Слайд 1Букет РОССИИ
(ИХ воспевал С.А.Есенин)
Автор проекта Коротаев Евгений
Учащийся 6 А класса
МОУ
«Михайловская СОШ №2».
Руководитель проекта Савостьянова Елена Владимировна, учитель биологии.
Муниципальное образовательное
учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа № 2»
МО – Михайловский муниципальный район
Рязанской области
г.Михайлов, 2010
Слайд 2 Актуальность проекта
Сергей
Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми.
В истории русской поэзии Есенин занимает совершенно особое место, как проникновенный лирик родной природы, которой он посвятил свое творчество.
У каждого из нас в душе свой образ великого поэта и человека Сергея Есенина, у каждого в сердце свои любимые есенинские стихи.
Тем не менее, мои собственные наблюдения заставили меня задуматься и осознать, что я и мои сверстники все реже стали обращаться к поэзии нашего земляка.
В наш век – век прогресса, компьютеризации и нанотехнологий мы перестали чувствововать себя частью природы и понимать красоты окружающего мира. И только, окунувшись в поэзию Есенина, мы способны испытать, как прикасаются наши души к живой красоте его родных рязанских раздолий, сколько образов природы открыто поэтом для нас.
Думаю, что стихи Есенина близки каждому из нас, потому что в своей лирике поэт сумел передать светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к поэзии Есенина.
Мною проведен опрос моих сверстников, в ходе которого выяснилось ,что 75% учащихся нашего класса читают Есенина исключительно в рамках школьной программы, и лишь 25% детей более глубже интересуются поэзией Есенина и читают его произведения в повседневной жизни.
Слайд 3ЗАДАЧИ
1. Провести анкетирование с целью выявления знания учащимися произведений С.А.Есенина
2.
Выяснить у учащихся, красоту каких растений воспевал С.А.Есенин
3. Проведение классного
часа, посвященного творчеству С.А. Есенина
мои цели
- знакомство с разнообразием образов
родной природы в поэзии Есенина
- воспитание чувства любви к природе , к русской поэзии;
- воспитание читательского вкуса, посредством познания творчества замечательного русского поэта и земляка Сергея Есенина.
Слайд 5ГИПОТЕЗА
Я предполагаю, что мои одноклассники, в основном, помнят лишь те
стихи С.А.Есенина о природе, которые изучаются ими по школьной программе
и, поэтому решил более подробно выяснить, знают ли они, о каких растениях писал поэт.
Слайд 6Как возможно не читать Есенина, ведь он создал неповторимые запоминающиеся
нам образы, удивляющие не одно поколение людей всего мира. Это
и роща золотая, говорящая «березовым языком», и осинки, заглядевшиеся в «розовую водь».
У Есенина за окном не просто опадает осенняя листва, а «тихо льется с кленов листьев медь», в саду – не просто деревья, а «горит костер рябины красной». Вся эта легкость и нежная любовь к природе читается в стихах поэта и подчеркивает его собственное отношение к ней.
Слайд 7Еще первые стихи Есенина посвящены описанию природы. Да и могло
ли быть иначе, если поэт с детства был окружен великолепием
просторов и богатств родной рязанской земли. Есенинская поэзия ярка и красочна, полна звуков и запахов. Раздается белый перезвон берез, шумит камыш, рощи кроют синим мраком, горит золотистая зелень, пахнет яблоком и медом – таков светлый и прекрасный мир природы у Есенина.
Для Сергея Есенина природа – это образ вечной красоты и вечной гармонии мира, который так глубоко передает убеждения поэта о слитности человека с природой, его неотделённости от всего живого. Именно трепетные картины природы в стихах поэта учат любить и хранить мир земной красоты.
Все творчество поэта проникнуто лиризмом. В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью, она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, «березы в белом плачут по лесам».
И каждый раз, открывая для себя творчество С.Есенина, меня удивляет, какое несметное количество образов нашей родной природы, я познаю вновь и вновь. Как многоцветны и многокрасочны у поэта травы, растения, деревья.
Есенинские стихи приходят к нам из детства, начиная со строк «Белая береза под моим окном принакрылась снегом точно серебром», «На бугре березка – свечка в лунных перьях серебра»...
Образ русской березы проходит через все творчество поэта. Об этом известно каждому из нас.
Слайд 8Так, 99 % опрошенных мной моих одноклассников указали, что именно
о березе писал Сергей Есенин. И это вполне естественно, поскольку
береза для Есенина есть олицетворение всей русской природы и близких людей, образ которой каждый раз трогает нас до глубины души и вселяет веру земного бытия.
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством короны. Ее неяркий изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви березки превращаются то в «шелковое косы», то в «зеленые сережки», а цвет ее ствола – то в «березовое молоко», льющееся по равнинам родной земли, то «березовый ситец».
«Страной березового ситца» называет поэт Россию, свои родные места. Именно в образе березы поэт объединяет самые дорогие его сердцу понятия: береза для него это и само дерево, и вся русская природа вообще, и олицетворение родной страны.
Мною проведён опрос одноклассников на предмет их знаний о каких растениях писал Сергей Есенин. По результатам опроса выяснилось, что 99% учащихся моего класса знакомы лишь с образами березы и черемухи в стихах поэта.
Слайд 9В одном из последних стихотворений Есенина есть строки:
Я навек за
туманы и росы
Полюбил у березки стан
И ее золотые косы
И холщовый
ее сарафан.
В этом произведении поэт преподносит нам совсем иной образ березы, возникший под самый конец его жизни . Именно в нем отчетливо читаются все обращения Есенина к этому образу; передаются все его чувства, с которыми он проникает в такие сферы нашего человеческого сознания, куда никакими другими путями и способами и думать проникнуть нельзя.
