Слайд 1НННлдд
Намруева Цаган Константиновна, учитель английского и немецкого языков МКОУ
«Лаганская СОШ№4
имени Джамбинова З.Э.»
Обучение чтению
в начальных классах
на
уроках иностранного языка
Слайд 2На начальном этапе обучения чтение вслух должно составлять 90% от
всего объема изучаемых текстов и 10% - чтение про себя.
Учителя и родители понимают, что на начальном этапе чтение вслух является более предпочтительным, чем чтение про себя. Начиная формировать технику чтения у младших школьников на иностранном языке, чтение вслух обеспечивает последовательное формирование этого навыка, а также выполняет важную роль в процессе само- и взаимоконтроля.
Чтение – это самостоятельный вид речевой
деятельности, связанный с восприятием (рецепцией)
и пониманием информации, закодированной
графическими знаками.
Слайд 3 Требования ФГОС-2.Чтение как вид речевой деятельности
• чтение
вслух небольших текстов, содержащих
изученный языковой материал;
• соблюдение правильного ударения в
словах и
фразах, правильной интонации.
• чтение «про себя» и понимание небольших
текстов (содержащих только изученный
материал), а также несложных текстов,
содержащих отдельные новые слова;
• нахождение в тексте необходимой информации
(имени главного героя, места действия).
• использование двуязычного словаря учебника.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
Знать/понимать:
• алфавит, буквы, основные буквосочетания,
звуки изучаемого языка;
• основные правила чтения и орфографии
изучаемого языка; (умение их применять
при чтении и письме).
• знаки транскрипции
Слайд 4В практике обучения иностранному языку в школе чтению часто уделяется
приоритетное внимание. Это объясняется тем, что навыки чтения можно использовать
в повседневной жизни, они формируются быстрее и легче, чем навыки говорения, письма и аудирования. Сделать чтение более продуктивным – задача современного учителя, т.к. чтение является компонентом развития речи и условием дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальном звене.
Слайд 5Трудности при обучении чтению для обучающихся
• Орфографическая система использует 26
букв, 146
графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем.
• Из 26 пар
английских букв (заглавных и строчных)
только четыре можно считать похожими на
соответствующие буквы русского алфавита по значению
и форме. Это K, k, M, T.
• Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют
место и в том и в другом языке, но читаются по-
разному, следовательно, являются самыми трудными.
• Остальные буквы совершенно новые.
Слайд 6.
В УМК “Spotlight” используются традиционные и зарубежные подходы в
обучении чтению (глобальное чтение – whole-word reading), эффективность которых для данной возрастной
категории доказывает практика. Во 2 классе вводятся правила чтения некоторых букв и буквосочетаний, а также некоторые транскрипционные значки.
Для того, чтобы чтение проходило более успешно, упражнения даются в рекомендуемой последовательности: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, затем чтение этих же слов и структур самостоятельно, их использование в диалоге (Chit-Chat). Чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами. Учащиеся стараются узнать знакомые слова в тексте, учатся читать их в связном тексте (объем текстов до 100 слов, артикли не учитываются).
Слайд 7Фонетическая сторона речи.
Благодаря хорошему звуковому обеспечению (audio, CD) у учащихся
вырабатывается правильное произношение: они соблюдают нормы произношения (долготу и краткость
гласных, дифтонги и пр.), обращают внимание на отсутствие оглушения звонких согласных в конце слова или слога, связующее ‘r’ (there is/are), правильно ставят ударение в словах и фразах, соблюдают ритмико-интонационные особенности повествовательных, побудительных и вопросительных предложений. Отсутствие ударения на служебных словах, интонация перечисления, членение предложений на смысловые группы отрабатываются путем многократного прослушивания и последующего разыгрывания диалогов, записанных на дисках. Специальные фонетические упражнения в каждом модуле направлены на различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка.
Слайд 8Читая вслух, дети соблюдают правильное ударение в словах, логическое ударение
в предложении; смысловую интонацию. Этому способствует тот факт, что практически
все тексты записаны на диски и начитаны носителями языка. В 3 и 4 классах проходит изучение основных правил чтения и вводится транскрипция.
В учебном пособии для младших школьников также представлены социокультурные тексты, которые не записаны на диск. Но они построены таким образом, чтобы учащиеся смогли прочитать их самостоятельно и извлечь необходимую информацию (имена, место действия, названия предметов и пр.). В них есть малое количество новых слов, которые объясняются учителем перед началом чтения и расширяют словарный запас учащихся. Кроме того, развивается языковая догадка (прогнозирование). Учащиеся также демонстрируют умение пользоваться двуязычным словарем учебника.
Слайд 9Чтение – это рецептивный вид речевой
деятельности, связанный с извлечением
информации через
зрительный канал. В
основе этого вида речевой деятельности
лежат умения, связанные с
извлечением
поступающей информации.
• Розов О.А. писал: «чтение представляет
собой чрезвычайно сложный процесс,
характеризующийся громадным объемом
подсознательной работы мозга».
Слайд 10Очень важно при обучении чтению учитывать индивидуальные особенности обучающихся, таких
как тип темперамента, скорость протекания познавательных процессов и т.д. К
ним относятся и индивидуальные различия в восприятии. В наши дни практически во всех областях жизнедеятельности людей, в том числе и в образовании, все большее распространение получает нейролингвистическое программирование (НЛП), одним из центральных понятий которого является понятие о ведущих репрезентативных системах. Ведущая репрезентативная система – это система, посредством которой субъектом воспринимается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира
Слайд 11В зависимости от доминирования того или иного способа поступления и
переработки (восприятия) информации все
люди делятся на три психотипа:
аудиалы;
визуалы;
кинестетики.
