Слайд 1МОУ «основная общеобразовательная школа с. Воецкое» муниципального образования «Барышский район»
Ульяновской области
Презентация по теме: «Письмо
как вид речевой деятельности на уроке немецкого языка» Автор учитель немецкого языка Дмитриева С.Н.
Слайд 2История вопроса:
Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не
являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной
речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языка. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку.
Слайд 3Характеристика письменной речи
Термин «письмо» – понятие более широкое,
чем письменная речь, оно может включать в себя и письмо
как таковое, и письменную речь.
В практике обучения ИЯ термин "письмо" используется главным образом в значении "письменная фиксация речи, знаков языка", т.е. имеется в виду его технологический, процессуальный аспект.
Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова).
Под письменной речью понимается относительно самостоятельный вид речевой деятельности, направленной на выражение мыслей в письменной форме. Ее рассматривают как сложную творческую деятельность. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли.
Слайд 4 Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной,
аналитико-синтетическо исполнительной.
В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предложений, выделение связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи реализуется в фиксации с помощью графических знаков – письменного текста.
Слайд 5 В методике письмо – объект овладения учащимися
графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и
речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением, так как письмо с ними тесно связано. Базой письменной речи является устная речь. В обоих случаях в результате состоится понимание сообщения другими людьми.
Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии письменной речи.
Школьники выполняют задания разной степени сложности в соответствии с этапом обучения.
Слайд 6 На начальном этапе – это написание букв алфавита, перевод
звуков речи в графические символы – буквы и буквосочетания, орфографически
правильное написание слов, словосочетаний и предложений, способствующих лучшему усвоению учебного материала, необходимого для формирования и развития навыков устной речи и чтения на изучаемом языке.
Основная задача начального этапа обучения – заложить основы техники письма (т.е. сформировать каллиграфические, графические и орфографические навыки) через ознакомление учащихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфографии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное.
Слайд 7
Обучение письму направлено прежде всего на овладение
техникой письма и самыми элементарными умениями для ведения переписки.
Требования к обучению письму 5 КЛАСС
Школьникам предлагается:
1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения.
2. Вести словарь.
3. Составлять письмо по образцу.
Цели и содержание обучения письму
Слайд 86 -7 класс
Письмо в большей мере используется
и как цель, и как средство обучения. Усложняются коммуникативные задачи.
Ученики учатся:
1. Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения.
2. Выписывать из текста нужную информацию.
3. Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
4. Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли.
Слайд 9 8-9 классы
При существующих условиях обучения вносятся
значительные ограничения в обучение письменной речи.
Обучающиеся
учатся:
1. Письменно готовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст.
2. Заполнять анкету, формуляр, писать письмо.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли
Слайд 10 Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на старшем,
завершающем этапе. Но путь к письменной речи довольно длителен и
далеко не прост. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.
На старшем этапе при работе с иноязычным текстом следует обучать школьников составлению реферата и аннотации.
Слайд 11 Трудности обучения письменной речи очевидны:
процесс обучения письменной речи постоянно
осложняется расхождениями между звуковым и графическим планами выражения мысли на
иностранном языке;
при устном сообщении что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развернутым, требует более строгого грамматического оформления.
Слайд 12
Умение выражать свои мысли в письменной форме формируется
на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера.
В первую
группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец.
Вторая группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).
Слайд 13Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений
выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на
вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (проблемный тезис) или визуально (просмотр видеофильма, фотография).
Слайд 14Вывод
Обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам
речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания,
служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком.
Слайд 15Примеры обращения
Liebe Helke / Lieber Hans
Дорогая Хельке / Дорогой Ганс
Hallo! Привет!
Meine liebe Helke / mein lieber Hans Моя дорогая Хельке / Мой дорогой Ганс Hallo meine liebe Freundin /
Привет, моя дорогая подруга Hallo mein lieber Freund Привет, мой дорогой друг
Слайд 16 ЛИТЕРАТУРА:
1. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе.
– М.: Просвещение, 1991.
2. Рогова Г.В. «Методика обучения иностранным
языкам в средней школе»., М.:Просвещение,1991
3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций
Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002