Слайд 1Живопись и каллиграфия
эпохи Тан (618-907)
唐代书画传统
panipanova@gmail.com
Слайд 2
Янь Либэнь 阎立本 (? - 673)
«Императорский паланкин» 步辇车 (фрагмент),
129.6×38.5см, шелк, Гугун.
Сцена приема тибетского посла императором Тай-цзуном
Бытоописательный жанр
Слайд 3Изображение тибетского посла и китайских слуг
Слайд 4Чжан Сюань 张萱 (VIII в.), «Приготовление шелка» 捣练图 (фрагмент копии
эпохи Сун), 37×147 см, Бостон
Жанр «изображение придворных дам» 仕女画
Слайд 5Чжоу Фан 周昉 (VIII-нач.IX в), ученик Чжан Сюаня
«Красавицы со шпильками
и цветами» 簪花仕女图(фрамент), 46×180см, шелк, Ляонинский провинциальный музей
См. свиток целиком:
http://www.yingbishufa.com/ldhh/img/zhoufang004.jpg
Слайд 6Эталон женской красоты в эпоху Тан
Слайд 7Хань Гань 韩幹(706-783)
«Сияние ночи» 照夜白图卷 (фрагмент), 30.8×33.5см, бумага, Метрополитен.
Анималистический
жанр
Слайд 8Хань Хуан 韩滉 (723-787), «Пять буйволов» 五牛图,20.8×139.8см, Гугун.
Слайд 9Попытка представить оригинальный вид свитка
Вид свитка с печатями и комментарием
цинского императора Цянлуна.
Слайд 10Ли Чжаодао 李昭道, «Путешествие императора Минхуана в Шу»
明皇幸蜀图 (копия),
55.9× 81 см, НДМ (Тайбэй)
Сине-зеленый пейзаж 青绿山水
Слайд 11
О способности художника выписывать детали: «Люди с горошинки, люшади с
вершок» 豆人寸马
«Путешествие императора Минхуана в Шу» (фрагмент)
Слайд 12Ван Вэй 王维 (701?-761?), «Просвет после снегопада в горах у
реки» (фрагмент копии), 31.33×207.3см
Монохромный пейзаж Ван Вэя
夫画道之中,水墨最为上. «Среди путей живописца
тушь выше всего»
[Пер. Алексеева]
Слайд 13
Работы по теории живописи эпохи Тан
Чжан Яньюань , «Записки о
знаменитых картинах прошлого»
张彦远 «历代名画记»
“古之画或能移其形似而尚其骨气,以形似之外求其画,此难可与俗人道也。今之画纵得形似而气韵不生,以气韵求其画,则形似在其间矣。“
“夫象物必在于形似,形似须全其骨气,骨气、形似皆本于立意,而归乎用笔。故工画者多善书。 ”
«В древние времена были художники, которые
не стремились передать внешнее подобие, а превыше всего ставили идею. Сущность живописи следуют искать за пределами внешнего подобия – эту истину трудно было объяснить простым людям. В картинах нашего времени даже если подобие предметов передано точно, в них нет одухотворенной гармонии. Если в живописи стремиться передавать одухотворенную гармонию, правдоподобие предметов само собой будет достигнуто.»
«Изображение вещей требует точной передачи форм, а форма вещи целиком зависит от ее строения. Строение же вещи и ее облик проистекают из внутренней определенности замысла и выявляются кистью. Вот почему все умелые живописцы были искусны и в каллиграфии.»[Пер. В.В. Малявина]
Слайд 14Полускоропись
Скоропись
Устав
Надписи на костях и панцирях
Надписи на бронзе
Стили Чжуань
Протоустав
Каллиграфическая традиция Китая
Слайд 15Цзягувэнь 甲骨文
II тыс. до н.э. (Шан)
Справа: «В день бин-чэнь
гадали. Цзюэ задал вопрос: мы получим урожай проса?»
Середина XIII в.
