Слайд 1Выполнила:
Отделение ДПИ и НП
студентка III курса
Белорукова Аксинья Александровна
Жан Огюст
Доминик Энгр
Преподаватель:
Онопченко Екатерина Александровна
2020 год
Г. Майкоп
ГБПОО РА «Адыгейский Республиканский Колледж
искусств им У. Х. Тхабисимова»
Слайд 2Жанг Огюст Доминик Энгр франция (1780-1867)
Жан Огюст Доминик Энгр –
французский художник, приверженец неоклассицизма. Родился Жан Огюст Энгр в 1780
году в Монтобане, Франция. Его отец был живописцем и скульптором. Он рано дал мальчику карандаш, привил ему также любовь к музыке, научив петь и играть на скрипке.
Автопортрет 1858 г.
Слайд 3Детство и обучение Энгра
Мальчик долго колебался в определении своей карьеры.
В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью
к рисованию. В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно играл в оркестре театра "Капитолий"
Автопортрет 1804 г.
Слайд 4Детство и обучение Энгра
В августе 1797 г. Энгр в Париже
поступает в мастерскую прославленного Жака Луи Давида. Давид очень скоро
обратил внимание на исключительную одаренность Жана Доминика и даже привлек его в качестве помощника к работе над таким значительным своим произведением, как портрет мадам Рекамье, поручив написать некоторые аксессуары. Энгр внимательно изучал все созданное учителем.
Портрет неизвестного, бюст, левый профиль (1797)
Слайд 5Детство и обучение Энгра
Портретом Жилибера (1805, Шантильи, Музей Конде) ,
монтобанского юриста, Энгр гордился всю жизнь и относил его к
числу "самых живых и самых одухотворенных" из всех, когда-либо созданных им. Поразительная сила интеллекта этого тонкого лица с задумчивым взглядом глаз и чуть скептически сомкнутым ртом, естественность и непринужденность позы человека, внимательно слушающего своего собеседника, и почти эскизная легкость живописной техники заставляют полностью согласиться с той высокой оценкой, которую дал всегда требовательный Энгр этому произведению.
Слайд 6Первый римский период (1806-1820)
С приездом в Рим увлечение дорафаэлевским искусством
не ослабело, хотя заметно возрос интерес французского художника к мастерам
Высокого Возрождения. Долгие часы проводит он в станцах Ватикана около фресок Рафаэля, в Сикстинской капелле и церквах Рима перед росписями и скульптурами Микеланджело, усиленно изучает полотна Тициана. Ясность и совершенная гармония рафаэлевского искусства импонировали творческим устремлениям Энгра, а у Тициана он учился тонкости колористических решений. Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности. Анализируя энгровские произведения, созданные в последующие годы, можно уловить в них следы влияния многих прославленных произведений искусства.
Слайд 7Портрет Наполеона на императорском троне, 1806
Глаза, проницательно устремленные на зрителя,
тонкие, крепко сжатые губы выражают подозрительность и недоверие, коварство и
неумолимость.
Слайд 8Первый римский период (1806-1820)
Исключительное место в творчестве Энгра занимает картина
"Папа Пий VII в. Сикстинской капелле". Художника увлекла здесь двойная
задача: передать красочное богатство открывшегося ему зрелища и запечатлеть драгоценные росписи Сикстинской капеллы. Действительно, достигнутое ощущение большого пространства и соразмерное расположение в нем многочисленных фигур говорят о значительном успехе мастера. Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра. В ней развернута целая симфония согласованных и в то же время разнообразных золотисто-коричневых и пурпурно-красных тонов - тонов самой капеллы и одежд присутствующих. С бережной точностью воспроизведены большая часть "Страшного суда" Микеланджело, фрески Синьорелли и Боттичелли. Художнику пришлось отступить от истины только в одном - изменить цвет одежды папы на белый, так как он не нашел иного способа сосредоточить яркий свет на его фигуре.
Слайд 10Эскиз к картине "Папа Пий VII в Сикстинской капелле"
Слайд 11Пребывание во Флоренции (1820-1824)
Приглашенный своим старым другом итальянским скульптором Лорренцо
Бартолини, художник в конце лета 1820 г. переезжает во Флоренцию.
Период наибольшей душевной и творческой близости этих двух художников падает на конец 1820 г., когда Энгр работает над известным портретом своего друга. Этот второй портрет Бартолини существенно отличается от первого, исполненного в 1805 г. Внутреннее горение сменилось спокойствием, неукротимая энергия взгляда - утомленностью и почти равнодушием, и, наконец, главное - ощущение веры и готовность бороться за свои идеалы уступили место чувству самодовольства и даже высокомерия. Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом.
Слайд 12Портрет Бартолини 1805 г.
Портрет скульптора Лоренцо Бартолини 1820 г.
Слайд 13Парижские годы (1824-1834)
В конце 1825 г. мастер открыл в Париже
студию для своих учеников. Он становится педагогом, воспитателем нового поколения
художников. Энгр проповедовал культ прекрасного идеала, который представлялся ему неким соединением, построенным на изучении природы, античности и творчества Рафаэля. Мастер внушал своим ученикам, чтобы они избегали несовершенного и стремились к очищенной и возвышенной форме.
Постепенно у художника созревает желание покинуть Париж, и его мысли обращаются к Италии. Он просит назначить его директором Французской академии в Риме. Эта просьба была удовлетворена, и в начале декабря Энгр уезжает из Парижа.
Слайд 14Портрет французского журналиста Луи-Франсуа Бертена 1832 г.
Слайд 15Второй римский период (1835-1841)
В период директорства Энгра значительно пополняются также
библиотека и коллекция галереи слепков с античных и ренессансных произведений.
Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: "Одалиска и рабыня"(1839), "Стратоника"(1840) и "Мадонна перед чашей с причастием"(1841).
Слайд 17Возвращение в Париж. Годы признания и славы (1841-1867)
1849 годом Энгр
не пометил ни одну из своих картин. Большое горе обрушилось
на него: тяжелая болезнь и смерть любимой жены.
В 1850-е гг художник прибегал к помощи учеников, и все меньше проявлялась в работах его собственная оригинальность. Он подписывает своим именем несколько мадонн.
Женщина с ребенком. Этюд для мученичество Святого Тимофея
Слайд 18Возвращение в Париж. Годы признания и славы (1841-1867)
До конца
жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью. Зрение сохранилось настолько
хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки. Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм. Еще 8 января 1867 г. днем художник делал набросок к новой религиозной картине "Христос у гроба", используя для этого композицию Джотто, а через несколько часов, после музыкального вечера у себя дома, галантно провожая дам до их экипажей, он сильно простудился. На замечание одной из них - надеть что-нибудь теплое и поберечь себя - художник ответил: "Энгр будет жить и умрет слугой дам". На следующий день у него началась тяжелая пневмония. 14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни. В том же году памяти художника была посвящена персональная выставка его картин, этюдов и рисунков, устроенная в Школе изящных искусств в Париже