156 1 года в Лондоне.

Фрэнсис Бэкон

«Знание есть сила,сила есть знания»

Английский философ, государственный деятель. Лорд, барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский – второе должностное лицо в стране после короля.

Слайд 27Важнейшую задачу науки видел в:
1. покорении природы и целесообразном преобразовании

культуры на основе познания природы;
2. увеличение власти, господства человека

над природой;
3. познать причинную связь природных явлений для их использования на благо людей.
Важнейшую задачу науки видел в:1. покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы; 2. увеличение

Слайд 28Среди работ Фрэнсиса Бэкона – «Новый органон», «Опыты, или наставления

нравственные и политические» (1597; эссе на различные темы от морально-бытовых

до политических).
Его философское кредо – «Знание – сила!»
Определив главный метод познания – индукцию(всякое познание должно опираться на опыт, должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям), философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность - «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы».
Среди работ Фрэнсиса Бэкона – «Новый органон», «Опыты, или наставления нравственные и политические» (1597; эссе на различные

Слайд 29Пути познавательной деятельности: «Путь паука»
Получение знаний рационалистическим путем.
Данный путь

игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.
Рационалисты

оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».
Пути познавательной деятельности: «Путь паука»Получение знаний рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов,

Слайд 30« Путь муравья »
Это способ получения знаний, когда во внимание

принимается исключительно опыт. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте,

сборе разрозненных фактов, доказательств.
Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.
« Путь муравья »Это способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание

Слайд 31«Путь пчелы»
По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по «пути

пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на

проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.
«Путь пчелы»По Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить

Слайд 32На пути к истинному знанию встречаются различные препятствия. Бэкон назвал

их идолами («призраками») и выделил их разновидности:
призраки рода;
призраки пещеры;
призраки рынка;
призраки

театра.
На пути к истинному знанию встречаются различные препятствия. Бэкон назвал их идолами («призраками») и выделил их разновидности:призраки

Слайд 33Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей.
Призрак рода

– заблуждение, присущее всему человечеству, порождаемое способностями человеческого разума примешивать

к природе изучаемых предметов определенные дополнительные признаки, им не свойственные, домысливать их и строить иллюзии.
Призрак пещеры – заблуждения, которые могут вызываться в процессе познания индивидуальными особенностями людей, их воспитанием, образованием, чертами характера и т.д.
Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей.Призрак рода – заблуждение, присущее всему человечеству, порождаемое способностями

Слайд 34Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка –

неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, выражений.
Призраки театра –

влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло.
Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов,

Слайд 35Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской

традиции
Ф. Бэкона:
отвергал теологическую схоластическую философию;
целью философии видел достижение практических

результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;
считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства; разработал теорию государства;
первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.
Томас Гоббс (1588 – 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:отвергал теологическую схоластическую философию;целью философии

Слайд 36Т.Гоббс считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию. Чувственное

восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т.

д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:
сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений;
метки – различные знаки, придуманные человеком для общения;
естественные знаки – «сигналы» природы;
произвольные коммуникативные знаки – слова различных языков;
знаки в роли «меток» – специальная «закодированная» речь, понятная немногим;
знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).
Т.Гоббс считал, что человек осуществляет познание благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза,

Слайд 37В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование

как индукции, так и дедукции.
Обосновал теорию общества и государства, суть

которой заключается в следующем:
человек обладает изначально злой природой; движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты, которые приводят к осознанию каждым человеком права на все;
право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.Обосновал теорию общества

Слайд 38в целях совместного выживания люди заключили общественный совместный договор, в

котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;
для предотвращения

«войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;
чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище Левиафан, которое «пожирает и сметает все на своем пути» – сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности существа, порядка и справедливости в нем.
в целях совместного выживания люди заключили общественный совместный договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех

Слайд 39Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса,

выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской

философии нового времени.
Основные положения философии Дж. Локка:
мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);
сознание – пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт – tabula rasa);
источником опыта выступает внешний мир;
цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
идеал государства - государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).
Джон Локк (1632-1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и

Слайд 40Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, философ – считается

последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической

философии.
В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
данные субстанции называются монадами;
монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
по своей сути монада – это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.
Готфрид Лейбниц (1646-1716) – немецкий ученый-математик, юрист, философ – считается последним видным представителем философии нового времени и

Слайд 41Все существующие монады Г. Лейбниц делит на четыре класса:
«голые монады»

- лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
монады

животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
высшая монада - Бог.
Г.Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм:
все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта»;
«истины разума» выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;
«истины факта» – знания, полученные эмпирическим (опытным) путем (н/р: температура кипения воды, температура плавления различных металлов; как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер);
несмотря на то, что опытное (эмпирическое, «истины факта») знание вероятностное, а не достоверное (подобно «истинам разума»), тем не менее, его нельзя игнорировать в качестве знания.

Все существующие монады Г. Лейбниц делит на четыре класса:«голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней,

Слайд 42Джон Локк
Готфрид Лейбниц

Джон ЛоккГотфрид Лейбниц

Слайд 43Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика