Слайд 1Квалификационные требования к экспертам.
порядок аккредитации экспертов
Слайд 2Нормативно-правовые документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012
№ 273-ФЗ)
Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной
аккредитации образовательной деятельности».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2014 г. № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»
Постановление Правительства РФ от 24.03.2013 № 370 «Об утверждении Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы»
Слайд 3Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(от 29.12.2012 №
273-ФЗ)
11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы,
которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.
13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям.
14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций.
Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности
Слайд 4Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
20 мая 2014 г. N 556 г. Москва "Об утверждении
квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы (Зарегистрирован в Минюсте России 31.07.2014 N 33374)
Опубликован в Российской газете
21 августа 2014 года
Слайд 5Квалификационные требования и порядок аккредитации экспертов
Наличие высшего образования и стажа
работы в сфере образования не менее 5 лет
Полномочия физического лица
в качестве эксперта и полномочия юридического лица в качестве экспертной организации устанавливаются сроком на 3 года
Комиссией проводится квалификационный экзамен в устной и письменной форме.
Слайд 6Квалификационные требования к экспертам, привлекаемым к проведению аккредитационной экспертизы
Наличие у
эксперта:
высшего образования по профессии, специальности или направлению подготовки, соответствующей профилю
аккредитационной экспертизы;
не менее пяти лет стажа работы в сфере образования.
Эксперт должен знать:
законодательство РФ в сфере образования, Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление процедуры государственной аккредитации,
федеральные государственные образовательные стандарты (по уровню образования, по профессиям специальностям и направлениям подготовки, входящим в УГСН (для профессионального образования), в отношении которых эксперт может проводить аккредитационную экспертизу;
образовательные стандарты, установленные образовательными организациями ВО самостоятельно;
порядок работы со служебной информацией и персональными данными, а также со сведениями, составляющими государственную тайну (при наличии допуска);
способы и особенности применения сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Слайд 7Квалификационные требования к экспертам, привлекаемых к проведению аккредитационной экспертизы
Эксперт должен
уметь:
взаимодействовать в процессе проведения аккредитационной экспертизы с другими экспертами, с
аккредитационным органом, с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
работать с нормативными правовыми актами и локальными нормативными актами, содержащими нормы, регламентирующие образовательные отношения;
проводить экспертизу оценочных и методических материалов на соответствие ФГОС и (или) СУОС
устанавливать соответствие (несоответствие) содержания и качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОС, а также качества подготовки обучающихся по программам, реализуемым в соответствии с СУОС;
анализировать информацию и документы, полученные в ходе проведения аккредитационной экспертизы;
грамотно формулировать и обосновывать выводы по предмету аккредитационной экспертизы;
составлять и оформлять отчет об аккредитационной экспертизе и заключение экспертной группы с использованием средств компьютерной техники и информационных технологий.
Слайд 8Кодекс профессиональной этики эксперта
Кодекс профессиональной этики эксперта – это
совокупность моральных и нравственных обязательств и требований, основанных на общепризнанных
нормах, которыми эксперты руководствуются в своей деятельности во время проведения процедуры аккредитационной экспертизы образовательной деятельности.
Кодекс призван содействовать укреплению авторитета аккредитационного органа и экспертов, принимающих участие в проведении аккредитационной экспертизы в составе экспертных групп, повышению доверия образовательных организаций к результатам деятельности экспертов, обеспечению единой нравственно-правовой основы для согласованных и эффективных действий при проведении аккредитационной экспертизы.
Основные принципы профессиональной этики эксперта :
I. Общественные интересы
II. Профессиональная компетентность
III. Исключение корыстных действий
IV. Объективность, независимость
V. Корректное взаимодействие с представителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
VI. Конфиденциальность информации
Слайд 9Порядок аккредитации экспертов, привлекаемых к проведению аккредитационной экспертизы
Слайд 10Алгоритм прохождения аккредитации экспертов
Слайд 13Комплект документов, прилагаемых к заявлению:
К заявлению об установлении полномочий физического
лица в качестве эксперта прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего
личность;
б) копии документов, подтверждающих соответствие полученного образования и стажа работы (документов об образовании и о квалификации, трудовой книжки, трудовых договоров, договоров о выполнении претендентом работ (услуг) по заявленным видам деятельности за последние 3 года);
в) рекомендация от руководителя организации по последнему месту основной работы претендента в сфере образования;
г) опись представленных документов.
