Слайд 1Жизнь и творчество М.С.Березовского
Студентки 4 курса 410 нх
Мантуровой Анна
Слайд 2МАКСИМ СОЗОНТОВИЧ БЕРЕЗОВСКИЙ ( 1745- 1777) Русский композитор - создатель
православной духовной музыки Многие музыкальные академии в Италии избрали его
своим почетным членом, а Болонская академия записала его имя золотыми буквами на мраморной доске и удостоила титула почетного академика.
Слайд 3БИОГРАФИЯ
Максим Созонтович Березовский окончил Киевскую Духовную Академию, по окончании её
был в капелле, где занимался композицией у Цопписа. Так как
он отличался особенной одаренностью, то был послан для усовершенствования композиции в Италию. В Италии, в Болонье, Березовский занимался под руководством знаменитого тогда теоретика, падре Мартини, у которого занимался и Моцарт. В 1771 году Березовский вернулся в Россию. Здесь судьба его сложилась крайне трагично: Березовский не получил признания и в припадке горячки покончил с собой.
Слайд 4ТВОРЧЕСТВО
Как композитор духовной музыки, Березовский, вместе с Веделем , является
представителем нового направления в партесном пении. В его произведениях меньше
следов влияния итальянской музыки; заметно стремление к самобытности, к строгому согласованию музыки с текстом, о чем в то время и не думали многие итальянские композиторы, писавшие духовную музыку для православной церкви. Отличительные черты произведений: большая свобода голосоведения в контрапунктическом стиле, художественность целого в ущерб внешнему блеску, замечательная отделка деталей, соединение простоты и изящества.
Слайд 5Творческой стихией Березовского была музыка для хора а капелла. Работая
в сфере хоровой музыки, композитор писал в разных жанрах. У
него есть и Литургия, и отдельные обиходные сочинения, и развернутые хоровые концерты. Сохранившиеся произведения Березовского показывают, что концерты превосходят остальные произведения. Вершиной творчества Березовского стал его концерт «Не отвержи мене во время старости». Концерт почти монотематичен и предельно прост по конструкции цикла. Его две основные части - первая и третья - это фуги на родственные темы, а небольшая средняя часть разделяет их контрастируя сосредоточенным аккордовым движением.
Основное значение концерта «Не отвержи мене во время старости» для классики прошлого века заключается в том, что именно этот концерт мог служить отправной точкой М.И.Глинке и С.И.Танееву в их идее соединения русского народного мелоса с классической полифинией. Мелодика концерта на вид проста и обобщена, но каждая ее интонация, каждый мотив несут в себе что-то новое. В ней мало внутрислоговых распевов, почти нет мелизмов, весьма редки скачки. Гармония в концертах Березовского своеобразна, излюбленной формой служат тональные отклонения. В них - при почти неподвижной мелодии в верхнем голосе - композитор форсирует удаление от основной тональности, любуясь сменой аккордов, создавая ощущение красочности гармонии. Среди предпочитаемых Березовским гармонических красок можно назвать альтерированную субдоминанту, особенно в миноре, и гармоническую субдоминанту в мажоре, применяемую им в моментах таинственного «замирания» звучности. Все эти выразительные особенности гармонии сильно отличают Березовского не только от его предшественников-мастеров партесного стиля, но и от последователей.
Слайд 6«Да воскреснет Бог»
Отмеченные черты стиля характерны и для его концерта
«Да воскреснет Бог». Это подлинная жемчужина русского хорового искусства. Концерт
написан для торжеств екатерининского двора, он ярок и монументален. Празднично-панегирический текст псалма включает и нравственно - назидательный момент («…Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…»)
В концерте пять частей, и все они отличаются друг от друга. I - часть --яркая, подвижная увертюра. II - часть - - лирическая распевная музыка. III - часть - Эта часть концерта обуславливает глубокий внутренний конфликт, противопоставляя праздничному блеску - мрачную напряженность, протест. Темп IV - части в рукописи не указан, но по характеру музыки он медленный, V - часть - темп умеренный. Финальная фуга концерта представляет собой образец хоровой полифонии. Это двойная фуга с совместной экспозицией и двумя удержанными противосложениями.
Слайд 7ДУХОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Напечатаны :
"Не отвержи мене во время старости","Верую","Причастны
творяй ангела", "В память вечную", "Чашу спасения", "Во всю землю
изыде вещание их". Остались в рукописях : Литургия, концерт «Отрыгну сердце», концерт «Милость и суд воспою», «Слава в вышних Богу», Причастны: «Хвалите Господа с небес», «Блажени яже избрал», «Не имамы иныя помощи» и еще нисколько произведений.