Слайд 1Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников средствами современных образовательных
технологий
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЯКОВЛЕВА Ж.Ю.
Слайд 2 Актуальность и перспективность
В соответствии с концепцией
модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое
значение, т.к. коммуникативная компетенция ориентирована на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника
Слайд 3 ЦЕЛЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ
рассмотрение на практике развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского
языка в начальной школе и внедрение в практику обучения иностранным языкам коммуникативно-ориентированного подхода,
ключевым принципом которого является ориентация на овладение языком, как средством общения в реальных жизненных ситуациях, актуальных для учащихся
Слайд 4Определение «коммуникативная компетентность» согласно ФГОС
Под иноязычной коммуникативной
компетенцией в этом документе понимается способность и готовность осуществлять межличностное
и межкультурное общение с носителями языка в заданных стандартомпрограммой пределах, что предусматривает сформированность языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной коммуникативной компетенции
Слайд 5Развитие иноязычной коммуникативной компетенции это - цель обучения иностранному языку
Языковая
Речевая
Тематическая
Социокультурная
Языковая
Речевая
Социокультурная
Компенсаторная
Учебно-познавательная
Коммуникативная компетенции
.
И.Л. Бим компонентный состав коммуникативной компетенции:
Компонентный состав в Государственном стандарте
Слайд 6Психологические особенности младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст
является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными навыками на уроках английского
языка.
Любовь к предмету в данном возрасте очень тесно связано с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.
Для младшего школьного возраста (6–10 лет) характерна готовность к школьному обучению, в основе которой лежит интерес к новой деятельности, являющейся источником мотивации обучения.
Многие методисты считают раннее начало занятий по иностранному языку предпочтительно для достижения базового уровня овладения коммуникативными навыками.
Слайд 7Итак, младший школьный возраст является наиболее оптимальным в усвоении иностранного
языка. В этом случае в поле зрения остается задача, решить
которую призвано начальное обучение данному предмету, а именно развитие коммуникативных навыков.
Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе. Безусловно, речь идет не о том, чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие коммуникативных навыков было специально направлено на развитие личности ученика, его позитивное отношение к школе и успешность обучения.
Вывод - Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке.
Слайд 8
На первой ступени обучения (во II–IV классах) реализуются следующие цели:
способствовать
более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому
миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся;
Слайд 9
Анализ учебно-методического комплекса на предмет методического обеспечения развития коммуникативной компетенции.
Одним из важных элементов, составляющих методический
инструментарий по формированию коммуникативных навыков на уроке английского языка является учебно-методический комплекс (УМК).
Каждый учитель, исходя из своих особенностей и возможностей его учащихся, будет творчески подходить к процессу обучения, но творить он должен внутри УМК, не нарушая его принципов.
Данный УМК наилучшим образом способствует реализации тех задач, которые способствуют развитию коммуникативной компетенции на начальной ступени обучения
.
Слайд 10Гуманистический подход в обучении
Деятельностная сущность коммуникативной
компетенции обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к
обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности.
В общем виде, эти условия сводятся к следующему:
учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;
исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности;
гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.
Слайд 11Современные технологии обучения иностранному языку
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
МЕТОДЫ И ФОРМЫ СРЕДСТВА И
ПРИЕМЫ
+
личностные особенности учителя
(интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так
далее)
педагогическое искусство
- развивающие технологии (Л.В.Занков);
- технологию личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская);
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
- технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
- технологии проблемного обучения (И.Я.Лернер. М.И.Скаткин);
- элементы интенсивной методики (Г.Г.Китайгородская);
- групповые технологии (А.Г.Ривин, В.И.Дьяченко);
- теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин);
- технологию индивидуализации обучения (Ю.К.Бабанский, А.С.Границкая);
-педагогику сотрудничества;
- информационно-коммуникационные технологии.
- метод проектов
Слайд 12Технологии, позволяющие оптимизировать процесс обучения ин.яз в начальной школе
Слово оптимизация
произошло от латинского слова optimum –(наилучшее), процесс выбора наилучшего, оптимального
варианта из множества возможных.