Копии документов (выписки), не заверенные в установленном порядке, представляются с предъявлением оригиналов документов
Слайд 14Основные причины отказа в установлении полномочий эксперта, привлекаемого к проведению
аккредитационной экспертизы образовательной деятельности
На 1 этапе:
Неправильное заполнение заявления и
(или) неполный комплект прилагаемых к нему документов
Выявление недостоверной информации в заявлении претендента и (или) прилагаемых к нему документах
Отсутствие у претендента высшего профессионального образования
Отсутствие у претендента стажа работы в образовательной сфере
(не менее 5 лет)
На 2 этапе:
Несоответствие претендента установленным требованиям (не подтверждены знания федеральных государственных стандартов ; недостаточное знание нормативно-правовой базы в области образования)
Наличие решения Аккредитационного органа о прекращении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации), принятого в течении предшествующих 3 лет до подачи заявления.
Слайд 15Повторное рассмотрение вопроса об установлении полномочий физического лица в качестве
эксперта проводится по заявлению претендента не ранее чем через один
год после отказа в установлении полномочий физического лица в качестве эксперта.
Эксперт, который в период действия своих полномочий перестал соответствовать установленным требованиям, обязан уведомить об этом аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней.
Эксперт обязан уведомлять с указанием причины и приложением копий соответствующих документов аккредитационный орган об изменениях сведений, представленных экспертом в аккредитационный орган при прохождении процедуры установления полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации), не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений.
Слайд 16Прекращение полномочий эксперта
Аккредитационная комиссия принимает решение
о прекращении полномочий эксперта в
следующих случаях:
Неисполнение без уважительной причины экспертом обязанностей, установленных заключенных с
ним гражданско-правовым договором
Нарушение экспертом прав и законных интересов образовательной организации, допущенное при проведении аккредитационной экспертизы
Невыполнение экспертом требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими процедуру аккредитации
Указание экспертом недостоверных сведений в документах, представленных в аккредитационный орган;
Представление экспертом заявления о прекращении полномочий.
Слайд 17Действия аккредитационного органа, сопровождающие прекращение полномочий эксперта (экспертной организации)
Слайд 18
Реестр экспертов, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы (далее - реестр),
ведется аккредитационными органами на электронных носителях на русском языке путем
внесения в реестр реестровых записей.
Реестр состоит из двух разделов:
сведения об экспертах, являющиеся открытыми и общедоступными для ознакомления с ними физических и юридических лиц на официальном сайте аккредитационного органа в сети "Интернет" (далее - открытая часть реестра).
сведения об экспертах, являющиеся закрытыми для ознакомления с ними физических и юридических лиц и являющиеся доступными для определенного аккредитационным органом круга лиц (далее - закрытая часть реестра).
Открытая часть реестра содержит следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
б) дата и номер распорядительного акта аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта;
в) срок действия аккредитации эксперта;
г) уровень образования, укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (для профессионального образования), в отношении которых эксперту установлены полномочия для проведения аккредитационной экспертизы;
д) сведения о прекращении полномочий эксперта.
Слайд 19Закрытая часть реестра содержит следующие сведения:
а) наименование субъекта Российской Федерации,
в котором зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания эксперт;
б)
номер телефона, а также номер факса и адрес электронной почты (при наличии);
в) наличие формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
г) текущее место работы, занимаемая должность;
д) сведения о проведенных экспертом аккредитационных экспертизах (при наличии), заполняемые по форме, устанавливаемой аккредитационным органом.
Основанием для включения сведений в реестр является распорядительный акт аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта или о прекращении полномочий эксперта.