Слайд 1Жизнь и творчество В.В. Маяковского
7 июля 1893 год, Грузия село
Багдади
–
14 апреля 1930, Москва
Я - поэт. Этим и
интересен. Об этом и пишу. Об остальном - только если это отстоялось словом.
Автобиография «Я сам»
Слайд 2Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий), умер в 1906 году.
Мама: Александра
Алексеевна.
Сестры:
а) Люда.
б) Оля.
Других Маяковских, по-видимому, не имеется.
Слайд 3УЧЕНИЕ
Учила мама и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной.
Экзамен в
гимназию. Выдержал. Спросили про якорь (на моем рукаве) - знал
хорошо. Но священник спросил - что такое "око". Я ответил: "Три фунта" (так по - грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что "око" - это "глаз" по древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу - все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм.
ГИМНАЗИЯ
Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром.
Слайд 4Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала мне длинные бумажки.
Нравилось: очень рискованно.
Это была революция. Это было стихами. Стихи
и революция как-то объединились в голове.
1905 год. Не до ученья. Пошли двойки. Речи, газеты. Вставал в шесть утра. Читал запоем. На всю жизнь поразила способность социалистов - “систематизировать мир”.
Увлечения юноши разнообразны: философия, политэкономия, естествознание, марксизм. Он принимает непосредственное участие в революционной работе.
906-й ГОД
Умер отец. Уколол палец (сшивал бумаги). Заражение крови. С тех пор терпеть не могу булавок. Благополучие кончилось. После похорон отца - у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву.
Слайд 51908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков) ... Пропагандист ...
Звался “товарищем Константином”.
Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография.
Ел блокнот ...
В 15 лет оказывается в Бутырской тюрьме. Одиночка № 103. 11 бутырских месяцев охарактеризовал так: “Важнейшее для меня время ... Прочел все новейшее. Попробовал сам писать. Вышло ходульно и ревплаксиво.
Понял: я неуч. Сел учиться”.
В 1911 г. Маяковский принят в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Здесь познакомился с Давидом Бурлюком, организатором группы русских футуристов.
Слайд 6 Думалось – стихов писать не могу.
Опыты плачевные .Взялся за
живопись…
Днём у меня вышло стихотворение.
Бурлюк рявкнул:«…Да вы же гениальный
поэт!»
А ВЫ МОГЛИ БЫ?
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
К 1912 относятся первые поэтические опыты. Первое профессиональное стихотворение “Ночь”, потом - “Утро”.
Слайд 7Маяковский принадлежал к группе футуристов... Наиболее глубоким был Хлебников, наиболее
последовательным — Крученых, наиболее патетичным — Пастернак, наиболее сильным и
человечным — Маяковский.
Маяковский воспринимал футуризм, как подступ к решению задачи - создать новый демократический поэтический язык.
Ю. П. Анненков.
«Владимир Маяковский».
Слайд 8Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал.
В. Маяковский вспоминает: “Газеты
стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например,
меня просто называли “сукиным сыном”.
Противники Маяковского
- Долой футуристов!
- “Табор дикарей, шайка хулиганов!”
- Это сумасшедшие.
- “г. Маяковский бездарен в самом умном и заумном смысле слова”.
- “... стыд обществу, которое реагирует смехом на издевательство и которое позволяет себя оплевывать”.
Слайд 9ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит - это
кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит
- кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную муку!
Слайд 10А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь
теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают –
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый Вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
1914
Слайд 11Революцию Маяковский встретил с таким неистовым восторгом не потому, что
она привлекала его своей жестокостью, а потому что она призвана
была (так ему во всяком случае казалось) взорвать, уничтожить эту вековую несправедливость мироздания. Лирический герой раннего Маяковского - это человек, ушибленный несправедливостью мира, в самом сердце смертельно раненный его несправедливостью, неправедностью.
Маяковский стал фанатом Революции, Советской власти.
«Я ни одной строкой не могу существовать при другой власти. Если вдруг история повернется вспять, от меня не останется ни строчки, меня сожгут дотла», - В. Маяковский. Трагедия поэта в том, что он искренне верит власти.
Слайд 12«Я хочу быть понят моей страной»
Революция
была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в
прежнем мире, как путь к земному раю. Позицию футуристов в искусстве Маяковский утверждает как прямую аналогию теории и практики большевиков и пролетариата в истории и политике. Маяковский организует в 1918 группу «Комфут» (коммунистический футуризм), деятельно участвует в газете «Искусство коммуны», в 1923 создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), куда вошли его единомышленники — писатели и художники, издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928). Стремясь использовать все художественные средства для поддержки нового государства, пропаганды новых ценностей, Маяковский пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918-1921).
Слайд 13 Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в "Окнах
РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за
3 года создано около 1100 "окон").
Слайд 19Стихи Маяковского 1910-х годов были ориентированы на воспроизведение в устной
форме — с эстрады, на вечерах, диспутах (сборник «Для голоса»,
1923; в журналах, газетах и книжных изданиях стихи часто появлялись в исковерканном цензурой виде). Для восприятия на слух как нельзя лучше подходили их короткие рубленые строки, «рваный» синтаксис, «разговорность» и нарочито фамильярная («панибратская») интонация: «... Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?». В сочетании с высоким ростом («здоровенный, с шагом саженьим») и зычным голосом Маяковского все это создавало неповторимый индивидуальный образ поэта-борца, площадного митингового оратора, защитника «безъязыкой улицы» в «адище города», слова которого не могут быть красивы, они — «судороги, слипшиеся комом».
Реформатор
поэтического языка
верхом,
низом,
Сместь бы
всех,
кто поддались,
всех,
радеющих подлизам,
всех
радетельских
подлиз.
О дряни
Слайд 21КРЫЛАТЫЕ СЛОВА, меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие
широкое распространение в живой речи на правах пословиц и поговорок.
МЕТАФОРА
(от греч. metaphora — перенесение), троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн», «бронза мускулов»).
Слайд 22Тучкины штучки.
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки.
От первой до
третьей – люди,
Четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
По дороге пристала
пятая,
От неё в небосинем лоне
Разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все – и растаяли.
И следом за ними, гонясь и сжирав,
Солнце погналось – жёлтый жираф.
В. В. Маяковский.
Портрет работы Н.Соколова.
Слайд 23Про это…
«Любовь — это сердце всего»
Уже в ранних бунтарских стихах
и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь
мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни.
Слайд 24А там,
Где тундрой мир вылинял,
Где с северным ветром ведёт
река торги,-
На цепь нацарапаю имя Лилино
И цепь исцелую во мраке
каторги
«Флейта – позвоночник»
Слайд 25 Владимир Маяковский оказал большое влияние на
поэзию 20 века. В его дореволюционном творчестве форсированная до крика
исповедь поэта воспринимает действительность как апокалипсис. Поэт восторженно принял Октябрьскую революцию, ее прославлению посвятил все свои силы. Несоответствие идеалов и реальной жизни в конце концов привели поэта к трагическому концу.
«По родной стране
пройду стороной,
как проходит косой
дождь»
Слайд 26 Сложная обстановка последних лет личной жизни и литературной борьбы привела
Маяковского к депрессии и самоубийству. Поэма "Во весь голос" (1930)
воспринимается как поэтическое завещание Маяковского, полное глубокой внутренней веры в торжество коммунизма.
В. В. Маяковский и Л. Ю. Брик
Слайд 27 «Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста,
не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и
товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исчерпан", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться.
Владимир Маяковский.
12 .IV. 30 г.»
Предсмертное письмо В. Маяковского
Слайд 28Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить –
и никаких гвоздей!
Вот
лозунг мой –
и солнца!
Слайд 29 В 1937 г. была открыта Библиотека-музей Маяковского в Москве; в
январе 1974 г. в Москве открыт Государственный музей Маяковского. В
1941 г. Музей Маяковского открыт в посёлке Маяковский (бывшее село Багдади) Грузинской ССР.