Доминирущими на уроках англ.яз являются репродуктивные виды деятельности на основе речевых образцов.
Однако употребление шаблонов, выполнение одних и тех же действий снижает интерес учащихся к предмету, поэтому учитель должен наилучший вариант, который мог бы оптимизировать свой урок.
Слайд 13Использование ритмических основ, как элементы интенсивной методики
Ритм –
это естественная среда в которой живёт ребёнок
Рифмовки
Считалки
Песенки
Изучаем буквы алфавита
Слайд 15Введение грамматики с использованием ритмических основ
Слайд 16Проектная технология и педагогика сотрудничества
Знакомство с сайтом международных проектов
http:mes-english.com.
Работа с комиксами в учебнике, конце каждого модуля текст About
Rascal
Пример проекта
Группа талантливых учеников, работающих в сотрудничестве с учителем и поддержкой родителей: Морозов А. (3В) Кочкин К. (3Б) Чан Дык Олег (3Б)Кочергина Е.(3В)
Слайд 17Здоровьесберегающие технологии
Расслабляющие минутки – динамические физические упражнения,
построенные на движениях, упражнения для расслабления глаз, дыхательная физкультминутка, упражнения
направленные на формирование осанки
Look left, right
Look up, look down
Look around
Look at your nose
Look at that rose
Close your eyes
Open, wink and smile
Your eyes are happy again
We are balloons
Сейчас я буду считать, а вы каждую минуту
Делаете глубокий вздох: one, two, three, four дети делают 4 вдоха, по команде “Breath in!” необходимо задержать дыхание затем считать от 4 до 8, а вы делаете глубокий выдох по команде ‘’Breath out!”
Слайд 18Технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре
Развитие творческих способностей на основе детского
фольклора, внеклассные мероприятия (разучивание песенок к празднику Рождества, Хэлоуину),постановка сценок
Расширение
страноведческих знаний, сравнение родной культуры и культуры Великобритании
Нетрадиционные формы урока(unusual lessons)
Слайд 19Приёмы и методы – преобладание эмоциональной сферы над интеллектуальной
Рисование
Музыка
Изготовление поделок
Театрализация
Все эти виды деятельности позволяют легко проникнуть в эмоциональный
мир ребёнка. Очень важно и то, что в процессе ребёнок выдаёт свой продукт от начала до конца, то к чему мы стремимся на старшей ступени
Слайд 20ИКТ - технологии
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ-ИГРЫ, ВИКТОРИНЫ, БЛОГИ, ЧАТЫ,
ФОРУМЫ
Слайд 21Игра – даёт возможность «безнаказанно» творить сюжетно-ролевая игра
В игре впечатления
школьника постоянно пополняются
Имеющиеся у него знания благодаря их практически-действенному воспроизведению
в сюжетно-ролевой игре приобретают более прочный, более осознанный характер
Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в сюжетно-ролевой игре с полностью проявляются
Слайд 22Факторы привлекательности сюжетно-ролевой игры
Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию
спонтанной речи, к решению определённых коммуникативных задач
Участники игры должны быть
поставлены в такие условия, при которых необходимо выяснить социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений
Сюжетно-ролевые игры подходят к любому виду обучения, позволяют оптимизировать процесс запоминания учебного материала
Создать подлинную ситуацию общения, способствующую развитию коммуникативной компетенции учащихся
Слайд 23Групповые технологии
Приёмы групповой деятельности
Мозговой штурм
Шкала мнений
Карусель
Аукцион
Нескрытая тайна
Исправь ошибку
Построй модель
Слайд 24Заключение
В качестве показателей эффективности предлагаемого мною подхода могут быть использованы
следующие характеристики
- оформляется мотивация учения;
- происходит формирование совместно-распределительной деятельности в
классе;
- быстро и охотно осваивается предметное содержание детьми
Слайд 25Затем, оценка эффективности описанной выше работы была проведена с использованием
показателей: "степень интереса учащихся к предмету", "степень обученности", "уровень коммуникативной
компетентности".