Аудиалами являются люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух. К визуалам относятся люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация. Кинестетики – люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, движения, запахи, вкус и т.д.
Слайд 13На разных этапах обучения чтению можно проводить ряд упражнений, которые
делятся на 3 группы:
Упражнения для развития зрительного восприятия.
1. Зрительный диктант
(учащимся предлагают прочитать слово, словосочетание, предложение 2 раза, а потом записать);
2. “Слово в слове” (учащимся предлагается составить возможное количество слов из одного слова);
3. Нахождение в тексте слов с определенным количеством звуков, букв; с определенной буквой или звуком; с ударением на определенном слоге, слове;
4. “Расколдуй слово” (phis – ship);
5. Составь слово из отдельных букв, слов и т.д.
Слайд 14II. Упражнения для развития слухового восприятия.
1. Слуховые диктанты (учащиеся записывают
слова, словосочетания, предложения под диктовку);
2. “Самое длинное предложение” (учащимся предлагается
прослушать несколько предложений и определить самое длинное из них);
3. “Снежный ком” (учащимся дается определенное слово, один из них называет слово, начинающееся на последнюю букву первого слова и т.д.);
4. “Цепочка” (учитель называет простое предложение, состоящее из двух слов; учащиеся по очереди добавляют возможные слова, чтобы получилось распространенное предложение);
5. “Угадай слово” (учитель диктует номера букв по алфавиту, учащиеся следом записывают его буквами) и т.д.
Слайд 15III. Упражнения для развития кинестетического восприятия.
1. Рисование буквы, звука, слова,
словосочетания в воздухе;
2. Простукивание ритмического рисунка слова;
3. “Рассказывание руками” по
телефону, телевизору, радио и т.д.;
4. Изображение слова, словосочетания, предложения в воздухе;
5. Пересказ с заданием передать мимикой и жестами разное физическое и эмоциональное состояние (весело, грустно, холодно, жарко) и др.
Слайд 17Упражнения на усвоение звуко-буквенных соответствий
• Прочтите буквы.
• Найти прописную(строчную) среди
прочих.
• Составить слова из букв.
• Составить буквосочетания, слова с ними.
•
Назвать слова, начинающиеся с буквы (звука)…
• Соотнести букву со звуком.
* Соединить слова и звуки, которые в них встречаются
dogs me hen clock six green like name
[mi:] [neim] [klok] [laik] [dogs] [siks] [gri:n] [hen]
* Прочитай загадку. Подчеркни отгадку. Задание на понимание текста.
Bob has got a pet. It isn`t big. But it is merry and funny. It is black. It can run, jump and swim. It can`t fly. Bob likes his …
а. red hen b. black dog c. black duck
* Отметь слово со звуком [s]: can, cinema, cat, cake.
Слайд 18Упражнение, направленное на развитие восприятия.
1. “Повторюшка” - упражнение, направленное на
перевод информации из кратковременной в долговременную память.
Сказочный герой решил проверить
у кого лучше память.
(На слайде презентации, выполненной в программе Power Point, написаны 3 предложения, состоящие из 3-4 слов. Дети читают первое предложение, и оно закрывается. Дети повторяют предложения по памяти. Такие же действия производятся со вторым и третьим предложениями. После этого дети на несколько секунд закрывают глаза, а предложения на слайде меняются местами. Открыв глаза, дети получают задание прочитать предложения в новом порядке. This is a dog. It is black, funny and kind. It can run and jump)
Слайд 192. “Прочитайка”- чтение текстов, заученных наизусть. Идея использования таких упражнений
была предложена Л.Н. Толстым, который считал, что, зная слово, ребенок
постепенно осваивает не только звукобуквенные соответствия, но и сам “открывает” правила чтения.
Например:
- Вначале разучивается рифмовка. Bill, Bill, sit still!
- Затем, выделяются отдельные слова, и производится анализ:
· из каких букв они состоят;
· какой звук обозначает в слове буква или буквосочетание.
В заключение рифмовка прочитывается целиком.
Слайд 20 Следует выделить работу с зашифрованными словами и деформированными предложениями,
когда детям предлагается из «кодированных» букв, разрозненных слов составить словосочетание,
предложение. Эти упражнения относятся к разряду тех заданий, которые развивают все три канала восприятия одновременно.
С целью координации работы всех систем восприятия после работы с определенными единицами чтения учащимся предлагается самостоятельно выполнить различные рисунки, сочинения, проектные работы.
Правильное построение урока и систематическое использование определенных упражнений позволяет учителю сделать процесс обучения чтению более эффективным.
Слайд 21Список использованной литературы.
1. Английский язык. 2 – 4 классы: материалы
для коррекционно-развивающих занятий с учащимися. I start to love English
/ авт.-сост. Е.Н.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 151 с.
2. Масюченко И.П. Правила современного английского языка. – Ростов-на-Дону: ООО “Издательство БАРО-РПЕСС”, 2006. – 448 с.
3. Потапова М.И. Развитие творческой активности учащихся младших классов при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 7. – с.49 – 52
4. Пугач В.Н. Новейшие психотехнологии пед успеха // Учебно-методическое пособие по психологии коммуникаций. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1997. – 48 с.
5. Цветков Эрнест. Тайные пружины человеческой психики, или как расширить сферу своего влияния / Оформл. А. Лурье – СПб.: Лань, 1997. – 112 с.
6. http: //project-modelino.com/know-nothing-state.htm
7. http: //refsru.com/