Слайд 10Внимательно знакомясь с творчеством Есенина нельзя не заметить, что его
стихи проникнуты множеством образов и других деревьев. Все образы до
единого очеловечены поэтом. Это и клен, и ивы, ели, ковыль.
Так хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
Я не скоро, не скоро вернусь.
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
Более сотни стихов поэта упоминают те или иные растения и деревья. Герои Есенина – это липа, рябина, сосна, тополь, верба, осина, дуб, клен.
Но самым заметным образом в поэзии Есенина после березы, на мой взгляд, является черемуха и клен. При опросе своих одноклассников мои наблюдения подтвердились, потому что , как я уже упоминал, 99% из них указали на популярность образа черемухи в творчестве Сергея Есенина.
Этот образ для поэта любим не менее остальных. В своих глубоких пейзажах поэт то сравнивает белый цвет черемухи тсо снегом: «сыплет черемуха снегом», то использует другой образ: «как метель, черемуха машет руками», то «степь под пологом зеленым кадит черемуховый дым». У Есенина осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, «черемуховую вьюгу».
Клен для Есенина выступает как разудалый парень с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку.
Отсюда и образы лирического героя:
Оттого что старый клен
Головой на меня похож.
Клен, действительно, для поэта, как человек со всеми присущими ему душевными состояниями и периодами жизни:
Там он встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете
Сам себе казался я таким же кленом…
Слайд 11Совсем по-иному рисует поэт в своих стихах образ тополя. В
отличие от клена, тополь у Есенина по аристократически «строен и
прям». Это стройность, устремленность ввысь является отличительной чертой тополя в его поэзии. В стихотворении «Село» С.Есенин сравнивает листья тополя с шелком:
В шелковых листьях тополя.
Это сравнение у поэта оттого, что у тополя листья имеют двойную структуру: снаружи листья блестяще-зеленые, будто отполированные, а с внутренней стороны – матово-серебристые, как шелковая ткань.
В произведениях Есенина тополя – это знак Родины, как и береза. Прощаясь с домом, уезжая в чужие края, герой грустил о том, что
Уже не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.
Образ ивы у поэта традиционно ассоциируется с грустью, одиночеством и разлукой.
Только ивы под красным бугром.
Обветшалым трясут подолом.
В этом же стихотворении упоминается и осина, которая также подчеркивает одиночество.
В одних стихах ива у поэта, как и береза, является героиней , девушкой.
И вызванивают четки
Ивы – кроткие монашки.
В других приобретает очеловеченный образ:
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Или:
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Слайд 12 В отличии от березы, клена либо черемухи, не постоянным героем
в поэзии Есенина, является дуб. Тем не менее для поэта
он выступает как символ и образ жизненной мощи, олицетворяя собой мужество, силу и величие.
Задрожали дубы столетние,…
На дубах от свиста листья валятся.
Слайд 13
Хвойные деревья передают у Есенина иное настроение и несут иной
смысл, чем лиственные: не радость и грусть, а скорее таинственное
молчание.
Сосны и ели представляют собой часть сурового пейзажа, вокруг них царит глушь и тишина. Несменяемая зелень вызывает ассоциации хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время и круговорот природы.
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
Или:
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна…
В этом лесу живет у поэта главная героиня – сосна:
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась как старушка,
Оперлася на клюку…
Слайд 14 И таких героев у Есенина – несметное множество. Внимательно рассматривая
его поэзию, где встречаются образы различных деревьев и растений, я
вижу и чувствую, как стихи моего земляка неразрывно связаны с жизнью природы, которая неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Именно поэт переплел для нас два мира – русскую природу и наш человеческий быт, создав один единый гармоничный и взаимопроникающий мир. Наверное оттого и дороги нам стихи Сергея Есенина, что все мы прекрасно осознаем, как недопустимо отстранение человека от природы, а тем более конфликты с ней, приносящие обществу не поправимый моральный урон и нравственный ущерб.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Время не властно над поэзией Сергея Есенина. Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта, изменилась реальность , питавшая его стихи. Но произведения Сергея Есенина до сих пор волнуют сердца людей, притягивают оригинальностью и поэтической красотой. Каждого из нас переполняет гордость, У всех на устах по-прежнему произведения поэта, рожденные его любовью к природе, и сочувствием к ней. потому мы и открываем в ней для себя нечто близкое и дорогое.
Слайд 15РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. В ходе реализации проекта была
проведена анкета среди учащихся 6 «а» класса.
2. Было выявлено, что
75 % учащихся моего класса читают произведения С.А.Есенина только в рамках школьной программы, а 25% читают его произведения в повседневной жизни.
3. Было установлено, что учащиеся больше знают о стихах С.А. Есенина, воспевающих природу и такие растения, как береза и черемуха.
4.Был организован классный час «Мир поэзии С.А.Есенина».
5. Готовя этот проект, я узнал много нового и интересного о творчестве С.А.Есенина, о растениях родного края, познакомил своих одноклассников с видами растений, которые воспевал С.А.Есенин. Убежден, что вызвал интерес ребят и они больше будут читать стихи моего любимого поэта.
6.По результатам классного часа провел анкетирование, которое показало, что одноклассники заинтересовались растениями, стихами С.А.Есенина, а посетив школьную библиотеку, узнал, что в формулярах появились новые записи о выдаче учащимся книг С.А.Есенина.
7. Убежден, что данную работу по изучения творчества С.А.Есенина я продолжу со своими одноклассниками и в этом учебном году.