Слайд 2— вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на
твёрдую или гибкую поверхность.
- подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и
станковую.
Слайд 3Монументальная живопись -- это особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих
стены и потолки архитектурных сооружений.
Раскрывает содержание крупных социальных явлений,
оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.
Слайд 4Декоративная живопись - для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно,
которые реалистическим изображением
- иллюзия прорыва стены, зрительного увеличения размеров
помещения или, напротив, нарочито уплощенными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульптуры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.
Слайд 6Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) помогает
глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют
учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и времени действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происходит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костюмов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.
Слайд 7Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания.
Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально проработанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной
техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварельных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.
Слайд 8Станковая живопись, выполняемая на станке -- мольберте, в качестве материальной
основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый
на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изображать решительно все: фактическое и вымышленное художником, неодушевленные предметы и людей, современность и историю -- словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помогает эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.
По технике и средствам исполнения живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, пастельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.
Слайд 9Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при
добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается.
Масляной краской можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.
Темперная живопись выполняется краской, приготовленной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска растворяется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бумагу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.
Слайд 10Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монументально-декоративных композиций, нанесенных по сырой
штукатурке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую поверхность и долговечна
в условиях закрытого помещения.
Восковая живопись (энкаустика) применялась еще художниками Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н. э.). Связующим веществом в энкаустике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу, после чего прижигаются.
Слайд 11Мозаичная живопись (мозаика) собирается из отдельных кусочков смальты или цветных
камней и закрепляется на особом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная
в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Можно встретить в метро, в театральных и музейных интерьерах и т. д.
Витражная живопись -- произведения декоративного искусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.
Слайд 13Пейзаж
Главная тема пейзажного жанра – природа, окружающая среда — город,
сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные
времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи.
Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века.
Слайд 14«Золотая осень» (1895) Исаак Левитан
Слайд 15Ведута
– пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и
передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской
пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.
Слайд 16«Площадь святого Марка» (1730) Каналетто
Слайд 17Марина
Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие.
Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Айвазовский, чью картину
«Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи. Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.
Слайд 19«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт
Слайд 21Архитектурная живопись - живопись, главной темой которой был не природный,
а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных
сооружений, но и изображение интерьеров.
Слайд 22Исторический жанр
- изображает не конкретный предмет или человека, а определенный
момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох.
Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.
В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.
Слайд 23— жанр живописи, берущий своё начало в эпоху Ренессанса и
включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий,
но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.
Слайд 24«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков
Слайд 25 Батальный жанр
Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще
всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские
и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.
Слайд 26Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо
Слайд 27Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников
Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско
Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.
Слайд 28Мифологический жанр
Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор – изображение
этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом
жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями.
Слайд 29Например, такой сюжет греческой мифологии, как тайный роман бога войны Ареса
и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по
имени Андреа Мантенья.
Слайд 31Бытовой жанр
Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей,
будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи.
Как и многие другие жанры живописи, бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.
Слайд 32Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с
древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись
сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.
Слайд 33«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус
Слайд 34Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а
в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках.
Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.
Слайд 35Анималистический жанр
Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как
дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных.
Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса – животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.
Слайд 36«Кони на лугу» (1649) Паулюс Поттер
Слайд 37Натюрморт
В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни.
Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут
принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).
Слайд 38«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший
Слайд 40Портрет
– жанр живописи, который является одним из самых распространенных в
изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи – изобразить человека, но
не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.
Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».
Слайд 41«Мона Лиза»
(1503-1506)
Леонардо да Винчи
Слайд 42Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте –
это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех
времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.
Слайд 43Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может
сочетаться в одном произведении с элементами
других жанров.
Слайд 44Ню
Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса
считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным
объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.
Слайд 45«Сельский концерт» (1510) Тициан
Слайд 46Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются
самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.
Слайд 50Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются
самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.