Слайд 1Запреты, поверья, обычаи в коми семье
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2   Одним из важных источников по дохристианским верованиям
                                                            
                                    
(до XIV в.) древних коми-зырян является «Житие Стефана Пермского» Епифания
                                    Премудрого. В нём указывается, что у пермян  было много богов, которые являлись покровителями охоты и рыболовства.
   Богов олицетворяли идолы – деревянные, каменные, металлические, которым пермяне поклонялись и приносили жертвы. «Кумиры» были расположены в селениях, в домах и лесах. В зависимости от значимости, идолы почитались либо отдельными семьями, либо селениями, либо населением целой округи. В исторической литературе (у Н. М. Карамзина и В. Н. Татищева) есть сведения о главном божестве коми-зырян – Золотой Бабе («Зарни ань»).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3   К деревьям, траве, животным, людям они прибавляли
                                                            
                                    
слово «ловъя», что в переводе с коми означает буквально «с
                                    душой», «живой». Процесс умирания обозначали как «лов петöм», т. е. «выход души». Душа – «лов», согласно этим представлениям, обладала свойством перевоплощения. Человек мог превратиться в камень, траву или животное. У человека различали две души – «лов» и «орт». «Лов» в буквальном переводе означает «дыхание». Когда человек умирал, душа («лов») оставляла его тело и перевоплощалась в какой-нибудь другой предмет. «Орт» является тенью, двойником человека, находящимся вне его тела. В отличие от лова, орт обычно ассоциируется со смертью, появление орта предвещает смерть. После смерти человека орт переселяется в мир предков и сопровождает его душу в загробном мире.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4   По этнографическим материалам, у коми длительное время
                                                            
                                    
сохранялся культ животных, связанный с пережитками тотемизма. Особым почитанием пользовался
                                    медведь, являвшийся в древности тотемом. Медведь, по представлениям коми-зырян, обладает всеми качествами человека, ему приписываются человеческие чувства, способности и привычки. Охота на медведя была связана с различными торжественными приготовлениями. Перед охотой на медведя охотники варили сладкую кашу из ржаной муки и ставили её перед избушкой, чтобы «задобрить, угостить» медведя, иначе охота будет неудачной. Существовал обычай, согласно которому, убив медведя, надо просить у него прощения. Шкуру убитого зверя обычно снимали ночью, пряча добычу от посторонних.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5   В погребальном обряде отражаются представления древних коми
                                                            
                                    
о всеобщей связи в природе, о строении Вселенной, месте человека
                                    во Вселенной, связи мира живых и мёртвых, мира социального и мифического, потустороннего. Могильники располагались, как правило, на берегу реки, в возвышенной части бора (горе предков), примыкающей к болотистой низине. В мифологии переправа в мир мёртвых осуществляется через водное пространство. Кроме того, границей миров и сферой контактов между ними, по представлениям коми, являлись лес и огонь. Погребальный обряд должен был способствовать благополучному достижению мёртвыми загробного мира и сохранению связи с живыми сородичами. Важное место в погребальном обряде занимал огонь. Одной из специфических особенностей погребального обряда древних коми является кремирование умерших как один из самых быстрых способов достижения загробного мира.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6   Загробный мир в представлениях коми есть подобие
                                                            
                                    
земного. Существовала вера в то, что умерший живёт в могиле,
                                    которая является его домом. Не случайно коми слово «горт» одновременно означает и дом, и гроб. Согласно древним верованиям, смерть есть не прекращение жизни, а перевод человека в новый статус – духа-предка, который мог стать покровителем живых сородичей, однако мог нанести им и большой вред. Погребальный обряд, с одной стороны, должен был содействовать возрождению умершего в статусе духа-покровителя, с другой – обезопасить живых сородичей от вредоносного воздействия мира предков. Коми, как и другие народы, делили покойников на «чистых» и «нечистых».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7   Большой пласт верований коми связан с космогоническим
                                                            
                                    
мифом о двух противоположных началах, олицетворением которых являются Ен (Громовик)
                                    – символ верхнего небесного мира, и Омöль (его противник) – хозяин преисподней. В погребальном обряде древних коми атрибутами Омöля выступают зола и пепел, золото и его аналоги (медь, бронза), атрибутами Ена – топор, стрелы, кремень и кресало, которые могли служить оберегами при переправе в загробный мир. Одним из мест обитания Омöля, а также «нечистых» покойников являлось болото.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8   Тотемический характер носят костюмы, головные уборы, украшения.
                                                            
                                    
Звериные и птичьи мотивы используются в мозаике украшения костюма, в
                                    узорах вышивания и вязания. Нередки воспроизведения голов животных и птиц на предметах домашней утвари, наличниках, ткацких станках.
   С целью обозначения родовой, семейной или личной собственности, семейного положения коми-пермяки пользовались «пасами» — особыми знаками, метками, тамгами. Главный смысл паса — охранительный. Его изображение на доме означало оберег счастья; на лодке или на ружье — защита удачи; на одежде, обуви, головных уборах, кушаке — защита здоровья; на домашних животных — оберег от болезней. Некоторые пасы-знаки почитались наравне с духами: пас на межевом столбе считался духом земли, на ловушках — духом зверей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9   Стихии огня и воды являются особыми объектами
                                                            
                                    
верований. Огонь, очаг — это могучая сила в доме и
                                    в роду. Это и тепло, и свет, и пища. Его обязаны уважать: нельзя плевать в огонь, нельзя говорить про него плохое. К печи обращаются со словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «гориньöй» — «печенька». При битье печи совершается жертвоприношение духу огня.
   Огонь — это ещё и защита от болезней. Дзурт-би (скрипучий огонь) — огонь, который добыт древним способом, — очищал от заразы жилища, помещения для содержания скота. Таким огнём или дымом от него кадили могилы предков, а в наши дни огнём и дымом от свечей кадят поминальную пищу на столе или на могиле. В надежде на благополучие огонь или угли из очага старого дома переносят в очаг нового. А небесный огонь — молния — очищает землю, поэтому и отношение к ней было не как к разрушительной силе.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10   Вода у пермяков считалась и считается некой
                                                            
                                    
сущностью, которая имеет высшие чудодейственные силы. Вода очищает тело и
                                    душу, она является оберегом, лечит физические болезни и избавляет от порчи, сглаза, бессилия. Воду, так же, как и огонь, не ругают, в неё не плюют, не бросают мусор, ночью её не тревожат. Весной, после вхождения рек в своё русло, береговые родники очищались и одарялись крошками еды, цветными нитками. Молодожёны приносили реке в третий свадебный день свои дары: жених — монеты, невеста — монеты и цветные нитки или венки.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11   В середине XV века проникает христианство, но
                                                            
                                    
коми-пермяки, приняв новую веру, не отказались от своей старой веры
                                    до конца и удивительным образом сочетают их в своей повседневной жизни. Они верят, что старые боги и мифические существа не могли пропасть, а всё материальное на земле коми-пермяками одухотворяется. И слово «ен» не пропало, им стали называть ещё и православного бога, и все иконы с изображением святых.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Ознакомиться с содержанием презентации.
2. Написать или распечатать миф
                                                            
                                    
коми народа (фотографию прислать в ГИСе или в системе «VK»).
С
                                    мифами коми народа можно ознакомиться по ссылке:
 http://bookitut.ru/Mify-finno-ugrov.88.html