Слайд 1Зарождение воспитания в первобытном обществе
Слайд 2Для чего изучаем историю педагогики
1. помогает представить себе и понять
сущность воспитания в реальности конкретно-исторических событий;
2. осмысление этой проблемы
позволяет более широко взглянуть на ставший столь привычным арсенал педагогических средств
Через:
Образцы устного народного творчества: песни, сказки, легенды, былины, поговорки
Обряды, традиции
- Житейский навыки
Слайд 3источник изучения происхождения человека
Слайд 4источник изучения происхождения человека
Слайд 5Древнее воспитание
Биологизируется (инстинктивная забота о своем потомстве)
Психологизируется (присущее детям инстинктивно-бессознательное
стремление подражать взрослым)
Слайд 7Достижения первого человека
обработка камня
появление примитивной членораздельной речи
изготовление орудий
Охота
временные лагеря
переходят в постоянные стойбища
Слайд 8Условия и обязанности в этот период
Благоприятные условия для:
роста численности детей,
удлинения
периода детства,
сохранения жизни неспособных участвовать в производстве стариков
совместный труд
детей и взрослых
созревание и развитие детей и подростков.
Обязанности детей и стариков
поддержание огня,
приготовление пищи,
сбор съедобных кореньев и плодов,
участие в ловле рыбы
Слайд 9воспитание детей
воспитание детей становится коллективным делом, а передатчиками подрастающему
поколению накопленных в сообществе традиций и опыта выступают представители старшего
поколения.
воспитание не отделялось от совместного труда.
воспитательное влияние осуществлялось как непосредственное и преимущественно спонтанное воздействие на ребенка окружающей его социальной среды
Слайд 11матриархат
укрепление хозяйственных отношений
осознание кровного родства по материнской линии
ведущее
влияние женщин на воспитание детей
охране рожениц
защита детей
подготовка к
жизни не отделялась от участия в ней
к 10-12 годам подростки приобретали необходимые знания и умения, объем которых был весьма ограниченным.
К 13 годам дети вступали во взрослую жизнь
Слайд 12Через ритуалы
Забота о физической закалке детей
передача им опыта
хозяйственно-трудовой деятельности
В совместном труде дети и подростки наблюдали за деятельностью
взрослых и постоянно упражнялись, приобретая соответствующие умения.
специально изготовлялись для детей инструменты, оружие (маленькая корзина для девочек, детский лук и стрелы, рыболовные снасти).
Слайд 13воспитание
Включение детей в коллективный совместно со взрослыми труд, детские игры
в группах сверстников, формирование соответствующих норм поведения создавали благоприятную воспитательную
среду, формируя коллективизм, активность и другие ценные качества личности
раннепервобытной общине воспитание по-прежнему еще не выделилось из производственных и бытовых отношений; естественного ритма жизни родового коллектива
Слайд 14позднепервобытная община
сохранение присваивающего типа хозяйствования (собирательство, охота)
функционирование производящих формы
деятельности (земледелие, несколько позже — животноводство).
стабильность получения пищи,
возможность
создавать пищевые запасы,
увеличение продолжительности жизни,
рост рождаемости,
уменьшение детской смертности
зарождение семьи.
Слайд 15домашне-семейная форма воспитания
Парный брак вместо группового
Девочки воспитывались матерью, ее сестрами,
другими женщинами рода,
мальчики — братьями со стороны матери,
к
5 годам мальчики воспитывались в общине, в группах своих сверстников
Слайд 16процесс институционализации воспитания
инициация — совершение магических таинств — ритуальных обрядов
посвящения, признания совершеннолетия (15 лет) и перевода юношей и девушек
в класс взрослых через испытания в домах молодежи
Слайд 17программа обучения
Юношам
- объем знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу,
воину
- также физическая, ритуальная и социально-нравственная подготовка
- закаливали волю
и характер
Девушкам
- домоводство, плетение, ткачество, гончарные работы
-учили наизусть родовые предания, мифы, песнопения, изучали обряды, разучивала ритуальные танцы,
- закаливала волю и характер
Слайд 18Возникновение неравенства в воспитании
группы людей, занимавшиеся специализированными видами труда.
К охоте, земледелию, скотоводству прибавились прядение и ткачество, гончарное ремесло,
обработка металлов и т. д. Между родоплеменными объединениями завязывался обмен, возникла торговля. Набиравшее силу производство создавало прибавочный продукт. Появилась частная собственность, имущественное и социальное расслоение, конституирование родоплеменной знати (вождей, предводителей племен, старейшин, нарождавшегося жречества).
Слайд 19патриархат
родство, право собственности и наследования стали считать по отцовской линии
расширение
кругозора человека, сферы эмпирических знаний,
развивалась астрономия,
складывалась агротехника
имущество семьи
наследовалось детьми
Слайд 20Дифференциация
Социальная дифференциация:
Развитие производительных сил, усложнение орудий труда,
появление частной собственности и господствующих групп населения (жрецов, вождей, старейшин
рода), разделение физического и умственного труда. Физический труд оставался уделом низших классов, а умственный труд был сосредоточен в руках высших слоев общества и стал их исключительной привилегией
Дифференциация воспитания:
с одной стороны, сохранялись старые формы инициации, которые охватывали всех детей и подростков сообщества воспитанием;
с другой — внутри инициационной системы постепенно выкристаллизовывался определенный круг зародившихся интеллектуальных специализированных знаний и умений, к которым не все имели равный доступ. К ним допускался лишь узкий круг избранных лиц — дети родоплеменной знати.
Слайд 21Вывод
Предпосылки для школьного обучения
трудовая,
военно-физическая
социально-нравственная подготовка
начало
специальных знаний.