Слайд 2Метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на
достижение определенной цели обучения.
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное
общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений.
Слайд 3Определение «Активный метод обучения»
Активные методы обучения – это способы активизации
учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и
практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики.
Смолкин А.М.
Слайд 4Определение «Активный метод обучения»
Активный метод обучения – это форма организации
взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют
друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.
Слайд 5Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед
обучением были поставлены задачи не только усвоение учащимися знаний и
формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.
Слайд 6Принципы учебного процесса с использованием активных методов
по Балаеву А.А.
Принцип
равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности учащихся
и темой занятия.
Принцип моделирования.
Принцип входного контроля
Принцип соответствия содержания и методов целям обучения
Принцип проблемности
Принцип «негативного опыта».
Слайд 7Принципы учебного процесса с использованием активных методов
по Балаеву А.А.
(продолжение)
Принцип «от простого к сложном»
Принцип непрерывного обновления
Принцип организации коллективной
деятельности
Принцип опережающего обучения
Принцип диагностирования.
Принцип экономии учебного времени
Принцип выходного контроля
Слайд 8Активные методы обучения позволяют решить следующие задачи:
подчинить процесс обучения управляющему
воздействию учителя;
обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся,
так и не подготовленных;
установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
Слайд 9Классификация активных методов обучения
1.По характеру учебно-познавательной деятельности:
а) неимитационные;
б) имитационные:
• игровые;
• неигровые.
2.По численности учащихся:
а) индивидуальные;
б) групповые.
Слайд 10Классификация активных методов обучения(продолжение)
3.По месту проведения:
а) аудиторные;
б) внеаудиторные;
в) экскурсионные.
4. По принципу использования вычислительной техники :
а) ручные;
б) компьютерные(использование ИКТ).
Слайд 11Неимитационные методы обучения
Неимитационные методы характеризуются:
отсутствием модели изучаемого процесса;
коммуникациями
в режиме "вопрос - ответ".
К ним относятся: проблемная лекция, лекция
пресс-конференция; беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии.
Слайд 12Имитационные методы обучения
Имитационные методы - формы проведения занятий, в которых
учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности.
Имитационные методы делятся
на неигровые и игровые.
Слайд 13Имитационные методы обучения
К неигровым методам относятся анализ конкретных ситуаций, решение
ситуационных задач или выполнение индивидуальных практических задач.
К игровым методам
относятся деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации, игровые приемы и процедуры.
Слайд 14Неигровые методы обучения
Анализ конкретной ситуации. Задается реальная ситуация, которая имела
те или иные последствия (положительные или отрицательные). Учащиеся должны вычленить
проблему, сформулировать ее, определить, каковы были условия, какие выбирались средства решения проблемы, были ли они адекватны и почему и т. д. В данном случае анализируется уже свершившееся действие.
Решение ситуаций. Моделируется нерешенная ситуация. Учащиеся должны не только сформулировать проблему, но, разделившись на группы, разработать варианты ее решения. Затем организуется "защита" решений, коллективное обсуждение.
Слайд 15Игровые методы обучения
Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих
работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным
правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. )
Слайд 16Цели использования деловой игры
формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
воспитание
системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и
общества, но и себя, своего места в мире;
передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.
Слайд 17Игровые методы обучения
Дидакти́ческие игры — это вид учебных занятий, организуемых в
виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
(В. Н. Кругликов, 1988).
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Слайд 18Игровые методы обучения
Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем,
что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы
(из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности
Слайд 19Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные
занятия.
Ролевая игра — это активная форма экспериментального поведения, обладающая социализирующим
эффектом, который зависит от мировоззренческих позиций играющего.
(С. А. Шмаков, 1994).
В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация.
Слайд 20Признаки ролевых игр
Наличие модели социально-экономической ситуации.
Наличие индивидуальных ролей.
Несовпадение ролевых целей
участников игры, исполняющих различные роли.
Взаимодействие ролей.
Наличие общей (или одинаковой) цели
у всего игрового коллектива.
Многоальтернативность решений.
Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер).
Наличие управляемого эмоционального напряжения.
Слайд 21Смысл слова дискуссия (лат. discussio) — исследование, разбор, заключается в
коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или в сопоставлении информации, идей,
мнений, предположений.
Групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации.
Слайд 22Формы дискуссии
Круглый стол
Заседание экспертной группы
Форум
Симпозиум
Дебаты
Судебное заседание
Техника аквариума
Мозговой штурм
Слайд 23Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми)
относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные
элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих поэтапную процедуру действий конкретных участников с контролем времени.
Организуемые со всей аудиторией, но при непосредственном участии только отдельных ее представителей, чаще всего по личному желанию (В. Н. Кругликов, 1998).
Главная цель применения игровых приемов и процедур в изменении эмоционального отношения студентов к учебной информации или процессу обучения. Используются в основном для активизации традиционных форм занятий.
Слайд 24Как показывает практика, учащиеся принимают активное участие в дискуссиях, в
ролевых, деловых, ситуативных играх и в различных проектах. Метод проектов
представляется нам одним из наиболее эффективных методов активного обучения, так как он имеет ряд существенных положительных сторон.
Прежде всего, проектная работа делает процесс обучения многосторонним, а именно, каждый ученик имеет возможность проявить себя как самостоятельный и полноправный участник учебного процесса.
Слайд 25Дидактические возможности ИКТ
ИКТ позволяют:
представлять информацию в различной форме;
выдавать информацию по
частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения
и памяти;
мобилизировать внимание обучаемого;
быть точным и объективным в оценке знаний.
Слайд 26Определение
«Интерактивный метод обучения»
Интерактивные методы обучения – система правил организации
продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме
учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.
Слайд 27Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только
с учителем, но и друг с другом и на доминирование
активности учащихся в процессе обучения.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Слайд 28Интерактивные методы позволяют решать следующие задачи:
активное включение каждого ученика в
процесс усвоения учебного материала;
повышение познавательной мотивации;
воспитание лидерских качеств;
умение работать с
командой и в команде;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
обучение навыкам успешного общения;
принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Слайд 29Вопросы
1.Что такое метод?
2.Что такое обучение?
3.Определение активных методов обучения
4.Классификация основных методов
обучения
5.Что такое неимитационные методы обучения?
6.Какие задачи позволяют решить имитационные методы
обучения?
7.Назовите дидактические особенности ИКТ?