до н.э., правление У-дина
Слайд 16Цзиньвэнь 金文 - надписи на бронзе
Эпоха Шан - Западная Чжоу
(XI – VIII вв)
Трипод Мао-гун, Западная Хань
Слайд 17Дачжуань 大篆
Рубеж Зап. и Вос. Чжоу
Оттиск с бронзового сосуда
Сяочжуань 小篆
Правление
Цинь Шихуана
Надпись на мемореальном
камне на горе И. Ли Сы
李斯.
Слайд 18Лишу 隶书протоустав
Эпоха Цинь-Хань
曹全碑 , оттиск со стелы Цаоцюань, эпоха Вос.
Хань
Слайд 19Синшу 行书 полускоропись
Ван Сичжи 王羲之(IV в. н.э.)
兰亭序, Предисловие к
«Стихотворениям, сочиненным в Павильоне орхидей»
Слайд 20Цаошу 草书 скоропись
Ван Сяньчжи 王献之 (VI в.)
«Сере»
中秋帖 «Середина осени»
Слайд 21九成宫醴泉铭,
«Девятиярусный дворец»
Кайшу 楷书 устав
Оуян Сюнь 欧阳询 (557~641)
Слайд 22雁塔圣教序 «Предисловие к святому учению в Пагоде гуся»
Кайшу 楷书
Чу Суйлян
褚遂良 (596-659)
Слайд 23Чу Суйлян 褚遂良 (596-659)
大字阴符经
«Канон “Юэфу цзин” ,
большими иероглифами»
Слайд 24孔子庙堂碑
Стела из храма Конфуция
Кайшу 楷书
Юй Шинань 虞世南 (VII в.)
Слайд 25孙过庭(648-703
Цаошу 草书
Сунь Готин 孙过庭 (648-703)
书谱
«Руководство по каллиграфии»
Слайд 26多宝塔碑
Стела «Пагода великого сокровища»
Кайшу 楷书
Янь Цжэньцин
颜真卿 (709-785)
Слайд 27Янь Цжэньцин, 祭侄文稿 «Черновик некролога племянника Цзи Мина»
Синшу 行书
Слайд 28玄秘塔碑
«Стела пагоды Сокровенного»
Кайшу 楷书
Люй Гунцюань
柳公权 (778-865)
Слайд 29古诗四贴 «Четыре древних стиха»
Куан цао 狂草
Чжан Сюй 张旭 (675-750)
Слайд 30草书心经
«Сутра сердца,
написанная в стиле цао»
Куан цао 狂草
Чжан Сюй 张旭
(675-750)
Слайд 31«Автобиография» 自叙贴 (фрагмент)
См. свиток целиком: http://www.npm.gov.tw/ru/Article.aspx?sNo=04001004
Куан цао 狂草
Хуай Су
怀素 (725-785)
Слайд 33Список литературы
Белозерова В.Г. «Искусство китайской каллиграфии». Изд-во РГГУ, 2007.
Завадская Е.В.
Эстетические проблемы живописи старого Китая. М. 1975.
Кравцова М.Е. Мировая
художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие ‑ СПб.: Лань, ТРИАДА, 2004.
Чэнь Тинъю, Китайская каллиграфия. Пекин, 2004.
Чжан Яньюань, О живописи / В.В. Малявин. Китайское искусство. М.: Изд-во Астрель: Изд-во АСТ: Люкс, 2004.
Ван Вэй. Стихотворения. Москва. «Художественная литература», 1979.
Видео-лекция James Cahill «Tang Dynasty Figure Painting» , «Tang Landscape Painting»
Слайд 34Музейные коллекции
Танская каллиграфия в Национальном дворцовом музее (Тайбэй)
Ляонинский провинциальный музей
(Шэньян)
Музей Метрополитен (Нью-Йорк)
Музей Синьцзян-уйгурского автономного округа (Урумучи)
Стенопись в Чжан Хуай
Тай-цзы 章怀太子墓 в Цяньлине (пров. Шэньси)