Слайд 1Азбука витаминов
Открытый урок
8 а класс
МОУ «СОШ №24» Кировский
район город Саратов
Учитель биологии
Чалова Галина Евгеньевна
24.01.2012 года
повышение качества биологического образования через развитие мотивации к предмету и
подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.
Слайд 11История изучения витаминов
В 1880-1881 г. в Дерптском университете Н.И.Лунин исследовал
две группы мышей. Первую группу он кормил натуральным молоком, а
вторая получала в нужных количествах жиры, белки, углеводы и воду. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а вторая группа мышей погибла. Таким образом, возник вопрос: “Какие же вещества есть в продуктах питания, так необходимые для нормальной жизнедеятельности?”
Николай Иванович Лунин
Врач-педиатр
Слайд 12История изучения витаминов
В 1890 году голландский врач Эйкман на
острове Ява, в тюрьме исследовал заболевание у заключенных и кур,
напоминающее болезнь бери-бери. В 1911 г., польскому учёному Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным) рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” – животворный или
«VITA»- это жизнь.
Казимир Функ
Слайд 13Понятие о витаминах
Витамины – это органические вещества
которые требуются в
очень малых количествах для
протекания биохимических процессов организме.
Они должны
поступать постоянно.
Всего известно около 80 витаминов
Витамины делятся на водорастворимые С,Р,РР,Н,В
и жирорастворимые А,Д,Е,К.
Витамины входят в состав ферментов (биологических катализаторов)
Слайд 14Недостаток и избыток витаминов
Авитоминоз- полное отсутствие того или иного витамина
в организме в результате потреблении неполноценных питательных веществ;
Гиповитминоз- болезнь, возникающая
при недостатке витамина в пище;
Гипервитаминоз- избыток витаминов в пище, проявляющийся как тяжелое отравление организма.
Слайд 16 Демонстрационный эксперимент
Определить, есть ли витамин
С в яблочном соке?
Развести йодную спиртовую (3%-ю) настойку в воде
до цвета заваренного чая. Взять 1 мл. сока, разбавить его водой в 5 раз, добавлять по каплям водный раствор йода. Если окраска исчезает, надо установить, сколько капель йода потребуется до полного обесцвечивания. Чем больше капель йода потрачено, тем больше шансов, что в яблочном соке витамин С есть. Это положительное заключение полной доказательной силы не имеет, поскольку йод обесцвечивается не только витамином С, но и многими другими веществами. Отрицательный результат достоверен
Слайд 18КОМПЛЕКСНЫЕ ВИТАМИНЫ
Препараты первого поколения состоят
из одного компонента. Это такие препараты, как аскорбиновая кислота, витамины
А, Е, D. Их назначают в лечебных целях. Препараты второго поколения - это поливитаминные комплексы, содержащие микроэлементы, улучшающие усвоение и действие витаминов. Так для нормального усвоения кальция организм должен получать необходимые количества не только витамина D, но и солей магния. Препараты третьего поколения содержат не только витамины, микроэлементы и макроэлементы, но и добавки: экстракты лекарственных растений, фруктовые соки и ферменты. Сейчас витамины в производят из натуральных продуктов: витамин Е – представляет собой экстракт устриц, витамин С - экстракт шиповника, бета-каротин - экстракт из моркови. Витамины действуют на организм совместно. Современные витаминные препараты делят на профилактические и лечебные.
Слайд 19НАТУРАЛЬНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВИТАМИНЫ
Слайд 20НАТУРАЛЬНЫЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВИТАМИНЫ
Слайд 22Что мешает усвоению витаминов
Алкоголь – Разрушает витамины А, группы
В
Никотин - Разрушает витамины А, С, Е,.
Кофеин – Убивает витамины
В, РР
Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А
Антибиотики – Разрушают витамины группы В
Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12.
Слайд 23Группы риска развития витаминодефицитных состояний
дети и подростки в период
наиболее интенсивного роста;
вегетарианцы;
беременные женщины;
пожилые люди;
курильщики;
лица, употребляющие высокие дозы
алкоголя;
люди с хроническими заболеваниями и перенесенными инфекциями;
женщины, придерживающиеся жесткой диеты;
люди с повышенными физическими нагрузками ;
люди с повышенными умственными нагрузками;
дети и взрослые с низким социально-экономическим уровнем.
Слайд 25Тест «Есть ли у вас авитаминоз?»
1.Весной вы обычно простужаетесь
чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2.
Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да Б – нет
Слайд 26Подсчет результатов.
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый
ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек!
На вас
следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод
налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ
жизни
Слайд 27 Общие выводы по уроку
1.Витамины - это биологически
активные вещества, действующие на организм в малых количествах;
2. Витамины входят
в состав всех ферментов , являющихся катализаторами и необходимы для нормального обмена веществ в организме;
3. Витамины делятся на жирорастворимые и водорастворимые
4. Авитоминоз- отсутствие того или иного витамина в организме в результате потреблении неполноценных питательных веществ;
5.Гиповитминоз- недостаток того или иного витамина в организме, приводящий к нарушению работы организма;
6.Гипервитаминоз- передозировка витаминов, проявляющееся как тяжелое отравление организма
Слайд 30Информационная литература:
1)Универсальные поурочные разработки по биологии.
К учебным комплектам
А.Г.Драгомилова, Р.Д.Маша (М.; Вентана-Граф)
8 класс «Вако» 2005»
2)
Большая энциклопедия Кирилла и мефодия.
Электронное издание, 20006 год.
3)Журнал «Биология в школе», «Лиза», «Здоровье»