Слайд 1Нормативно-правовая база психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации
Панкратова Дарья Александровна –
начальник
сектора «Ресурсный центр по сопровождению специального образования»
КГБОУ КЦПМСС
Слайд 2Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности
в освоении основных общеобразовательных программ, развитии
и социальной адаптации
1. Психолого-педагогическая,
медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. (новая трудовая функция профессионального стандарта педагога-психолога)
Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Слайд 32. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое
консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие
и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Слайд 43. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании
заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)
Слайд 528. Психолого-педагогические условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования должны обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих
реализацию основных образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Слайд 625. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны
обеспечивать:
преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к
начальной ступени общего образования;
учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развития своей экологической культуры дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Слайд 725. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать:
преемственность содержания и
форм организации образовательного процесса по отношению к ступени основного общего
образования;
учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарённых детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления);
диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации);
вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Слайд 8Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья от 19.12.2014 № 1598
1.1 Общие положения
АООП НОО
обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию
Слайд 9Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от 19.12.2014 № 1599
1.1 Общие положения
АООП разрабатывается на основе
Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Слайд 10«Предложения и рекомендации по внедрению специальных федеральных образовательных стандартов, в
том числе по совершенствованию нормативной и методической базы» от 08.11.2014
года
Слайд 11Образовательные воздействия
=
возможностям ребенка
Слайд 12ПМПк
психолого-медико-педагогический консилиум
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 27 марта 2000
г. № 27/ 901-6
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»
Слайд 13
Мониторинг результатов
Схема сопровождения в ОО
Мониторинг результатов
Обследование первоклассников
ПМПк
пмпк
СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРУПП РИСКА
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОВЗ
ООП
Мониторинг результатов
Мониторинг результатов
Слайд 14
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии
Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от
20 сентября 2013 г. N 1082
Слайд 1521. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
обоснованные выводы о
наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Слайд 16Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 55.
п. 3
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-педагогической комиссии
Слайд 17
Основой системы психолого-педагогического сопровождения в ОО
является единство требований
предъявляемых ребенку
в образовательной организации, семье, обществе, а эффективность всей деятельности педагога-психолога
в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном
Слайд 18Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- повышение компетентности участников образовательной деятельности в вопросах
организации психологического сопровождения в условиях введения и реализации ФГОС образования
детей с ОВЗ;
- качественная реализация программ коррекционной работы, соответствующих требованиям ФГОС образования детей с ОВЗ;
- создание специальных социально-психологических условий для успешного развития и формирования УУД, БУД обучающихся;
- организация психолого-педагогического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания
Слайд 23Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 года №
514н
«Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»