2 часть:
2.1. Первое апостольское путешествие (13-14 гл.) ап. Павла в сообществе с Варнаваю и, отчасти с Иоанном Марком, начатое из Антиохии совершено было по Малой Азии и едва не кончилось смертью обоих апостолов в Листре, где сначала народ, пораженный исцелением хромого, принял их за богов, а потом, по наущению иудеев, побил Павла камнями и вытащил чуть живого за город.
2.2. Апостольский собор, состоявшийся после первого путешествия в 50 г., на котором было разрешено христианам из язычников не придерживаться требований закона Моисеева.
2.3. Второе апостольское путешествие ап. Павел с Силою совершает по Сирии и Киликии и на этот раз перешел уже в Европу, проповедуя в Македонии, Коринфе и Афинах (15, 36–18, 22) и окончил свое путешествие прибытием в Иерусалим на праздник Пасхи и возвращением оттуда в Антиохию.
2.4. Третье апостольское путешествие, совершает опять по Малой Азии, проповедует главным образом в Эфесе, где учит два года в училище некоего Тиранна и откуда по случаю мятежа, возбуж- денного против него сребреником Дмитрием, удаляется в города Азии, Македонии, Эллады и опять отправиться в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. На пути в Мелете ап. прощается с пастыря-ми Эфесской церкви и, проплыв на корабле в Финикию, возвращается в Иерусалим (18, 22–21, 26).
2.5. Иерусалимские узы. Заключение ап. Павла в узы по наущению ассийских иудеев, увидевших его в храме с прозелитами из эллинов. Из Иерусалима он был отведен в Кесарию к правителю Сирии Феликсу, перед которым защищался против обвинявших его иудее, но оставался в заключе-нии до прибытии другого правителя, Порция Феста, перед которым также защищал свое учение и требовал суда кесарева. Прежде отправления в Рим апостол еще раз получил возможность изложить свое вероучение перед царем Агриппою и его сестрой Вероникою.
2.6. Римские узы. После более двухлетнего пребывания в узах, он был отправлен под стражей в Рим, на пути подвергся опасному кораблекрушению у острова Мальты и только почти через полгода достигает Рима, где в ожидании суда кесарева оставался под стражей два года, продолжая, впрочем, свободно проповедовать учение Христово. Указанием на это двухлетнее пребывание апостола Павла под стражей в Риме заканчивается книга Деяний апостольских.
«Вознесение Господне указывается здесь, как поворотный пункт: это — конец Евангельской и начало Апостольской истории. До этого момента имела место видимая деятельность Господа на земле, с сего же момента начинается Его невидимая деятельность».
«В течение этого срока Он учил их тайнам Царствия Божия, надо полагать, устроению этого Царствия, или Церкви Христовой, на земле, дабы подготовить их к предстоящей им Апостольской деятельности».
Свт. Иоанн Златоуст: «Почему же Он явился не всем, а только апостолам? Потому, что народу, не знавшему неизреченного таинства, Он показался бы привидением. Если и сами ученики сначала не верили, приходили в смущение и нуждались в прикосновении рукою и в общении трапезы, то чего естественно следовало ожидать от народа?».
Свт. Иоанн: ««в продолжение сорока дней являясь им», так как Христос являлся и опять скрывался. Для чего же так? Он делал это потому, что тщательно заботился об устроении двух вещей, – о том, чтобы поверили воскресению, и чтобы, наконец, думали о Нем выше, чем о простом человеке».
«Не теперь ли», говорят. Так сильно желали они этого дня. Мне же кажется, что для них и неясно еще было, что такое это царство… Самый вопрос был излишним; и посему Он с пользою для них ответил на него молчанием. Целью у Него было при этом то, чтобы пресечь крайнее любопытство своих учеников; так как Он посылал их проповедывать царствие небесное, а не обозначать количество времен. Не говорит им об этом времени и с тою целию, чтобы, как не раз упоминали мы, заставить их бодрствовать».
«Несмотря на 40-дневное пребывание Воскресшего с ними, на постоянные беседы Его о Царствии Божием, они все еще мечтают о царстве Израилевом земном и забывают, что Царствие Божие внутри них, т.е. должно открыться в их духе, в любви к Богу и к ближнему, в мире с Богом, и в радости о Духе Святом, о святых Его Дарах, в радости, происходящей от уверенности, что они спасены и что имена их написаны на небесах».
Аверкий: «Выражение «крещены Духом Святым» образно указывает на полноту и обилие даров Духа Святого — Апостолы как бы погрузятся в эту всеочищающую и оживотворяющую силу Святого Духа».
Аверкий: «такова была воля Божия: «ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 4, 2), именно там, где вражда против Бога и Христа Его достигла своего наивысшего выражения, должно было явиться преизбыточество благодати Божией и начаться распространение Евангелия по всей вселенной».
Вознесение Господне
Вознесение Христа на произошло с горы Елеонской, с той самой горы, на склонах которой, в саду Гефсиманском, богочеловек перенес величайшее внутреннее страдание. Этим как бы показывалось, что между величайшими страданиями и высшею славою находится тесная и ближайшая связь. Субботний путь – расстояние, дозволенное евреям проходить в субботу, равнялось, по мнению одних, одному поприщу (8 стадий – около двух километров); по мнению других – двум поприщам (около четырех километров); вернее же 2000 шагов. В законе нигде не определено расстояние субботнего пути и о нем нигде не упоминается.
Аверкий: «Глубокое падение Иуды святой Петр объясняет предопределением Божиим, которое отнюдь не уничтожает, однако, свободной воли человека. Это предопределение Божие, выражающееся в пророчестве, основывается лишь на Божественном предведении: Бог знает, как употребит человек свою свободную волю и в зависимости от этого предопределяет. Устраняя соблазн страшного падения Иуды для других, святой Петр приводит пророчества, дабы показать, что в этом событии нет ничего необыкновенного, ибо оно уже было предсказано, а потому должно было совершиться».
Аверкий: «в те дни», то есть в период времени между вознесением Господа и Пятидесятницей, произнес речь, в которой предложил собранию избрать нового Апостола на место отпавшего Иуды Искариота. Здесь характерно, что «Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовластно и как начальник» (свт. И. Златоуст).
Здесь братья Господни впервые причислены к последователям Христа, тогда как незадолго еще до смерти Иисуса евангелист говорит, что братья Его еще не веровали в Него. Таким образом, обращение их ко Христу должно относиться или к последним дням Его проповеди, или даже к 40 дням пребывания Его на земле по воскресении. Апостол Павел, упоминает о явлении воскресшего господа Иакову, хотя и не говорит о цели и обстоятельствах этого явле-ния (1 Кор. 15,7). Это, конечно, Иаков – брат Господень, который впоследствии был епископом Иерусалимским. Явление воскресшего Господа ему могло иметь целью уверение его, а через него и других братьев в истине воскресения, а, следовательно, и в божественности Иисуса.
Все апостолы, жены мироносицы во гласе с Пресвятой Богородицей и братья Христа находились вместе в горнице, то есть в верхней комнате дома, пребывая в молится и готовясь к принятию Святого Духа. Может быть, это была та же самая горница, где была совершена Тайная Вечеря.
Избрание апостола Матфия
Аверкий: «Иосиф и Матфий были из числа 70-ти учеников Господа. Окончательное избрание из числа этих двух одного Апостола предоставили Самому Господу через жребий после усердной молитвы о том, чтобы Сам Господь показал, кого Он избирает. Писались обычно имена на листках; листки вкладывались в сосуд, встряхивались, и чей жребий первый вынимался из сосуда, тот и считался избранным».
Свт. Софроний Иерусалимский: в сей день «апостолы восприняли чин архиерейства, быв научены Духом Святым, нисшедшим на них в виде огненных языков и пророчество-вавшим их во епископов для каждого из народов, языком которых научил их говорить».
Свт. Иоанн: «Прекрасно везде прибавлено: «как бы», чтобы о Духе ты не подумал ничего чувственного: «как бы огненные», сказано, и: «как бы от несущегося сильного ветра». Значит, это был не ветер, обыкновенно разливающийся в воздухе. Когда Иоанну нужно было узнать Святого Духа, – Он сошел на главу Христову в виде голубя; а теперь, когда надлежало обратиться всему народу, Он является в виде огня. «И почили по одному на каждом из них», т.е., остановился, почил: сесть значит утвердиться, остаться на месте. Что же? На одних лишь двенадцать учеников сошел (Святый Дух), а не на остальных? Нет, – Он сошел и на всех сто двадцать человек».
Свт. Иоанн Златоуст: «Почему это событие не совершилось без всяких чувственных явлений? Потому, что, если и при этом иудеи говорили, «они напились сладкого вина», то чего не сказали бы, если бы ничего такого не случилось?».
Событие сошествия Святого Духа на Апостолов можно назвать «днем рождения Церкви Христовой». Это событие было вместе с тем и завершением всего дела «домостроительства Божия» — дела спасения рода человеческого. Еп. Феофан Вышенский: «Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, — то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святой».
Сошествие святого духа на апостолов, говорение иными языками
Блж. Феофилакт: «почему дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что имели разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многое, так теперь многие языки соединились в одном человеке, и один и тот же человек, по внушению Духа Святого, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском и на многих других языках».
Третий час дня это был час утренней молитвы, до которой никто из иудеев не вкушал пищи, тем более в такой великий праздник, как Пятидесятница.
Речь апостола Петра на праздник Пятидесятницы
Аверкий: «В объяснение происшедшего, святой Петр приводит ветхозаветное пророчество Иоиля (2, 28—32), изреченное за 800 слишком лет до того. В этом пророчестве Господь устами пророка дает обетование людям об обильном сообщении даров Святого Духа всем верующим людям, с чем вместе соединяется угроза суда на нечестивых и обетование спасения праведным».
Ап. Петр говорит об излиянии Святого Духа и характеризует будущие времена Мессии, приписывая им черты приближения дней Страшного суда. Перед пророческим взором посланников Божиих Ветхого Завета пришествие Мессии, первое и второе, сливались в отдаленной перспективе в одну картину, и день явления Мессии представляется вместе и как день страшного суда.
Желая доказать, что сошествие Святого Духа на апостолов было исполнением пророчества Иоиля об излиянии Святого на всякую плоть, апостол Петр указывает на связь этого события с 1) воскресением Иисуса Христа, о котором пророчествовал праотец Давид, и 2) Его вознесением на небо, откуда по Своему обетованию Он ниспослал Духа Святого, еще более подтверждая Свое Мессианское достоинство.
Аверкий: «Все уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение Дееписатель и выражает словом «общение». Под «преломлением хлеба» обычно разумелось всякое вкушение пищи, но в книге Деяний оно имеет высший смысл: под ним надо понимать Таинство Евхаристии — принятие Тела и Крови Христовых. Под «молитвами» здесь подразумеваются не молитвы в Иерусалимском храме, а молитвы собственно-христианского характера по домам... мы видим начало христианского Богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, таинства Евхаристии и общих молитв».
Аверкий: «обетование Божие, данное через пророка Иоиля об излиянии Духа Святого принадлежит прежде всего иудеям, как избранному народу Божию, а затем и всем народам земли, т. е. язычникам, которых также призывает Господь в Свое Царство. Язычников называет «дальними», чтобы мысль эта не показалась иудеям соблазнительной, так как они только себя считали достойными Царства Мессии».
Проповедью апостола Петра было обращено в один день 3000 человек. Нужно обратить внимание на то, что большая часть слушателей была слушателями Иисуса Христа и свидетелями его чудес, в особенности чуда воскресения Лазаря и торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим, и хотя по наущению первосвященников многие могли принять участие в осуждении Иисуса Христа на смерть, они не оставались равнодушными к распространившимся слухам о воскресении Иисуса Христа. И потому достаточно было нескольких слов и какого-нибудь подтверждения, чтобы заставить этих людей снова признать в Галилейском Пророке великого Учителя народа и истинного Мессию.
Аверкий: «Они обозначают только главное содержание веры и исповедания крестящихся — они должны уверовать во Христа, как Мессию и с этой верой приступать ко крещению. За эти два дела Апостол обещает им и два спасительных для них последствия: «прощение грехов и дар Святого Духа». Спасение человека и совершается этим двояким путем: отложение ветхого человека с греховными деяниями его и облечение в нового — «новотворение» человека силой благодати Святого Духа».
Блж. Феофилакт: «Слова эти не противоречат следующим словам: крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19); потому что Церковь мыслит святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны (по существу)».
Обращение первых верующих в Церковь Христову
Первые последователи Христа ежедневно неопустительно посещали иудейское богослужение, совершавшееся в Иерусалимском храме. Христианство не составляло секты в иудействе, а осуществило конечную цель иудейской религии: привести всех ко Христу, было исполнением и совершением истинного иудейства.
Исцеление хромого от рождения
Ко времени Христа Спасителя и Апостолов окончательно были установлены в храме троекратные общественные молитвы, которые были приурочены к часам третьему, шестому и девятому, что соответствовало нашим 9-ти часам утра, полудню и 3-м часам дня. Первый и последний совпадали с узаконенным утренним и вечерним жертвоприношением.
Аверкий: «вера во Имя Господа Иисуса и была силой, которая дала исцеление хромому. Это выражение можно толковать трояким образом: 1) Исцеление произошло ради веры Апостолов, 2) Исцеление совершилось для того, чтобы свидетелей чуда привести к вере во Христа и 3) Ради веры хромого призвание Имени Иисусова исцелило его».
Речь ап. Петра по поводу исцеления хромого
«Эта речь распадается на две части: в первой части святой Апостол Петр указывает народу истинного Виновника совершения этого чуда и цель его совершения, поясняя, что не они, Апостолы, совершили это чудо, но Бог для прославления Господа Иисуса, отвергнутого и умерщвленного Израилем; во второй части увещевает народ покаяться и обратиться ко Христу, чтобы получить оставление грехов и стать участником в обетованных пророками мессианских благословениях».
История Анании и Сапфиры
Аверкий: «Из рассказа Иосифа Флавия мы знаем, что некий Иуда Гавлонитянин, называемый также Галилеянином, поднял восстание против римлян в 6 г. по Р. Хр., когда Имп. Август, низложив Архелая, обратил Иудею в римскую провинцию и повелел произвести перепись, которая должна была служить основанием для взимания податей. Восстание было продолжительное и кровавое, но было подавлено римлянами. Февда был ложный пророк, призывавший иудеев к свободе во время прокуратора Фада в 44 г. по Р. Хр. Все его скопище было рассеяно римскими войсками, а сам он убит. Но по-видимому, здесь идет речь о каком-то другом Февде».
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть