Слайд 1Понятие и предмет муниципального права.
Муниципальное право представляет собой систему конституционных
и обычных норм, творимых или санкционируемых государством, направленных на регулирование
отношений в сфере местного самоуправления.
Слайд 2Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение
населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Слайд 3Местное самоуправление согласно ст. 1 Федерального закона от 6 октября
2003 г . № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Слайд 4Термин “муниципальное право Российской Федерации” употребляется в трех основных значениях.
Во-первых,
так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений
и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации
Во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права.
В-третьих, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов.
Слайд 5Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют
общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в
которых находит свое воплощение местное самоуправление.
Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.
Слайд 6Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования:
Во-первых,
данные отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают на местном (муниципальном)
территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.
Слайд 7Во-вторых, эти отношения носят комплексный характер, так как связаны с
реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной
жизни: экономической, бюджет-но-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления — в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.
Слайд 8В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования,
которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления,
решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.
Слайд 9Таким образом, муниципальное право закрепляет и регулирует общественные отношения, которые
возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских,
сельских поселениях и других муниципальных образованиях.
Слайд 10Более полное представление о структуре предмета муниципального права дает его
подразделение на следующие группы общественных отношений:
1. Отношения, возникающие в процессе
решения вопросов местного значения путем непосредственного выражения гражданами своей воли.
2. Отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.
3. Отношения, возникающие я процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, а также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Слайд 11Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права,
представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие
в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Слайд 12Муниципальное право, как и другие отрасли права, воздействует на общественные
отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение,
запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.
Слайд 13Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права,
который охватывает сферы и публичного, и частного права.
Местное самоуправление —
это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами. Отношения субординации характерны для муниципальных служащих. Таким образом, при регулировании властной деятельности органов местного самоуправления, отношений в сфере муниципальной службы используется императивный метод.
Слайд 14Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы
частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность,
но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.
Слайд 15В Российской Федерации органы местного самоуправления действуют в пределах тех
полномочий, которые закрепляет за ними законодательство о местном самоуправлении. Вместе
с тем Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. представляет муниципальным образованиям право принимать к своему рассмотрению также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.