Разделы презентаций


Запреты, поверья, обычаи в коми семье

Одним из важных источников по дохристианским верованиям (до XIV в.) древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского» Епифания Премудрого. В нём указывается, что у пермян  было много богов, которые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Запреты, поверья, обычаи в коми семье

Запреты, поверья, обычаи в коми семье

Слайд 2 Одним из важных источников по дохристианским верованиям

(до XIV в.) древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского» Епифания

Премудрого. В нём указывается, что у пермян  было много богов, которые являлись покровителями охоты и рыболовства.
Богов олицетворяли идолы – деревянные, каменные, металлические, которым пермяне поклонялись и приносили жертвы. «Кумиры» были расположены в селениях, в домах и лесах. В зависимости от значимости, идолы почитались либо отдельными семьями, либо селениями, либо населением целой округи. В исторической литературе (у Н. М. Карамзина и В. Н. Татищева) есть сведения о главном божестве коми-зырян – Золотой Бабе («Зарни ань»).

Одним из важных источников по дохристианским верованиям (до XIV в.) древних коми-зырян является «Житие

Слайд 3 К деревьям, траве, животным, людям они прибавляли

слово «ловъя», что в переводе с коми означает буквально «с

душой», «живой». Процесс умирания обозначали как «лов петöм», т. е. «выход души». Душа – «лов», согласно этим представлениям, обладала свойством перевоплощения. Человек мог превратиться в камень, траву или животное. У человека различали две души – «лов» и «орт». «Лов» в буквальном переводе означает «дыхание». Когда человек умирал, душа («лов») оставляла его тело и перевоплощалась в какой-нибудь другой предмет. «Орт» является тенью, двойником человека, находящимся вне его тела. В отличие от лова, орт обычно ассоциируется со смертью, появление орта предвещает смерть. После смерти человека орт переселяется в мир предков и сопровождает его душу в загробном мире.
К деревьям, траве, животным, людям они прибавляли слово «ловъя», что в переводе с коми

Слайд 4 По этнографическим материалам, у коми длительное время

сохранялся культ животных, связанный с пережитками тотемизма. Особым почитанием пользовался

медведь, являвшийся в древности тотемом. Медведь, по представлениям коми-зырян, обладает всеми качествами человека, ему приписываются человеческие чувства, способности и привычки. Охота на медведя была связана с различными торжественными приготовлениями. Перед охотой на медведя охотники варили сладкую кашу из ржаной муки и ставили её перед избушкой, чтобы «задобрить, угостить» медведя, иначе охота будет неудачной. Существовал обычай, согласно которому, убив медведя, надо просить у него прощения. Шкуру убитого зверя обычно снимали ночью, пряча добычу от посторонних.
По этнографическим материалам, у коми длительное время сохранялся культ животных, связанный с пережитками тотемизма.

Слайд 5 В погребальном обряде отражаются представления древних коми

о всеобщей связи в природе, о строении Вселенной, месте человека

во Вселенной, связи мира живых и мёртвых, мира социального и мифического, потустороннего. Могильники располагались, как правило, на берегу реки, в возвышенной части бора (горе предков), примыкающей к болотистой низине. В мифологии переправа в мир мёртвых осуществляется через водное пространство. Кроме того, границей миров и сферой контактов между ними, по представлениям коми, являлись лес и огонь. Погребальный обряд должен был способствовать благополучному достижению мёртвыми загробного мира и сохранению связи с живыми сородичами. Важное место в погребальном обряде занимал огонь. Одной из специфических особенностей погребального обряда древних коми является кремирование умерших как один из самых быстрых способов достижения загробного мира.
В погребальном обряде отражаются представления древних коми о всеобщей связи в природе, о строении

Слайд 6 Загробный мир в представлениях коми есть подобие

земного. Существовала вера в то, что умерший живёт в могиле,

которая является его домом. Не случайно коми слово «горт» одновременно означает и дом, и гроб. Согласно древним верованиям, смерть есть не прекращение жизни, а перевод человека в новый статус – духа-предка, который мог стать покровителем живых сородичей, однако мог нанести им и большой вред. Погребальный обряд, с одной стороны, должен был содействовать возрождению умершего в статусе духа-покровителя, с другой – обезопасить живых сородичей от вредоносного воздействия мира предков. Коми, как и другие народы, делили покойников на «чистых» и «нечистых».
Загробный мир в представлениях коми есть подобие земного. Существовала вера в то, что умерший

Слайд 7 Большой пласт верований коми связан с космогоническим

мифом о двух противоположных началах, олицетворением которых являются Ен (Громовик)

– символ верхнего небесного мира, и Омöль (его противник) – хозяин преисподней. В погребальном обряде древних коми атрибутами Омöля выступают зола и пепел, золото и его аналоги (медь, бронза), атрибутами Ена – топор, стрелы, кремень и кресало, которые могли служить оберегами при переправе в загробный мир. Одним из мест обитания Омöля, а также «нечистых» покойников являлось болото.
Большой пласт верований коми связан с космогоническим мифом о двух противоположных началах, олицетворением которых

Слайд 8 Тотемический характер носят костюмы, головные уборы, украшения.

Звериные и птичьи мотивы используются в мозаике украшения костюма, в

узорах вышивания и вязания. Нередки воспроизведения голов животных и птиц на предметах домашней утвари, наличниках, ткацких станках.
С целью обозначения родовой, семейной или личной собственности, семейного положения коми-пермяки пользовались «пасами» — особыми знаками, метками, тамгами. Главный смысл паса — охранительный. Его изображение на доме означало оберег счастья; на лодке или на ружье — защита удачи; на одежде, обуви, головных уборах, кушаке — защита здоровья; на домашних животных — оберег от болезней. Некоторые пасы-знаки почитались наравне с духами: пас на межевом столбе считался духом земли, на ловушках — духом зверей.

Тотемический характер носят костюмы, головные уборы, украшения. Звериные и птичьи мотивы используются в мозаике

Слайд 9 Стихии огня и воды являются особыми объектами

верований. Огонь, очаг — это могучая сила в доме и

в роду. Это и тепло, и свет, и пища. Его обязаны уважать: нельзя плевать в огонь, нельзя говорить про него плохое. К печи обращаются со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «гориньöй» — «печенька». При битье печи совершается жертвоприношение духу огня.
Огонь — это ещё и защита от болезней. Дзурт-би (скрипучий огонь) — огонь, который добыт древним способом, — очищал от заразы жилища, помещения для содержания скота. Таким огнём или дымом от него кадили могилы предков, а в наши дни огнём и дымом от свечей кадят поминальную пищу на столе или на могиле. В надежде на благополучие огонь или угли из очага старого дома переносят в очаг нового. А небесный огонь — молния — очищает землю, поэтому и отношение к ней было не как к разрушительной силе.
Стихии огня и воды являются особыми объектами верований. Огонь, очаг — это могучая сила

Слайд 10 Вода у пермяков считалась и считается некой

сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода очищает тело и

душу, она является оберегом, лечит физические болезни и избавляет от порчи, сглаза, бессилия. Воду, так же, как и огонь, не ругают, в неё не плюют, не бросают мусор, ночью её не тревожат. Весной, после вхождения рек в своё русло, береговые родники очищались и одарялись крошками еды, цветными нитками. Молодожёны приносили реке в третий свадебный день свои дары: жених — монеты, невеста — монеты и цветные нитки или венки.
Вода у пермяков считалась и считается некой сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода

Слайд 11 В середине XV века проникает христианство, но

коми-пермяки, приняв новую веру, не отказались от своей старой веры

до конца и удивительным образом сочетают их в своей повседневной жизни. Они верят, что старые боги и мифические существа не могли пропасть, а всё материальное на земле коми-пермяками одухотворяется. И слово «ен» не пропало, им стали называть ещё и православного бога, и все иконы с изображением святых.
В середине XV века проникает христианство, но коми-пермяки, приняв новую веру, не отказались от

Слайд 12ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Ознакомиться с содержанием презентации.
2. Написать или распечатать миф

коми народа (фотографию прислать в ГИСе или в системе «VK»).

С

мифами коми народа можно ознакомиться по ссылке:
http://bookitut.ru/Mify-finno-ugrov.88.html

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1. Ознакомиться с содержанием презентации.2. Написать или распечатать миф коми народа (фотографию прислать в ГИСе или

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика